Версия для слабовидящих

Куркова Н.И. Здоровячок (ЛФК)

 

ПРОГРАММА

дополнительного образования детей в дошкольном образовательном учреждении по специальной физической подготовке

  «Здоровячок» 

Куркова Наталья Ильинична, заместитель заведующего МАДОУ ЦРР - детского сада № 50 города Тюмени

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Здоровье- тема актуальная для всех времен и народов, в 21 веке она становится первостепенной. Здоровье нельзя удержать лекарствами, но есть другое средство-движение. Физические упражнения, движения должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь.

Здоровье человека зависит прежде всего от состояния опорно-двигательного аппарата, в частности от состояния позвоночного столба и стоп.

У детей при углубленных осмотрах уже в дошкольном возрасте выявляются нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата в виде нарушений осанки и плоскостопия.

Дело в том, что общая масса мускулатуры у детей составляет 20-25 % по отношению к массе тела. Скелетная мускулатура ребенка характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Мышцы бедны неорганическими солями, белками и жирами. Хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, однако мелкие мышцы развиты недостаточно. Длинные мышцы сокращаясь, обеспечивают большую амплитуду колебаний, а короткие мышцы – большую силу при малой амплитуде («выигрывая в силе, проигрывают в скорости», Лесгафт, 1938). По сравнению со взрослыми, костная система ребенка богата хрящевой тканью и содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей, поэтому кости ребенка легко поддаются искривлению.

Развитию костно-мышечной системы детей способствует рациональная двигательная активность (Фомин, Вавилов, 1991). Рациональная нагрузка оказывает положительное влияние на деятельность и формирование мышц в процессе их роста.

Под влиянием физических нагрузок химический состав костной ткани сдвигается в сторону увеличения содержания неорганических веществ, что обеспечивает большую плотность костной ткани. Динамические нагрузки стимулируют продольный рост трубчатых костей; статические нагрузки вызывают преждевременное завершение роста костей в длину (Ткачук, 2003). При статических нагрузках наблюдается постепенная гипертрофия мышц, обеспечивая прирост силы и выносливости. Дошкольников при подготовке к школе следует постепенно приучать к удержанию определенных статических положений стоя и сидя с целью выработки и сохранения правильной осанки (Фонарев, 1975).

При анализе распространенности патологии опорно-двигательного аппарата в Тюмени, Санкт-Петербурге и в др. городах, выявлено, что с возрастом у детей  увеличивается количество деформаций костно-мышечной системы, причем значительное увеличение числа ортопедической патологии отмечается за счет статических деформаций: плоскостопия, нарушения осанки, сколиоза.

Осанка - привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Формирование осанки происходит под влиянием многих факторов: характера строения и степени развития костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппаратов, условий труда и быта, нарушение деятельности организма после некоторых перенесенных заболеваний, особенно в раннем детстве. Правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функций всех органов и систем организма в целом.

В формировании осанки наибольшую роль играют позвоночник, таз, степень развития мускулатуры. Кроме того, имеют значение рост, масса, отдельные размеры тела и т.д.

Коррекция дефектов осанки - это не только задача физического воспитания детей, но и важнейший момент первичной  и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и заболеваний внутренних органов. У детей  с нарушением осанки снижены физиологические резервы дыхания, кровообращения, нарушены адаптивные реакции. А слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта и других органов брюшной полости. Кроме того, нарушения  рессорной функции позвоночника отрицательно сказываются на высшей нервной деятельности ребенка, что может проявляться  в повышенной утомляемости и головных болях.

Стопа- это сложный сводчатый орган, выполняющий опорную, локомоторную и амортизационную функции.

Наиболее часто встречающейся патологией со стороны стопы у детей - это ее уплощение. Уплощение стопы приводит к снижению ее рессорной функции во время ходьбы, бега, прыжков.

Причина уплощения стоп и в последствии развитие плоскостопия - слабые мышцы внутреннего свода стопы.

Основным средством профилактики и коррекции нарушений осанки, плоскостопия является ЛФК, которая включает в себя общий режим, специальный статико-динамический режим и лечебную гимнастику.  

Поэтому, для укрепления мышечного корсета и мышц внутреннего свода стопы в условиях детского сада предлагается детям специальная физическая подготовка в виде корригирующей гимнастики в кружке «Здоровячок», в котором  будет выполнена необходимая коррекционная работа при минимальном утомлении с учетом возрастных и индивидуальных особенностей опорно-двигательного аппарата детей.

ЦЕЛЬ  кружка  «ЗДОРОВЯЧОК»:

  1. Формирование у детей правильной осанки и внутреннего свода стоп.
  2. Воспитание и закрепление  навыка правильной осанки.

ЗАДАЧИ:

1. Укрепить мышцы живота и спины, создать уравновешенный мышечный корсет туловища.

2. Укрепить мышцы нижних конечностей и мышцы внутреннего свода стоп.

3. Улучшить функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

4. Повысить общий тонус детей и оздоровить организм в целом.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1. Данная программа рассчитана на детей от 5 до 7 лет.

2. Форма организации - групповая.

3. Количество занятий:

- для детей 5-6 лет проводится 8 занятий в месяц, 2 раза в неделю, длительностью 25 минут;

- для детей 6- 7лет проводится 8 занятий в месяц, 2 раза в неделю, длительностью 30 минут.

4. Состав групп 12-18 человек (Приказ № 135, п.3.11 Министерства просвещения СССР от 20.06.1987 г).

5. Форма спортивная: шорты, футболка.

6. В занятия включаются как общие, так и индивидуальные упражнения. Общие  упражнения занимают большую часть, т.к. укрепление мышц спины и живота, увеличение подвижности позвоночника, важны для коррекции деформаций позвоночника при различных нарушениях осанки.

7. Создается положительный эмоциональный фон на занятии, чтобы способствовать освоению необходимых навыков.

8.Каждое занятие состоит из 3-х частей: вводной, основной, заключительной.

Задача вводной  части - организация детей для предстоящих занятий. Используются  упражнения строевого характера, короткие игровые задания и упражнения по коррекции осанки. Продолжительность -  3-5 минут.

Задача основной части – укрепление мышечного корсета и индивидуальная коррекция деформаций позвоночника. Продолжительность- 15-20 минут.

Задача заключительной части – совершенствование двигательных навыков, закрепление навыков осанки в различных условиях и приведение организма в спокойное состояние. Продолжительность – 3-5 минут.

9. Коррегирующая гимнастика включает 3 периода реабилитации: начальный, основной и заключительный.

Начальный период -  (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь) обучение правильным исходным положениям, точности выполнения упражнений с учетом индивидуальных особенностей детей.

Длительность периода – 16 недель.

Основной период – (январь, февраль, март) - тренирующий: выполняются упражнения с предметами, отягощениями, на координацию движений, тренировку равновесия, подвижность позвоночника,  на самовытяжение.

Длительность периода – с 17 -по 27 неделю.

Заключительный период – (апрель, май) -  закрепляются ранее достигнутые знания и умения.

Длительность периода – с 28 -35  неделю.

ДИАГНОСТИКА

 

Методика углубленного обследования детей с целью выявления нарушений осанки и плоскостопия предусматривает выполнение следующих этапов:

Название этапа

кто проводит

Содержание этапа

Соматоскопия

(педагоги, медперсонал)

 

Осмотр тела и конечностей по специальной схеме

Антропометрия

(медперсонал)

 

Выполнение простейших антропометрических измерений

Визуализация и формирование диагноза

(врачи-специалисты)

Выполнение аппаратных исследований (рентгенография, томография); установление диагноза и проведение первичной дифференциальной диагностики)

 

Интегральная оценка

(педагоги, медперсонал)

 

Оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата, двигательных навыков и физических качеств в соответствии с паспортным и биологическим паспортом.

Разработка индивидуальной программы реабилитации

( медперсонал)

 

Проведение дифференциальной диагностики между нарушением осанки и сколиозом; определение необходимости направления ребенка на консультацию к специалисту (ортопеду, врачу ЛФК, неврологу и т.д.); разработка индивидуальной программы реабилитации с учетом характера нарушений осанки.

 

Тесты на силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса

(руководитель кружка)

 

Определение силы мышц живота и спины

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «ЗДОРОВЯЧОК»  

 

Периоды

 

Месяц, недели

Содержание занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начальный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сентябрь-октябрь

 

Беседа об осанке. Дать  детям понятие об осанке. О причинах, которые приводят к нарушению осанки и о мерах их профилактики

Дети обучаются как правильно принимать   исходные положения - лежа на спине, на животе, сидя на скамейке, стоя. В и.п. сидя и стоя идет работа над постановкой стоп. Выполняются дыхательные и общеразвивающие упражнения.

 

 

 

 

 

1 -2 недели

 

 

 

 

3-4 недели

В и.п. сидя объясняется и прорабатывается положение плечевого пояса и рук. Рассказывается, какие движения выполняют плечевой пояс, дети сами ощущают сведение и разведение, поднятие и опусканий надплечий, движения верхней конечности: сгибание и разгибание, сведение и разведение, круговое вращение.

В и.п. стоя повторяется положение стоп. Основная часть занятий проводится по обычной схеме с постоянным контролем над точностью выполнения упражнений.

 

 

 

 

5-6  недели

На последующих занятиях вспоминается все, что прошли на предыдущих занятиях и прорабатываются новые элементы, в частности- положение головы сидя.

Детям объясняется, какие возможны движения в шейном отделе позвоночника (наклоны, повороты, круговые вращения).

В и.п. стоя отрабатывается положение стоп и коленных суставов, которые должны быть разогнуты.

 

 

 

 

7-8 недели

Детям объясняется, как правильно принимать рабочую позу при письме и чтении сидя. Данный навык постепенно отрабатывается до автоматизма.

Стоя отрабатываются положение стоп и колений.

Разбирается движение рук во время ходьбы и бега.

 

 

ноябрь-декабрь

 

 

 

 

9-10 недели

В и.п. стоя разбираем оптимальное положение всех частей тела – ноги, таз, туловище, голова должны составить прямую линию, перпендикулярную полу. Стоя у стены оценивается осанка: пять точек должны коснуться опоры – пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки и затылок. Контроль – шаг вперед от стены.

 

 

 

11-12 недели

В и.п. сидя с мешочком на голове дети обучаются элементарным движениям рук, объясняется работа рук во время ходьбы. Сидя закрепляем рабочую позу при письме и при чтении.

Стоя проверяем положение ног, туловища, головы.

 

 

13-14 недели

Отрабатывается и.п. стоя с мешочком на голове, при этом производится движение рук в различных плоскостях. Ходьба на месте,  с остановками.

 

 

 

15-16 недели

В и.п. сидя дети учатся постепенно расслаблять мускулатуру шеи, плечевого пояса, рук, туловища и ног с возвращением в и.п. Стоя выполняется ходьба на месте с махом рук, с высоким подниманием бедра, с сохранением правильной осанки.

Проверяется осанка перед зеркалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 январь-февраль

 

17-18 недели

Ходьба на месте с различным положением рук, с махом руками в различных направлениях.

Выполняются упражнения для мышц спины и живота, упражнения на самовытяжение, дыхательные упражнения, игры с мячом.

 

 

 

 

19-20 недели

Выполняется ходьба с мешочком на голове вперед, назад, в стороны, с остановками, во время которых подключается работа рук в различных положениях.

Лежа на животе и на спине выполняются упражнения с различными движениями руками и ногами, а также упражнения с предметами, например с гимнастической палкой.

Вводятся упражнения в и.п. на четвереньках.

 

 

21-23 недели

Дети учатся правильно стоять у гимнастической стенки.

Используются различные виды построений, перестроений, ходьба по часовой и противочасовой стрелки, в колонну, врассыпную, с мешочками на голове, основное условие – сохранение правильной осанки.

Широко используются упражнения с мячами и палками.

март

 

 

24-25 неделя

Выполняются упражнения во всех и.п. Продолжается выработка силовой выносливости мышц спины и живота с различным положением рук и с различными предметами. Используются дыхательные упражнения, упражнения в самовытяжении, в расслаблении и равновесии, проводятся подвижные игры с мячом.

 

 

26-27 недели

Особое внимание уделяется тренировке силовой выносливости мышц.

 

 

 

 

 

Заключительный период

апрель-май

 

 

 

 

28-35 недели

В этом периоде закрепляются ранее усвоенные знания, умения и навыки.

Основная задача этого периода- продолжение воспитания, тренировка и закрепление навыка правильной осанки. Из гимнастических упражнений- упражнения в различных и.п. с отягощением и в сопротивлении.

Закрепляется правильное положение тела в передвижениях.

До сознания каждого ребенка доводится необходимость самостоятельных занятий дома и постоянного контроля над своей осанкой.

 

 

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1.  Овладение ребенком основными навыками сохранения правильной осанки.

2.  Формирование правильной осанки и внутреннего свода стопы.

3.  Снижение заболеваемости простудными заболеваниями.

4.  Повышение общего тонуса организма 

План конспект занятий с детьми,

имеющими нарушения осанки во фронтальной плоскости.

 

Занятие № 1

—  провести беседу о правильной осанке с показом фотографий

— проверить осанку в различных исходных положёниях и при выполнении упражнений.

 

Содержание

урока

Дози-

ровка

Методические указания

1

Построение в шеренгу

у гимнастических скамеек

3 раза

Последовательно координируем

стопы, положения

таза, живота, плечевого пояса и головы

2

Проверка осанки, начиная со стоп;

затем; шаг вперед и шаг назад с возвратом в исходное положение

 

3

И.П; — сидя на гимнастической

скамейке с мешочком на коленях:

1 — взять мешочек двумя руками за края;

2 — поднять руки с мешочками вверх;

3 — проверить положение головы;

4 — положить мешочек на голову

3 раза

Спину держать

ровно

4

И.п. — то же, мешочек на голове:

1 — руки к плечам;

2 — руки вверх;

3 — руки к плечам;

4 — вернуться в и.п.

4 раза

 

5

И.п. — сидя на гимнастической скамейке с мешочком на голове:

1 — руки вперед;

2 — встать со скамейки;

3 — руки к плечам;

4 — вернуться в и.п.

4 раза

При выполнении упражнения следить за правильной осанкой ребенка

 

6

Переход из положения — «стоя» в положение «лежа на спине»:

1 — присед;

2 — упор сидя, руки сзади;

3 — упор на предплечья;

4 — лечь на спину (и.п.).

лечь на 10 счетов

Проверить положение таза, ног, поясницы, плеч у лежащего ребенка

 

7

Самовытяжение

 

на 10 счетов

Стопы на себя, тянуть теменем

8

И.п. — лежа на спине:

1 — руки к плечам — вдох;

2 — поднять голову — выдох, руки вперед;

3 — то же, но руки в стороны;

4 — вернуться в и.п.

4 раза

Плечи опустить, локти опустить и прижать к туловищу

 

9

И.п. — лежа на спине, руки — в «крылышки»:

1 — согнуть правую ногу в коленном суставе;

2 т— ногу выпрямить вверх; 3—4 — опустить прямую ногу.

5 раз

Следить за поясницей

 

10

И.п. — то же:

1—4 — «велосипедные» движения ногами.

 

4-5 раз

Следить за плечевым

поясом

11

Из и.п. — «лежа на спине»: 1-4 — сесть, руки вперед в и.п. «крылышки».

6 раз

Спина прямая

 

12

12. Переход из положения

«лежа на спине» в положение «лежа на животе»:

1 — поднять руки вверх;

2 — лечь на бок;

3 — лечь на живот;

4 — выполнить самовыравнивание, положить лоб на пальцы рук, согнутых в локтях.

6 раз

Следить за

точностью

выполнения

 

13

13. И.п. — лежа на животе.

 

7 раз

Локтями не касаться пола

14

14. Поочередное поднимание прямых ног в положении «лежа на животе», руки в положении «крылышки».

10 раз

Опустить и развести плечи

 

15

15. И.п. — лежа на животе:

1 — сделать «широкие крылышки»

на полу;

2-4 — приподнять голову,

плечи и одну ногу;

5—8 — то же, но приподнять другую ногу.

8 раз

Нога прямая

 

16

16. И.п. — лежа на животе:

1—4 — выполнять брасс руками.

 

10 раз

Выполнять

медленно

и точно

17

17. Переход из положения

«лежа на животе» в положение +стоя»:

1 — упор руками;

2 — коленно-кистевое положениё;

3 — упор присев;

4 — встать.

 

 

18

18. Игра-эстафета — передача мячей руками в колонне над головой. Ходьба с правильной осанкой и проверка осанки у стены.

3 мин.

 

Занятие № 2

Задачи:

— проверка в различных исходных положениях;

— укрепление мышц спины и брюшного пресса.

Содержание

урока

Дози

ровка

 

Методические

указания

1

Построение в шеренгу4 му гимнастической скамейки. Проверка осанки на месте. Ходьба с перестроением в колонну по два.

4 мин.

 

2

И.п.— основная стойка:

1 — руки вперед;

2 — руки вверх;

3 — руки к плечам;

4 — и.п.

5раз

Следить за положением туловища

3

И.п. — основная стойка: 

1 — руки вперед;

2 — медленно присесть;

3 — руки к плечам;

4 — и.п.

5 раз

Приседать с прямой спиной

4

И.п. — основная стойка:

1 — шаг влево, руки к плечам;

2 — руки на голову;

3 — приставить правую ногу, руки к плечам;

4 — и.п.

6 раз

Живот подтянуть, ягодицы сократить

5

И.п. — основная стойка:

 1-2 — упор присев, руки вперед;

3—4 — встать, и.п.

5 раз

Спина прямая

6

Переход из положения «стоя». в положение «лежа на спине», с самовытяжением

3 раза по 10 счетов

Тянуться пятками и теменем

7

И.п. — лежа на спине

1 — руки перед грудью, ноги согнуты в коленном суставе под прямым углом;

2 — руки за голову, разогнуть •   левую ногу;

3 — руки перед грудью, ноги согнуты;

4 — и.п.;

5—8 — то же повторить

с другой ногой

6 раз

Поясница прижата, следить за дыханием

8

И.п. — сед по-турецки:

1 — руки к плечам;

2 — руки за голову;

3 — руки вперед;

4 — и.п.

6 раз

Спина прямая

9

И.п. — сед по-турецки:

1 — руки в «крылышки»;

2 — лечь на спину, руки на пояс;

3 — руки вперед;

104 — сесть по-турецки, руки на колени

5 раз

Следить за осанкой

10

И.п. — лежа на правом боку:

1 — поднять левую ногу вверх;

2 — носок на себя;

3 — носок оттянуть;

4 — и.п.

То же на другом боку

6 раз

Все части тела на одной линии, мышцы ягодиц сократить, живот подтянуть

11

И.п. — лежа на правом боку: 1—4 — круговые движения приподнятой левой ногой. То же на другом боку

6 раз

Все части тела на одной линии, мышцы ягодиц сократить, живот подтянуть

12

Переход в и.п. «лежа на животе»: 1—4 — руки в «крылышки», плечи приподнять и удержать в этом положении

6 раз

Мышцы ягодиц сократить

13

И.п. — лежа на животе:

1-4 — руки в «крылышки», ногами «кроль»

10 счетов

Плечи опустить, мышцы ягодиц сократить

14

И.п. — лежа на животе:

1 — поднять лоб с согнутыми в локтях руками;

2 — руки в стороны;

3 — руки за голову;

4 — и.п.

7 раз

Плечи опустить, мышцы ягодиц сократить

15

Упражнение на равновесие — ходьба на носках по гимнастической скамейке с различными движениями рук; ходьба боком; ходьба через набивные мячи

5 мин

Сохранять правильную осанку

16

Перестроение для игры. Игра «День и ночь». Выбывшие из игры дети садятся по-турецки на гимнастическую скамейку или к гимнастической стенке.

5 мин

 

17

Ходьба с правильной осанкой. Проверка осанки с опросом и исправлением ошибок

2 мин

 

Занятие № 3

Задачи:

— совершенствование навыка правильной осанки в различных исходных положениях и при различных движениях рук;

— укрепление мышц спины и брюшного пресса; профилактика плоскостопия.

Содержание

урока

Дозировка

 

Методические указания

1

Самовыравнивание у гимнастической стенки. Построение в колонну по одному. Ходьба по залу с правильной осанкой. Медленный бег на носках, руки согнуты

 

 

2

И.п. — основная стойка:

1 — руки вверх, правую ногу назад, на носок;

2 — и.п.;

3 — левую ногу назад, на носок, руки вверх;

4 — и.п.

6 раз

Спина прямая

3

То же, но выполнять с мешочком на голове

6 раз

Спина прямая

4

Переход в и.п. — «лежа на спине»:

1 — согнуть ноги в коленях;

2 — выпрямить их под углом 45°;

3 — согнуть ноги;

4 — вернуться в и.п.

 

Дыхание произвольное

5

И.п. — то же:

1 — согнуть ноги, руки перед, грудью;

2 — выпрямить ноги под углом 90", руки вверх;

3 — развести ноги;

4 — и.п.

 

Дыхание произвольное

6

Перейти в и.п. — «на боку»:

1 — поднять прямую ногу;

2 — присоединить другую ногу;

3 — держать ноги в этом положении;

4 — вернуться в и.п.

6 раз

Дыхание произвольное

7

И.п. — то же:

1 — поднять обе ноги;

2 — медленно согнуть их;

3 — медленно разогнуть;

4 — и.п.

6 раз

Лежать ровно в горизонтальной плоскости

8

Перейти в и.п. — «лежа на животе»:

1 — «крылышки» руками;

2 — поднять прямые ноги; 3—7 — держать это положение; 8 — и.п.

9.    И.п. — лежа на животе, руки вверх:

1 — поднять левую ногу и правую руку;

2 — поднять правую ногу и левую руку

8 раз

Мышцы ягодиц сократить, носки ног оттянуть

9

И.п. — лежа на животе.

«Брасс» руками, ноги поднять

7 раз

по 7 счетов

При выполнении тянуть руки и ноги

10

Переход в и.п. —  «основная стойка». Ходьба на месте с правильным положением тела

 

При выполнении упражнения тянуть руки и ноги

11

Элементы баскетбола: броски мяча от груди двумя руками; броски мяча из-за головы, от плеча левой, правой руками; броски мяча в корзину

5 мин

Следить за осанкой

12

Ходьба по залу с разным положением рук (руки вверх, за голову, в стороны, на пояс)

 

 

13

Вальсовый шаг. Построение, проверка осанки

3 мин

 

Занятие № 4

Задачи:

— продолжить обучение правильной ходьбе в сочетании с дыханием;

— обучить правильному выполнению упражнений с предметами;

— совершенствовать правильную координацию движений.

Содержание

урока

Дози

ровка

Методические указания

1

Построение у гимнастической стенки в шеренгу по одному, проверка осанки. Шаги вперед, назад, повороты на месте. Ходьба с правильной осанкой по диагонали, противоходом. Ходьба на носках. Спокойный бег с постепенным переходом на ходьбу в сочетании с дыханием

 

5 мин

 

2

Упражнения с гимнастической палкой стоя. И.п. — основная стойка, палка внизу, сзади:

1 — отвести палку назад, подняться на носки;

2 — и.п.

6 раз

Потянуться

3

И.п. — основная стойка, палка за головой, на плечах:

1 — правую руку в сторону;

2 —и.п.;

3 — левую руку в сторону;

4 — и.п.

5 раз

Локти вниз, живот подтянуть

4

И.п. — то же:

1—2 — «погладить» палкой спину; 3—4 — палка вверх; 5-6 — «погладить» палкой спину; 7-8 — и.п.

6 раз

Локти вниз, живот подтянуть

5

Переход из положения «стоя» в положение «лежа». Самовытяжение.

3 раза

Пятками тянуться вниз, теменем — вверх

6

И.п. — лежа на спине, руки на поясе:

1— согнуть ноги;

2 — разогнуть ноги, взявшись руками за бедра;

3 — согнуть ноги; 4 — и.п.

5 раз

Поясница прижата к полу

7

И.п. — лежа на спине, руки за головой:

1-8 — «велосипед» ногами под углом 45°

5 раз

Локти прижаты

8

Переход в и.п. — «лежа на животе»: 1 — поднять локти, Соединить лопатки, руки — в «крылышки»; 2-4 — держать принятое положение

5 раз

Следить за дыханием

9

И.п. — то же: 1 — «крылышки» руками;

2 — согнуть ноги в коленных суставах;

3-4 — медленно разогнуть ноги

и вернуться в и.п.

6 раз

Следить за дыханием

10

И.п. — то же: 1 — «крылышки» руками;

2 — правую ногу отвести в сторону;

3 — левую ногу отвести в сторону; 4 — и.п.

6 раз

Тянуть носки

11

Упражнение на расслабление

30 сек

Следить за дыханием

12

И.п. — «лежа на животе»: 1-4 — «брасс» руками, «кроль» ногами

3 раза по 30 сек.

Следить за дыханием

13

Переход из и.п. «лежа на животе» в положение «стоя» — основная стойка

 

 

14

Ходьба по залу, восстановление дыхания, ходьба на носках с различными движениями руками

3 мин

 

15

Игра «Карлики и великаны»

 

Следить за вытяжением

16

Перестроение в колонну по два. Игра на внимание. Подведение итогов урока

 

 

Занятие № 5

 Задачи:

— совершенствовать координацию движений;

— тренировать силовую выносливость мышц живота и спины;

— профилактика плоскостопия;

— обучать упражнениям в равновесии и балансировании с исключением зрительного анализатора.

Содержание

урока

Дози

ровка

Методические указания

1

Сидя на гимнастической скамейке, проверить осанку. Измерить пульс в покое. Ходьба по залу с различными движениями руками. Ходьба приставными шагами. Перестроение из колонны по одному в  колонну по два с ходьбой на носках, на пятках и на наружном своде стоп.

 

 

2

И.п. — основная стойка:

1 — шаг левой ногой в сторону, руки к плечам;

2 — руки за голову;

3 — руки к плечам;

4 — и.п.

6 раз

Подтянуть живот, локти прижать к туловищу

3

И.п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе: 1-4 — наклон вперед; 5-8 — и.п.

8 раз

Подтянуть живот, локти прижать к туловищу

4

И.п.—основная стойка: ..      :

1 — выпад влево;

2 — руки в стороны;

3 — руки в «крылышки»;

4 — и.п.

8 раз

Подтянуть живот, локти прижать к туловищу

 

5

Переход из положения «стоя» в положение «лежа на спине». Самовытяжение.

 

 

6

Упражнение с набивными мячами. И.п. — лежа на спине. Мяч в руках перед грудью. На каждый счет бросать мяч вверх и ловить его

4 раза

Поясницу прижать к полу

 

7

И.п. — лежа на спине, руки с мячом вытянуты вверх: 1 — поднять правую ногу;

2 — присоединить к ней другую;

3 — держать ноги под углом 45° градусов;

4 — и.п.

 

8 раз

Поясницу прижать к полу

 

8

И.п. — руки за головой, согнутыми ногами обхватить мяч:

1 — разогнуть ноги;

2 — руки вверх; 3—4— руки с мячом вверх; 5 — сесть, руки вперед;  6 — мяч положить между ног;  

7 — обхватить мяч ногами; 8 — и.п.

6 раз

Поясницу прижать к полу

9

Перейти в и.п. «на боку». 1-10 — удержание мяча поочередно: одной ногой, зачем — другой.

3 раза

Проверить осанку

10

И.п. — то же.

Удержание обеих ног.

3 раза по 10 сек.

Проверить осанку

11

Переход в и.п. «лежа на животе». Обхватить мяч ногами:

1 — руки в «крылышки»;

2 — поднять ноги;

3-6 — держать в этом положении;

7 — опустить ноги;

8 — и.п.

8 раз

Плечи прижаты к полу

12

И.п. — лежа на животе, мяч в руках:

1 — ноги поднять, руки вверх;

2 — ноги скрестно, руки за голову;

3 — положить мяч, ноги врозь;

4 — и.п.

7 раз

Выполнить самовытяжение

13

И.п. — лежа на животе, мяч в руках:

1 — поднять руки с мячом;

2 — руки за голову, поднять левую ногу вперед;

3 — поднять правую ногу вперед;

4 — и.п.

7 раз

Локти опустить

14

Переход из и.п. «лежа на животе» в основную стойку. Перестроение в колонну по одному. Ходьба по залу

5 мин

 

15

Игра «Охотники и утки».

 

 

16

Построёние в шеренгу, проверка осанки у зеркала

 

 

17

Ходьба с движениями рук. Подведение итога урока

 

 

Занятие № 6

Задачи:

— воспитание сознательного и активного отношения к правильному положению тела;

— укрепление мышц живота и спины;

— совершенствование координации движений.

Содержание

урока

Дози-

ровка

Методические указания

1

Сидя на скамейке, проверить осанку. Построение в шеренгу, ходьбой по залу, ходьба на носках, руки на пояс.

 

 

2

И.п. — основная стойка:

1 — руки вверх;

2 — руки в стороны;

3 — руки — в «крылышки»;

4 — И.п.

8 раз

Локти прижать, плечи развернуть

3

И.п. — основная стойка, руки — в «крылышки»:

1 — присесть, руки вперед;

2 — руки за голову; 3-4 — вернуться в и.п.

7 раз

Подтянуть живот, локти прижать

4

Разучивание шагов танца «Полька»

5 мин

Движение мягкое, с носка

5

Переход из положения «стоя» в положение «лежа на спине» с самовытяжением

3 раза

Поясницу прижать, плечи опустить

6

И.п. — лежа на спине: 1 — ноги согнуть;

2 — медленно выпрямить их;

3 — медленно развести йоги;

4 — и.п.

3 раза

Дыхание свободное

7

И.п. — то же:

1 — правая рука вверх;

2 — смена положения рук с подниманием головы

6 раз

Поясницу прижать к полу

8

И.п. — лежа на спине, руки перед грудью, локти поставить на пол:

1 — ноги врозь;

2 — руки вниз;

3-4 — поднять голову

и вернуться в и.п.

6 раз

Поясницу прижать к полу

9

И.п. — то же.

1-4 — движения руками — «бокс»

8 раз

Поясницу прижать к полу

10

Переход из положения «лежа на спине» в и.п. «лежа на животе»:

1 — «крылышки» руками;

2 — руки в стороны;

3 — руки в «крылышки»;

4 — и.п.

6 раз

Ягодицы прижать

11

И.п. — лежа на животе. 1—4 — ногами «Кроль»

8 раз

Подбородок не опускать

12.

И.п. — то же.

1-4 — руками «брасс», ногами «кроль»

8 раз

Подбородок не опускать

13.

Поворот «бревнышком» на спину. Самовытяжение

3 раза по 8 сек.

Тянуться пятками

14.

Перестроение в шеренгу по одному, затем в колонну по два

 

 

15.

Игра-эстафета. Передача мяча в колоннах руками из-за головы, затем руками между ног, раздвинутых на ширину плеч

5 мин.

 

16.

Спрыгивание с гимнастической скамейки с мягким приземлением

 

 

17.

Проверка осанки у гимнастической стенки. Подведение итогов

 

 

Занятие № 7

Задачн:

— тренировка навыка удержания тела в нужном положении при различных движениях руками;

— тренировка силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса;

— профилактика плоскостопия.

Содержание

урока

Дози-

ровка

Методические указания

1

Проверить осанку, сидя на гимнастической скамейке, Построение в шеренгу по одному, ходьба змейкой, по диагонали с разным положением рук

3 мин.

Сохранять правильную осанку

2

И.п. — ноги врозь, в руки взять гимнастическую палку (палку за голову): 1—2 — палка вверх, встать на носки; 3-4 — и.п.

5 раз

Сохранять правильную осанку

3

И.п. — ноги врозь, палку назад — вниз,

1-2 — наклон вперед, руки назад — вверх;

3-4 — и.п.

6 раз

Голову не поднимать

4

И.п. — основная стойка, палку вниз:

1 — выпад правой ногой, палку перед грудью;

2 — палку вверх;

3 — палку перед грудью;

4 — и.п.;

5—8 — повторить упражнение

с другой ногой

6 раз

Голову не поднимать

5

И.п. — основная стойка,

палку назад — вниз: • 1—2 — упор присев;

3 — палку под колени, руки за голову;

4 — взять палку;

5-6 — основная стойка

6 раз

Голову не поднимать

6

Переход из положения «стоя» в положение «лежа на спине». 1-10 — самовыравнивание с самовытяжением

 

 

7

И.п. — лежа на спине, палка внизу:

1 — руки вперед;

2 — руки вверх;

3 — руки за голову; 4 — и.п.

5 раз

Поясницу прижать к полу

8

И.п. — руки на спине, палка внизу:

1 — руки перед грудью;

2 — согнуть ноги;

3 — выпрямить ноги, руки вверх;

4 — развести ноги, палку к коленям

5 раз

Поясницу прижать к полу

9

.    И.п. — то же:

1 — руки вверх;

2 — ноги врозь;

3—4 — сед «по-турецки»,

палка перед грудью;

5 — руки с палкой за голову;

6 — руки вперед; 7-8 — и.п.

6 раз

Поясницу прижать к полу

10

Переход из положения «лежа на спине» в положение «лежа на животе» (переход

 «бревнышком »):

1 — руки вверх, ноги поднять;

2 — держать их в этом положении;

3 — руки за голову;

4 — и.п.

6 раз

Голова и позвоночник в одной плоскости

11

И.п. — лежа на животе:

1 — руки «крылышками»; .   

 — взять палку к груди;

3 — руки вверх;

4 — и.п.

6 раз

Голова и позвоночник в одной плоскости

12

И.п. — лежа на животе:

1 — руки с палкой к лопаткам;

2 — поднять левую ногу;

3 — поднять правую ногу;

4 — и.п.

 

Голова и позвоночник в одной плоскости

13

Перейти в положение «стойка на коленях», руки через стороны поднять ввёрх (вдох), руки опустить (выдох). Перейти в и.п. «основная стойка». Ходьба по залу с правильной осанкой и восстановлением дыхания

 

 

14

Игра «Самый меткий» 3 раза (ведение мяча с броском в кольцо)

3 раза

 

15

Работа над осанкой у гимнастической стенки (пятки, ягодицы, лопатки и затылок касаются вертикальной стойки). Подведение итогов занятия.

 

 

Занятие № 8

Задачи:

-   овладение навыком «мягкого» бега;

-   тренировка общей и избирательной выносливости различных мышечных групп;

-    воспитание координации движений.

 

Содержание

урока

Дози-

ровка

Методические указания

1

Построение в шеренгу по одному. Ходьба с мешочком (с песком) на голове. Ходьба боком, вперед — назад. Мягкий бег

5 мин.

Исправление ошибок в осанке

 

2

И.п. — стоя спиной к гимнастической стенке. Проверка осанки у горизонтальной и вертикальной стоек

1 мин.

 

3

 И.п. — то же:

1 — шаг правой ногой вперед;

2 — шаг левой ногой вперед; 3-4 — и.п.

6 раз

Сохранять правильное положение спины

 

4

И.п. — то же.

Поворот направо и налево у гимнастической стенки

6 раз

 

5

Сед «по-турецки», прислонившись спиной к гимнастической стенке

1 мин

 

6

Переход в положение «лежа на спине», теннисный мяч в руках.

И.п. лежа на спинё, руки вдоль туловища: 1—4 — сжать мяч в руках (вдох); 5-8 — и.п. (выдох)

4 раза

Следить за дыханием

7

И.п. — то же:

1—2 — руки в «крылышки», сжать мяч (вдох); 3—4 — и.п. (выдох)

4 раза

Следить за дыханием

8

И.п. — то же. На каждый счет бросание мяча из одной руки в другую

10 раз

Приподнимать только голову

9

Перейти в и.п. «лежа на животе»:

1—2 — руки в «крылышки»;

3-4 - напряженные руки развести в стороны, сжимая мячи в руках;

7-8 — и.п.

6 раз

Сократить ягодичные мышцы, следить за правильным положением головы

10

И.п. — то же. «Брасс» руками

3 раза по 30 сек.

При сгибании рук сжимать мяч

11

И.п. — то же. Руками — «брасс», ногами — «кроль»

 

 

12

«Бревнышком» перейти в и.п. «лежа на спине», расслабиться

 

 

13

Построение в одну шеренгу, ходьба по залу с правильной осанкой, перестроение в колонну по одному

 

 

14

Игра «Перекати мяч». Перекатить мяч между ног от направляющего до замыкающего колонны.

 

 

15

Восстановление дыхания. Подведение итогов урока. Проверка осанки

 

 

Занятие № 9

Задачи:

— укрепление мышц плечевого пояса и спины;

— тренировка силовой выносливости мышц спины;

— обучение мягкому соскоку с гимнастической скамейки.

Содержание

урока

Дози-

ровка

Методические указания

1

Построение в одну шеренгу. Ходьба по залу. Гимнастическое перестроение в ходьбе (змейкой, зигзагом, противоходом)

5 мин

Следить за работой рук при ходьбе

2

И.п. — основная стойка, с мешочком на голове

1-2 — руки — в «крылышки»;

 3-4 — и.п.

6 раз

Следить за осанкой

3

И.п. то же:

1 — руки вверх, правую ногу назад;

2 — и.п.;

3 — руки вверх, левую ногу назад;

4 — и.п.

5 раз

Следить за осанкой

4

Ходьба на месте на носках, с мешочком на голове

1 мин

Следить за осанкой

5

Переход в и.п. «лежа на спине»:

1—2 — руки к плечам;

3—4 — поднять прямые ноги;

5-6 — согнуть ноги в коленях, руки вниз;

7-8 — и.п.

7 раз

Прижать поясницу к полу

6

И.п. — то же:

1-2 — согнуть ноги в коленях,

руки вдоль туловища;

3-4 — гребок ногами

стилем «брасс»;

5—6 — опустить прямые ноги;

7—8 — расслабиться

и вернуться в и.п.

5 раз

Прижать поясницу к полу

7

И.п. — то же.

 Сед «по-турецки», руки в «крылышки», затем медленно вернуться в и.п.

 

Следить за положением туловища

8

Упражнение на расслабление

30 сек

Следить за дыханием

9

И.п. — лежа на животе:

1-2 — поднять ноги, руки в стороны;

3-4 — руки вверх;

5-6,— руки к плечам; 7-8 — и.п.

6 раз

Голова и позвоночник в одной плоскости

10

И.п. — то же.

1-4 — руки в «крылышки», ногами — горизонтальные ножницы

4 раза

Голова и позвоночник в одной плоскости

11

Перейти в и.п. «стойка на коленях»:

1—2 — вдох; 3-4 — выдох. Ходьба на равновесие по гимнастической скамейке

3 раза

Тянуться теменной областью вверх

12

Ходьба, руки на поясе

30 сек

Следить за осанкой

13

Ходьба боком

30 сек

Следить за осанкой

14

Ходьба через набивные мячи

30 сек

Следить за осанкой

15

Эстафета с элементами баскетбола

5 мин

 

16

Игра на внимание в ходьбе

2 мин

 

17

Проверка осанки друг друга (указать товарищу на ошибки)

 

 

18

Подведение итогов урока

 

 

Занятие № 10

Задачи:

обучение упражнениям в сопротивлении;

-  тренировка навыка удержания правильной осанки при различных двигательных действиях;

-  тренировка силовой выносливости мышц.

Содержание

урока

Дози

ровка

Методические

указания

1

Проверка осанки, сидя на гимнастической стенке. Построение в одну шеренгу, ходьба по залу. Перестроение в три колонны для выполнения упражнений с гимнастической палкой.

5 мин

Следить за осанкой

2

И.п. — основная стойка (гимнастическая палка в опущенных руках):

1—2 — палка перед грудью, шаг правой ногой вправо; 3-4 — и.п.;

5—6 — палка перед грудью, шаг левой ногой влево; 7-8 — и.п.

6 раз

Следить за осанкой

3

И.п. — то же:

1—2 — наклон туловища вперед, палка вниз; 3-4 — и.п.

5 раз

Следить за осанкой

4

И.п. — то же:

1—2 — наклон туловища вперед, палка вниз; 3-4 — и.п.

5 раз

Колени не сгибать

5

И.п. — лежа на животе.

Упражнение в сопротивлении в' парах: ладони рук первого на согнутых локтях второго. Первый надавливает на локти второго, пытаясь их отвести, а второй старается удержать руки в и.п.

4 раза меняясь

Темп медленный

6

 И.п. — лежа на спине.

Ногами выполняем «ножницы».

8 раз

Темп медленный

7

Самовытяжение.

3 раза по 8 счетов

Темп медленный

8

Из положения «лежа на спине» переход в сед «по-турецки», руки к плечам.

6 раз

Следить за осанкой

9

Упражнения у гимнастической стенки

И.п. — стоя спиною к гимнастической стенке, взявшись за рейку руками выше головы. 1-4 — приседания

4 раза

Следить за осанкой

10

И.п. — стоя на первой рейке лицом к гимнастической стенке, руки выше головы. 1—4 — опуская пятки, потянуться головой вверх

4 раза

Следить за осанкой

11

Построение в круг. Игра «Гонка мячей по кругу», по часовой и против часовой стрелки

3 мин

 

12

Ходьба по залу с различными положениями рук (на поясе, за голову, вверх)

3 мин

Следить за осанкой

13

Подведение итогов урока

 

 

Занятие № 11

Задачи:

— закрепление навыков правильной осанки;

— укрепление мышц туловища;

— тренировка силовой выносливости мышц.

Содержание

урока

Дози

ровка

Методические

указания

1

Построение. Ходьба по залу с чередованием бега. Ходьба на носках, руки на поясе — 4 шага, затем на 4 счета стоять на месте, сохраняя правильную осанку. Приставные шаги вперед-назад, руки на поясе

 

Работать над индивидуальными ошибками

 

2

И.п. — основная стойка, в руках гимнастическая палка:

1 — руки перед грудью;

2 — ноги врозь;

3 — руки вниз;

4 — и.п.

7 раз

Следить за осанкой

3

И.п. — то же:

1-2 — руки вверх, правую ногу

отвести назад;

3-4 — и.п.;

5-6 — руки вверх, левую ногу

отвести назад;

7-8 — и.п.

5 раз

Следить за осанкой

4

И.п. — то же:

1-4 — руки с гимнастической

палкой вперед;

5-8 — возвращение в и.п.

5 раз

Следить за осанкой

5

Перейти в и.п. «лежа на спине». 1—4 — «велосипедные» движения ногами, гимнастическая палка перед грудью. Перехватывать палку от концов к середине и обратно

 

Выполнять медленно

6

Упражнение « качалка».

И.п. — лежа на спине, гимнастическая палка в опущенных руках. 1—4 — ноги согнуты, палка на коленях, спина круглая, голову — вперед. Выполнять покачивания вперед-назад

8 раз

Выполнять медленно

7

Переход из положения «лежа на спине» в положение «сед по-турецки», гимнастическую палку — за плечи

4 раза

Следить за осанкой

8

Самовыравнивание с самовытягиванием

30 сек.

Тянуться теменной областью вверх, а пятками вниз

9

Поворот на живот «бревнышком». И.п. — лежа на животе. Руки с гимнастической палкой вверху: 1-2 — руки вверх, ноги врозь;

3-4 — ноги  вместе (зафиксировать

положение);

5-6 — опустить руки;

7-8 — опустить ноги

8 раз

Голову высоко не поднимать

10

И.п. — то же:

1-4 — одновременно поднять

руки и ногу (зафиксировать

положение);

5—8 — медленно вернуться в и.п.

5 раз

Голову высоко не поднимать

11

Перейти в и.п. «стоя на коленях». Ходьба на коленях вперед и назад, руки на поясе

30 сек

Следить за осанкой

12

И.п. — то же. Упражнение на дыхание: 1-4 — вдох;

5-8 — выдох с произнесением звуков «у», «о»

 

Следить за осанкой

13

Переход в основную стойку. Ходьба по гимнастической скамейке, руки на поясе

1 мин

Следить за осанкой

14

Ходьба по гимнастической скамейке — шаг вперед, руки за голову, опуститься на колено, руки на пояс, встать, руки вперед, ходьба до конца скамейки на носках

3 мин

Следить за осанкой

15

Игра «Парный волейбол»

3 мин

 

16

Упражнения на расслабление, восстановление дыхания в подведение итогов занятия

 

 

Занятие №12

Задачи:

— тренировать правильную ходьбу в сочетании с дыханием;

— вырабатывать правильную осанку;

— тренировать силовую выносливость мышц.

Содержание

урока

Дози

ровка

Методические

указания

1

Построение. Ходьба по залу с гимнастическим обручем. Ходьба с движением рук вперед, назад, в стороны

 

 

2

Бег в чередовании с ходьбой

 

 

3

Разучивание шагов польки

7 мин

Следить за осанкой

4

Упражнение у гимнастической стенки: стоя спиной у продольной рейки, подняться на носки, потянуться вверх по рейке. Медленно опускаясь вниз, перейти в сед, руки вперед.

5 раз

Следить за осанкой

5

Самовытяжение у гимнастической стенки

30 сек

Тянуться областью темени вверх

6

Перейти в и.п. «лежа на спине»: 1-2 — поднять руки вверх; 3-4 — держать руки в этом положении;

5-6 — поднять ноги вверх; 7-8 — держать ноги в этом положении

6 раз

Голову высоко не поднимать

7

И.п. — «бокс» в различных направлениях

10 раз

Голову высоко не поднимать

8

Перейти в и.п. «лежа на животе»:

1-4 — поочередное поднимание ног

6 раз

Руки в «крылышки»

9

И.п. — то же. Руками выполнять движения «брасс», ногами — «кроль»

1 мин

Голову высоко не поднимать

10

И.п. — лежа на животе, в руках гимнастическая палка: 1 — положить палку на плечи; 2-3 — «прогладить» спину, скользя палкой вниз до ягодиц; 4-5 — пружинящие движения назад; 6—7 — руки вверх, ноги вверх; 8 — и.п.

4 раза

Голову высоко не поднимать

11

Упражнение «Кошечка»

4 раза

Выполнять медленно

12

Индивидуальные упражнения

для каждого с учетом деформации позвоночника в сагиттальной плоскости

5 мин

Исправление ошибок

 

13

Игра «Мяч в воздухе»

3 мин

 

14

Проверка осанки у гимнастической стенки. Исправление ошибок и подведение итогов урока

 

 

Занятие № 13

Задачи:

— обучение упражнениям на гимнастической скамейке;

— тренировка навыков правильной осанки;

— тренировка координации движений.

Содержание

урока

Дози

ровка

Методические

указания

1

Построение в одну шеренгу. Выполнение упражнений, сидя на гимнастической скамейке. Упражнения на расслабление. Ходьба по залу по и против часовой стрелки по сигналу воспитателя-

 

 

2

Изучение вальсового шага вперед и в сторону, повторение шагов польки

5 мин

Следить за осанкой

3

И.п. — основная стойка

1-2 — руки в «крылышки», ноги врозь; 3-4 — и.п.

5 раз

Голову не опускать

4

И.п. — то же:

1-4 — медленно присесть, руки в «крылышки»;

5—8 — вернуться в и.п.

5 раз

Голову не опускать

 

5

.Перейти в и.п. «лежа на спине», в руках гантели. 1-4 — смена рук (одна рука — вверху, другая — вдоль туловища)

 

 

6

И.п. — то же:

1-2 — ноги согнуты, руки с гантелями поднять вверх; 3-4 — ноги разогнуть и подтянуты к плечам

6 раз

Прижать поясницу к полу

7

И.п. — то же.

1-4 — «бокс» руками с гантелями

6 раз

Прижать поясницу к полу

8

Перейти в и.п. «лежа на животе». Упражнение «крылышки», удерживая приподнятые ноги

30 сек

Голову не запрокидывать

9

И.п. — то же.

Ногами движение «кроль», руками — «брасс»

30 сек

Голову не запрокидывать

10

Упражнение на дыхание, лежа на спине. Одна рука на животе, другая — на груди.

30 сек

Расслабиться

11

Упражнение  в ходьбе на коленях

30 сек

Следить за осанкой

12

Ходьба по залу парами

 

 

13

Эстафета с кеглями

2 мин

 

14

Эстафета со скольжением живота по гимнастической скамейке

2 мин

 

15

Проверка осанки у зеркал а

30 сек

 

16

Исправление ошибок и подведение итогов урока

 

 

Занятие №14

 Задачи:

— обучение упражнениям с набивными мячами;

— тренировка навыка правильной осанки;

— воспитание силовой выносливости.

Содержание

урока

Дози

ровка

Методические

указания

1

Построение. Ходьба по залу по часовой стрелке и против

5 мин

 

2

Ходьба на носках с закрытыми глазами, ходьба с высоким подниманием бедра и различными движениями рук (руки за головой, за спиной, на поясе)

 

Следить за осанкой

3

Упражнения у зеркала. Проверка основных положений рук (вперед, вверх, в сторону, вниз, к плечам)

30 сек

Исправление ошибок у зеркала

4

Проверка осанки у зеркала сбоку

30 сек

Исправление ошибок у зеркала

5

И.п. — основная стойка:

1 — руки в «крылышки»;

2 — присед, руки вперед;

3 — встать,

руки в «крылышки»;

4 — и.п.

6 раз

Следить за осанкой

6

Перейти в и.п. «лежа на животе» с набивным мячом в руках. 1-2 — перекат мяча из одной руки в другую

8 раз

Голову высоко не поднимать

7

Упражнение в парах — перекат мяча друг другу от груди, после чего принять положение «руки к плечам»

6 раз

Голову высоко не поднимать

8

И.п. — лежа на животе, набивной мяч между ног. 1-4 — удерживать мяч ногами, руки в «крылышки»

3 сек

Голову высоко не поднимать

9

Перейти в и.п. «лежа на спине», набивной мяч в руках. 1-4 — броски и ловля мяча

30 сек

Поясницу прижать к полу

10

И.п. — лежа на спине, мяч между ног:

1 — согнуть ноги;

2 — выпрямить ноги и развести, их в стороны, при этом поймать мяч руками;

3 — руки вверх;

4 — перейти в сед «по-турецки»

6 раз

Следить за осанкой

11

И.п. — лежа на спине, мяч в руках.

1-4 — «велосипед» ногами, передавая мяч под согнутой ногой из одной руки в другую

8 раз

Голову высоко не поднимать

12

И.п. — упор сидя, мяч слева: 1-4 — поднять прямые ноги и прокатить под ногами мяч слева направо;

5-8 — то же, но прокатить мяч в другую сторону, справа налево

8 раз

Позвоночник прямой

13

Упражнение в самовытяжение, лежа на спине

1 мин

Выполнять медленно

14

Игра «Улитка»

3 мин

 

15

Упражнение в расслаблении

30 сек

Следить за дыханием

16

Проверка осанки у гимнастической стенки и подведение итогов занятия

 

 

Занятие № 15

Задачи:

— контрольный опрос по пройденным темам;

— оценка состояния осанки у каждого занимающегося;

— довести до сознания каждого ребенка необходимость продолжения занятий по тренировке и сохранению навыка правильной осанки дома.

Содержание

урока

Дози

ровка

Методические

указания

1

Заключительная беседа о режиме дня и необходимости сохранения правильной осанки в любом положении и в любое время

5 мин

 

2

Построение. Ходьба на носочках с мешочками на голове приставными шагами вперед, назад, в стороны

2 мин

Следить за осанкой

3

Повторение шагов вальса и польки

3 мин

Следить за осанкой

4

И.п. — основная стойка, на голове мешочек: 1—2 — руки в «крылышки»; 3-4 — руки в «крылышки», мах правой ногой вправо

6 раз

Позвоночник прямой

5

И.п. — то же:

1—4 — присед с мешочком

на голове, руки на поясе;

5-8 — медленно вернуться в и.п.

5 раз

Позвоночник прямой

6

И.п. — лежа на спине: 1—2 — согнуть ноги, приподнять голову; 3-4 — выпрямить ноги до угла 45° и удерживать это положение

4 раза

Позвоночник прямой

7

И.п. — то же:

1-2 — поднять прямые ноги, руки на пояс;

3-4 — медленно опустить ноги, руки вниз

6 раз

Следить за дыханием

8

Упражнение на расслабление

30 сек

Следить за дыханием

9

Поворот на живот « бревнышком »

 

 

10

И.п. — лежа на животе.

1-4 — поднять ноги, руками — широкие «крылышки» (зафиксировать положение)

5 раз

Голову высоко не поднимать

11

И.п. — то же:

1-2 — поднять правую руку и левую ногу; 3-4 — поднять левую руку и правую ногу

6 раз

Голову высоко не поднимать

12

Упражнение на расслабление

 

 

13

Выполнение индивидуальных упражнений

5 мин

Исправление ошибок

14

Упражнение с лентой под музыку

2 мин

 

15

Игра «Пятнашки» с мешочками на голове

3 мин

Следить за дыханием

16

Проверка осанки у гимнастической стенки, подведение итогов урока

 

 Специальные упражнения при нарушениях осанки сагиттальной плоскости

Сутулая и круглая спина 

Содержание

урока

Дози

ровка

Методические

указания

1

И.п. — основная стойка, в руках гимнастическая палка: 1-2 — палку завести за лопатки, подтянуть живот; 3-4 — и.п.

5 раз

Следить за дыханием

2

И.п. — основная стойка.

1-4 — «крылышки» руками

8 раз

Следить за осанкой

3

И.п. — лежа на животе:

1—2 — руки в «крылышки»; 3-4 — фиксировать положение

6 раз

Голову высоко не поднимать

4

И.п. — лежа на животе: 1-2 — ноги поднять, руки в «крылышки»; 3-4 — и.п.

5 раз

Голову высоко не поднимать

5

И.п. — лежа на животе, в руках гимнастическая палка. 1-4 — прокатывание палки по спине от плеч до ягодицы и обратно

6 раз

Следить за дыханием

6

И.п. — лежа на спине:

1-2 — приподнять на предплечьях

спину, прогнуться;

3-4 — фиксировать положение

5 раз

Исправление ошибок

7

И.п. — лежа на спине, под область грудного кифоза положить небольшой валик: 1-4 — приподняться на предплечьях над валиком; 5—8 — вернуться в и.п.

8 раз

Исправление ошибок

8

И.п. — лежа на спине._

1-4 — круговые движения ногами (по часовой стрелке и против)

4 раза

Позвоночник прямой

9

И.п. — на четвереньках: 1-4 — прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, голову приподнять; 5-8 — вернуться в и.п.

6 раз

Голову высоко не поднимать

10

То же, но через левое плечо посмотреть на правую пятку, и наоборот

 

 

11

И.п. — на четвереньках: 1-2 — поднять правую руку и левую ногу одновременно, прогнуться в грудном отделе позвоночника; 3-4 — возвратиться в и.п.; 5-6 — поднять левую руку и правую ногу, прогнувшись; 7-8 — и.п.

5 раз

Следить за положением туловища

 

12

И.п. — то же:

1-2 — поднять правую руку

и правую ногу одновременно;

3-4 — и.п.;.

5—6 — поднять левую руку

и левую ногу;

7-8 — и.п.

5 раз

 

Кругловогнутая спина 

Содержание

урока

Дози

ровка

Методические

указания

1

И.п. — лежа на животе; под живот положен валик: 1-2 — поднимание головы; 3-4 — возврат в и.п.

6 раз

Голову высоко не поднимать

2

И.п. — то же:

1-2 — поднять голову, локти согнутых рук отвести назад, лопатки приблизить к позвоночнику; 3-4 — фиксировать это положение

5 раз

Выполнять медленно

3

И.п. — то же:

1—2 — поднять голову, вытянуть руки вперед; 3-4 — руки в стороны; 5-6 — руки на пояс;

7-8 — и.п.

5 раз

Следить за дыханием

4

И.п. — лежа на животе; под живот положен валик, в руках гимнастическая палка: 1—2 — вытянуть палку вперед; 3-4 — согнуть руки с палкой перед грудью

5 раз

Темп медленный

5

И.п. — то же, палка в вытянутых руках, руки на середине палки. 1-4 — перехват рук к концам палки и обратно до ее середины

5 раз

Темп медленный

6

И.п. — то же, гимнастическая палка в горизонтально вытянутых руках.

1—4 — палку за голову на лопатки с переносом обратно через голову вперед

6 раз

Следить за положением туловища

7

И.п. — лежа на спине: 1-2 — поднимать голову, носки на себя; 3—4 — вернуться в и.п.

5 раз

Поясница прижата к полу

8

И.п. — то же:

1-2 — поднять голову, вытянуть руки влево; 3—4 — поднять голову, вытянуть руки вправо

6 раз

Голову не опускать

9

И.п. — то же:

1-4 — согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах, прижать их к груди; 5-8 — медленно вернуться в и.п.

5 раз

Поясница прижата к полу

10

И.п. — лежа на спине:

1-2 — согнуть в колене правую ногу, прижать ее к груди; 3—4 — согнуть в колене левую ногу, прижать ее к груди

5 раз

Следить за осанкой

11

И.п. — то же.

1-4 — поднять обе прямые ноги под углом более 45°. Вернуться в и.п.

6 раз

Выполнять в быстром темпе

12

И.п. — то же.

1-4 — сесть с махом рук вперед, руки в «крылышки»

6 раз

Держать руки в «крылышках»

13

И.п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, в опоре:

1-2 - сесть, руки на пояс; 3-4 - вернуться в и.п.

5 раз

Следить за осанкой

14

И.п. — лежа на спине, под грудным отделом валик. 1-4 — приподнять над валиком грудной отдел позвоночника

5 раз

Прижать поясницу к полу

 Плоская спина

Содержание

урока

Дози

ровка

Методические

указания

1

И.п. — лежа на животе:

1-2 — поднять голову, руки

в «крылышки»;

3-4 — вернуться в и.п.

6 раз

Голову не запрокидывать, чтобы -затылок и позвоночник находились на одной линии

2

И.п. — то же:

1—2 — поднять голову, руки вперед. Хлопки руками; 3-4 — и.п.

6 раз

Голову не запрокидывать

3

И.п. — то же.

1-4 — «брасс» руками

5 раз

Следить за положением тела

4

И.п. — то же.

1—4 — «бокс» руками

5 раз

Следить за дыханием

5

И.п. — то же:

1—2 — поднять руки и прямые

ноги, одновременно;

3—4 — фиксировать это положение

6 раз

Выполнять медленно

6

И.п. — то же:

1-2 — поднять прямые ноги, руки вперед; 3-4 — держать ноги, руки в «крылышки»; 5-6 — держать ноги, руки на поясе

5 раз

Исправлять индивидуальные ошибки

7

И.п. — то же:

1-4 — руки в «замок», поднять, прямые ноги также поднять; 5-8 — ползанье на животе путем бокового движения туловища

5 раз

Исправление ошибок

8

И.п. — лежа на спине:

1—2 — поднять голову и руки, носки ног — на себя; 3-4 — вернуться в и.п.

6 раз

Прижать позвоночник к полу

9

И.п. — то же:

1-2 — поднять голову, вытянуть руки влево;

3-4 — поднять голову, вытянуть руки вправо

5 раз

Следить за дыханием

10

И.п. — то же:

1-4 — поднять ноги под углом менее 45°; 5-8 — медленно вернуться в и.п.

6 раз

Прижать позвоночник к полу

11

И.п. — лежа на спине. 1-4 — «велосипедные» движения ногами

5 раз

Локти прижаты

12

И.п. — то же.

1-4 — выполнять ногами горизонтальные ножницы. Ноги поднимать под углом не более 45°

5 раз

Живот подтянуть

13

И.п. — то же.

1-4 — выполнять вертикальные ножницы ногами, ноги не выше 45°

5 раз

Живот подтянуть

14

И.п. — стойка на четвереньках: 1-2 — «кошечка ласковая». Согнуть грудной и поясничной отделы позвоночника, голову опустить; 3—4 — «кошечка сердитая». Согнуть грудной и поясничной отделы позвоночника, голову опустить

6 раз

Выполнять в медленном темпе

15

И.п. — то же.

1—4 — «кошечка под забором». Медленно, поочередно прогнуться от шейного до поясничного отделов позвоночника, перейти в и.п. — лежа в опоре на кисти, а затем обратным путем вернуться в и.п.

6 раз

Выполнять в медленном темпе

Плосковогнутая спина

Содержание

урока

Дози

ровка

Методические

указания

1

И.п. — лежа на животе, под животом небольшой валик. 1-2 — приподнять голову, руки вперед. Сгибание и разгибание пальцев рук

6 раз

Голову сильно не запрокидывать

2

И.п. — то же.

1-2.— приподнять голову, руки вдоль туловища, круговые вращения вперед, в плечевых суставах

5 раз

Следить за осанкой

3

И.п. — то же.

1—4 — руками «брасс»

8 раз

Подбородок не опускать

4

И.п. — то же.

1—4 — руками «брасс» с выдержкой

8 раз

Исправлять ошибки

5

И.п. — то же.

1-4 — «рыбка». Поднять руки, поднять прямые ноги и держать одновременно

8 раз

Выполнять медленно

6

И.п. — то же:

1-2 — приподнять ноги прямые,

руки в «крылышки»;

3-4 — ноги держать,

руки в стороны;

5-6 — ноги держать, руки вверх;

7-8 — и.п.

6 раз

Голову высоко не подниматъ

7

И.п. — лежа на спине: 1-2 — приподнять голову, носки ног на себя;

3-4 — и.п.

5 раз

Тянуть носки ног на себя

8

И.п. — то же:

1-2 — согнуть правую ногу в колене, прижать ее к груди; 3-4 — то же левой ногой

5 раз

Следитъ за дыханием

9

И.п. — то же.

1-4 — согнуть в коленных суставах обе ноги одновременно, прижать их к груди, нагнуть голову

6 раз

Следить за положением тела

10

И.л. — то же:

1-2 — поднять прямые ноги вверх

под углом больше 45°;

3-4 — быстро вернуться в и.п.

5 раз

Прижать поясницу к полу

11

И.п.—лежа на спине.

1—4 — «велосипедные» движения ногами. Поясницу прижать к полу

6 раз

Выполнять медленно

12

И.п. — то же.

1—4 — горизонтальные «ножницы» ногами под углом больше 45°

6 раз

Темп медленный

13

И.п. — то же.

1—4 — вертикальные ножницы ногами

8 раз

Поясницу прижать к полу

14

И.п. — то же:

1—4 — сесть с махом рук вперед; 5—8 — вернуться в и.п.

6 раз

Следить за осанкой в положении «сидя»

15

И.п. — то же, ноги согнуты в коленных суставах, стопы упираются в пол: 1—4 — сесть, руки в «крылышках»; 5-8 — и.п.

8 раз

Следить за осанкой

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. А.А.Потапчук, С.В. Матвеев, М.Д.Дидур «Лечебная физическая культура в детском возрасте», Санкт-Петербург, 2007г.

2. А.К. Бальсевич «Онтокинезиология человека» М.: ТиПФК, 2000г. 275 стр.

3.Н.А.Гросс «Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» М.: Советский спорт, 2000г

4. О.В. Козырева «Лечебная физкультура для дошкольников при нарушениях опорно-двигательного аппарата» М.: Просвещение, 2003г.

5. М.И.Фонарев «Справочник по детской лечебной физкультуре».Медицина, 1983г.И.М. Степанова «Физическая реабилитация детей младшего школьного возраста с использование мячей большого диаметра» М№ 1, 2004г.

6.В.А. Страковская «Помогите малышу подготовиться к школьной жизни» М.: Терра-Спорт, 2000г.

7. А.В.чоговадзе «Лечебная физкультура при деформациях и заболеваниях стоп» Медицина, 1995г.

8.В.К. Велитченко «Физкультура для ослабленных детей» ФиС, 1989г.

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: 8 (3452) 30-61-95
Эл. почта: madoy.dc.detctvo@yandex.ru
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: