Версия сайта
для слабовидящих

Журнал "Детский сад от А до Я", № 6, 2013

Энергизаторы  - как один из способов образовательной, воспитательной и здоровьеразвивающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении

                                                

                                             авт. Куркова Наталья Ильинична,

                          заместитель заведующего,

                                                        врач-педиатр

                                               МАДОУ ЦРР детский сад № 50 города Тюмени

                                                         

 

         В статье описывается один из методов интеграции воспитательной, образовательной и здоровьеразвивающей деятельности,  который помогает

подготовить ребенка к эффективной жизнедеятельности в социуме.

        Ключевые слова: интеграция, здоровьеразвивающая деятельность, энергизатор.

__________________________________________________________________

 

Главное для работников детского сада «Счастливое детство» - обеспечить ребенку счастливое детство, как самого ценного периода развития. Чтобы дети были  счастливыми, они обязательно должны  быть здоровыми, поэтому работа коллектива по сохранению и укреплению здоровья детей, это не дань моде, а настоящая необходимость.

Ни одна система, направленная на сохранение и развитие здоровья детей, не может дать полноценных результатов, если в этом направлении работает только один специалист, например медицинский работник или педагог. Чтобы добиться конкретных результатов, необходимо взаимодействие, интеграция специалистов: медработников, педагогов, физруков, психолога с обязательным вовлечением  в этот процесс семьи.

Созданное, таким образом, детско-взрослое сообщество может дать положительные результаты в процессе оздоровления детей.

Для воспитания детей здоровыми,  в нашем учреждении  были созданы прежде всего здоровьесберегающие условия, сформирована здоровьеразвивающая среда, а также разработана Программа «Здоровый ребенок». Согласно нашей Программе, все методы оздоровления носят профилактический характер,  которыми  пользуются в своей деятельности и педагоги и специалисты (например, профилактика близорукости,  переутомления,  отрицательных эмоций, профилактика ОРЗ, профилактика нарушений осанки и плоскостопия и т.д.).

Большое внимание уделяется двигательной активности детей.

Ребенок, двигаясь, познает мир и учиться уверенно действовать в социуме. Двигательная активность обеспечивает возможность ребенку общаться, формировать опыт поведения, умение красиво передвигаться, что  приносит радость и эстетическое удовольствие.

Одним из методов укрепления соматического, физического и психоэмоционального здоровья воспитанников являются энергизаторы. 

Использование энергизаторов способствует совершенствованию функционального  состояния костно-мышечной системы, органов дыхания, сердечно-сосудистой и нервной систем детского организма, развиваются ловкость, быстрота; развивается чувство ритма и памяти, умение согласовывать движения с речью; создается атмосфера игры; достигается  ребенком состояние радости и успеха.

Энергизаторы - в отличие от физкультминуток – это активный вид сознательной инициативной деятельности педагога и детей, направленный на достижение 3-х целей:

- физического развития ребенка, посредством двигательной активности;  

- интеллектуального воспитания, через  решение познавательных задач;

- достижение эмоционального благополучия, посредством создания психологически комфортной среды в детском коллективе.

Энергизаторы включают различные имитационные движения и упражнения общеразвивающего воздействия.

Выполняя энергизатор, у детей развивается интерес к двигательным действиям, делающим образовательный процесс более легким и плодотворным. Ребенок вовлекается в творческую деятельность, самостоятельно создает движения, основанные на его двигательном опыте.

Физические движения позволяют формировать правильное речевое дыхание, что обеспечивает речевое развитие дошкольников.

В нашем учреждении используются различные виды энергизаторов: для решения учебных задач, устранения утомления и отрицательных эмоций, развития взаимопомощи, стимуляции иммунной системы, снятия напряжения с глазных мышц, для развития речевого аппарата.

Приведу примеры некоторых из них для детей от 4-х до 7 лет:

1. Энергизаторы для решения учебных задач:

«Зайцы». Дети образуют пары и встают лицом  друг к другу. Каждый участник в паре по очереди называют число до 10. Например, 5 и 9. Дети в уме вычисляют сумму чисел и прыгают, взявшись за руки, 14 раз.

«Земля, воздух, огонь, вода». Дети становятся в круг. Водящий бросает мяч любому участнику, произнося одно из слов: земля, вода, воздух, огонь.   Условия игры: слово земля обозначает животное, обитающее на суше, вода- животное, приспособленное к жизни в воде, воздух – птицу. Игрок должен поймать мяч, назвать животное и вернуть мяч водящему. Услышав слово огонь, все  играющие поворачиваются вокруг себя.

«Кто летает, плавает, ползает»дети выполняют  различные движения при назывании животного, которое летает (машут руками как крыльями), плавает (делают плавательные движения), ползает (имитируют ползанье).

 «Съедобное - несъедобное» - дети  ловят мяч в случае, если названное перед броском слово обозначает съедобный предмет.

 «Поезд» – дети выполняют роль вагончиков при имитации движения поезда со звуковыми сигналами, при этом, каждый ребенок-«вагончик» показывает то,  что везёт.

2 .Энергизатор для устранения утомления

«Перезрелые помидоры». Воспитатель предлагает детям сделать массаж ушей: «Сначала пальцами массируем мочки ушей, затем растираем ладонями уши вверх-вниз (повторяем несколько раз), вперед-назад (несколько раз) и цокаем,  как лошадка». Затем воспитатель говорит детям: «Посмотрите на уши друг друга! Они стали похожи на перезрелые помидоры».

3. Энергизатор для устранения отрицательных эмоций, связанных с ожиданием неудач.

Дети стоят или сидят. Воспитатель говорит и показывает: «Быстро-быстро сжимаем и разжимаем пальцы рук, одновременно моргаем» (Повторить 2-3 раза). Воспитатель предлагает детям сжать кулаки и произнести следующие слова: «Я справлюсь! Я смогу! Я смелый!»

4. Энергизатор для дружбы и взаимопомощи

«Нападение волка». Участники разбиваются на команды, например «зайчики» и «белочки». У каждой команды есть свой «островок» (положить лист ватмана или обруч), который располагается на полу. По команде воспитателя «Играйте!» игроки обеих команд начинают передвигаться в разных направлениях, обходя «островки». Звучит команда: «Нападение волка». Участники должны быстро встать на свои «островки», спасая других, задерживая их руками, если они не успели на островок.

  1. 5.                Энергизаторы для стимуляции иммунной системы

Осуществляется точечный массаж по Уманской и обширное умывание. Суть обширного умывания заключается в том,  что ребенок, раздетый до пояса, под руководством воспитателя, выполняет ряд действий: «раз» - обмывает правой рукой левую кисть;  «два» - обмывает левой рукой правую кисть; «три» - мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя; «четыре» - мокрой левой  ладонью проводит от кончиков пальцев правой  руки до локтя; «пять» - мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет кисти одновременно вперед; «шесть» - мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди; «семь» - мокрыми ладонями проводит по лицу ото лба к подбородку; «восемь» - ополаскиват руки; «девять» - отжимает их, слегка стряхивая; «десять» - вытирает руки насухо.

  1. 6.                Энергизаторы для предупреждения зрительного утомления, снятия напряжения с глазных мышц

Детьми выполняются упражнения без напряжения зрения в течение 3 минут (без очков для тех, кто носит очки). Основной прием – показ действий педагогом, сопровождающим упражнение стихами.

  • Раз налево,  два –  направо (на «раз» дети отводят глаза влево, на «два»- вправо)

    Три – наверх, четыре – вниз (на «три» - наверх, на «четыре» - вниз).

                  А теперь по кругу смотрим (делают круговые движения глазами)

    Чтобы лучше видеть мир.

               Взгляд направим ближе, дальше  (смотрят на палец вытянутой руки)

                  Тренируя мышцу глаз.

               Видеть скоро будем лучше   (смотрят вдаль)

               Убедитесь вы сейчас!  (делают круговые движения глазами)

               А теперь нажмем немного (пожимают большими пальцами около переносицы)

               Точки возле своих глаз.

               Сил дадим им много-много,

               Чтоб усилить в тысячу раз!

  • Вправо-влево смотрит кошка (дети смотрят глазами вправо-влево, вверх-вниз)

               Мяу-мяу, где ты, крошка? (смотрят вверх-вниз)

               А мышонок ей в ответ:

    Там, где был, меня уж нет! (смотрят вверх-вниз).

    Покатился он с пригорка,

    Видит: маленькая норка (совершают круговые движения глазами).

                  В этой норке жил зверек-

     Длинный, узенький хорек.

    Острозубый, остроглазый,

      (быстро моргают глазами, на последнюю строчку закрывают глаза)

     Был он вором и пролазой.

     И бывало, каждый день

     Крал цыплят из деревень.

 

Энергизаторы для детей младшего дошкольного возраста – 2-3 года,

способствующие физическому развитию и развитию   речевого аппарата. Дети не только изображают, но и вместе с воспитателем стараются четко произносить:

  • Я – серенький зайчик,  (дети сгибают руки перед грудью, опустив кисти вниз)     

Зайчик - побегайчик.

Вот мои ушки,

Ушки - лопаушки. (приставляют ладошки к голове)

Вот мои лапки,

Лапки-царапки (сжимают и разжимают пальчики)

Вот мои ножки

Стучат по дорожке (топают ножками)     

А хвостик не мой –

Поищу другой (хлопают ладошками за спиной)

  • Девочки и мальчики

               Прыгают как зайчики

               Ручками хлопают

               Ножками топают

               Глазками моргают

               А потом отдыхают.

  • Раз подняться - потянуться,

                Два согнуться – разогнуться,

               Три в ладоши три хлопка,

               Головою три кивка,

               На четыре руки шире

               Пять руками помахать

               Шесть тихонечко присесть.

  • Мерзнут ушки ой, ой, ой (растирают уши ладошками)

               Очень холодно зимой

               Ой, ой, ой, ой…очень холодно зимой.

               Мерзнет носик ой, ой, ой (растирают носик ладошкой)

                Очень холодно зимой

                Ой, ой, ой, ой… Зайка стал совсем больной

                Чтобы зайке подлечиться

                Надо прыгать и кружиться…

Выполнение таких  упражнений, способствует формированию речевых областей в обоих полушариях мозга.

  1. 2.                Энергизаторы для предупреждения зрительного утомления, снятия напряжения с глазных мышц
  • Кошка вышла на карниз (имитируют мягкую, грациозную походку кошки)

          Посмотрела кошка вверх (смотрят вверх)

          Посмотрела кошка вниз (смотрят вниз)

          Вот налево повернулась (смотрят влево)

          Проводила взглядом мух (взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому)

          Потянулась, улыбнулась

          И уселась на карниз.

  • Терем-терем-теремок! (дети делают движения глазами вправо-влево)

     Он не низок, не высок (смотрят вверх-вниз)

     Наверху петух сидит (моргают глазами)

     «Кукареку» он кричит.

  • Дождик, дождик, пуще лей (смотрят вверх)

     Капли, капли не жалей (смотрят вниз)

     Только нас не замочи (делают круговые движения глазами)

          Зря в окошко не стучи.

 

Литература:

  1. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении/ под ред. В.И. Орла и С.Н. Агаджановой. СПб: «детство-Пресс», 2006
  2. Прочная основа. Образование и воспитание детей младшего возраста. Всемирный доклад по мониторингу ОВД, 2007
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.

Учеб. Пособие для студ. Вузов и системы повышения квалификации пед.кадров/ Е.С.Полат и др. Под ред. Е.С.Полат. М.6издательский центр «Академия», 1999.224с

  1. Зеленый огонек здоровья/Программа оздоровления дошкольников под ред. Картушиной М.Ю. М: Творческий Центр Сфера, 2009

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: