Версия сайта
для слабовидящих

Медработник дошкольного образовательного учреждения, № 1, 2013

Театрализованная деятельность

средство нормализации психоэмоционального здоровья дошкольников

 

Гольц  Н.И., музыкальный руководитель МАДОУ д/с № 50;

Малярчук   Н.Н., д-р пед. наук, канд. мед. наук, профессор кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень

 

Театр — это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, формировать творческую активность, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Театрализованная деятельность в детском саду позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитывать творческую направленность личности. В.А. Сухомлинский настаивал: «...забота о здоровье ребенка... — это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» [4].

Коллективная театрализованная деятельность, направленная на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов, способствует самопознанию и самовыражению личности, создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Приобщение детей к этой деятельности способствует освоению мира человеческих чувств коммуникативных    навыков, развитию способности к сопереживанию. Театр оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на ребенка, заставляет радоваться и грустить, мечтать и думать. Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Театральные действия развивают мышление и воображение, помогают ребенку ярче раскрыть свои творческие способности. Театр — волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя. А играя, познает окружающее [1; 2].

Мы разработали программу «Маска», в которую входят занятия и театрализованные представления, раскрепощающие ребенка, развивающие культуру и технику речи, сценическое и актерское мастерство, знакомящие с основами театрального искусства. Цель театрализованной деятельности — помочь детям стать гибкими в общении, научиться находить нестандартные решения в различных ситуациях, раскрывать свой творческий потенциал, снимать накопившееся напряжение [3].

В целом, в работе с детьми по театрализованной деятельности необходимо руководствоваться следующим: педагог не просто транслятор знаний, он живой и искренний соучастник всего театрализованного действа; помогает проявиться способностям воспитанника, понимая и уважая точку зрения ребенка, его интересы, желания и возможности; педагогу необходимо видеть даже небольшие изменения в развитии ребенка в лучшую сторону, уметь одобрять и поддерживать воспитанников, закреплять однажды достигнутый успех. Обязательное условие — создание обстановки доверия, эмоционального комфорта в общении с детьми, умение вступать в контакт с каждым ребенком, помогать самовыражению воспитанника. Педагог постоянно находится в диалоге с родителями воспитанников, сообщая им об успехах ребенка, информируя о проблемных ситуациях во взаимодействии с ним.

Детям очень нравится разыгрывать сценки, ставить спектакли-драматизации, участвовать в кукольных представлениях, музыкальных постановках и литературно-музыкальных композициях.

При создании театрализованных представлений (драматизаций, музыкальных сказок, кукольных спектаклей) ребята увлеченно репетируют сцены, активно вливаются в роли, которые чаще выбирают по желанию, чем по способностям. Родителей можно привлекать к созданию костюмов, декораций. Воспитатели готовят с ребятами пригласительные билеты. Дети с удовольствием смотрят представления своих сверстников, обмениваются впечатлениями, получают эмоциональный запас энергии, становятся добрее, внимательнее друг к другу.

На занятиях используются речевые и пальчиковые игры, диалоги, разучиваются стихи, которые помогают детям проявить свои способности и возможности. Например, в сказке «Кривляки» ребята придумывают различные движения мимикой, жестами. В диалоге «Антошка» развивают силу голоса, уверенность в общении. Участие в русских народных играх: «Золотые ворота», «Яша», «Стоит девица красная», «Заинька», «Ручеек» воспитывает в детях чувство коллективизма, уважение мальчика к девочке.

Включение фольклорного песенного и игрового репертуара в  театрализованные постановки помогает детям лучше узнать быт и культуру русского народа. Так, в драматизации «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» звучит много фольклорных песен и игр. Ярко проходит в сказке ярмарка с хороводами и играми, с задором выступает «Коробейник» под веселую русскую народную мелодию, а в конце сказки звучат колокола и хор «Славься» М.И. Глинки из оперы «Иван Сусанин». Фольклор включается в «Рождественские вечера». Устраиваются «Сибирские посиделки» и «Колядки», воспитатели и воспитанники наряжаются в русские костюмы и маски, идут колядовать, а все взрослые уже поджидают и с удовольствием одаривают колядующих конфетами и печеньем.

Педагог создает театральные зоны, где ребята могут работать с куклами, ставить простейшие сказки и показывать их своим товарищам и родителям. Даже самые застенчивые ребята с удовольствием берут куклу или надевают атрибут: шапочку, сарафан, очки и действуют по готовому или собственному сценарию.

Только совместная работа педагогов и родителей даст нужный и качественный результат в развитии личности ребенка, поэтому частые встречи с родителями на собраниях и представлениях, общение между педагогами на педсоветах позволяют добиться успехов в театрализованной деятельности дошкольников. Примером может служить программа «День рождения в детском саду», предусматривающая дополнительные образовательные услуги. Родители присутствуют на дне рождения своего ребенка в стенах детского сада и учатся у педагогов различным методам и приемам проведения данного праздника. Для организации в домашних условиях родители обеспечиваются методическими материалами (рекомендации по организации мини-спектаклей, в папках-передвижках тексты для спектаклей, инструкции по изготовлению атрибутов и костюмов).

Чтобы дети чувствовали себя увереннее, проявляли себя творчески, они выступают не только перед родителями и сверстниками в детском саду, но и на открытых городских мероприятиях перед гостями — педагогами других дошкольных учреждений! Например, маленькие актеры театральной студии «Маска» выступили с музыкальной сказкой «Муха-Цокотуха» перед музыкальными руководителями детских садов г. Тюмени, а сказка «Путешествие безопасных дорог» была показана на городском конкурсе по Правилам дорожного движения для сотрудников ГИБДД. После таких выступлений ребята с гордостью рассказывают о своих успехах, интересом рассматривают фотографии. Каждый год в мае студия «Маска» проводит отчетный спектакль для родителей и детей детского сада.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность служит источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приучает его к духовным ценностям. Ребенок понимает, что значит зло, а что добро, учится проявлять свои положительные качества характера.

Таким образом, театрализованные игры — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру. Следовательно, театрализованная деятельность — эффективное средство поддержания психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста.

 

Литература

1. Алябьев Г.М. Детские праздники. М., 2003.

2. Владимирова Е.А. Сценарии школьных праздников. М., 1996.

3. Давыдова М. Формирование этических представлений у дошкольников и их родителей в процессе театрализованной деятельности // Дошкольное воспитание. 2011. № 3. С. 31.

4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.

 

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: