Версия сайта
для слабовидящих

Папулова А.Ю. Детский фитнес

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад № 50 города Тюмени

  

Принята                                                                                           УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете                                                              Приказом от 01.10.2013 № 82/ ОД

Протокол от 09.09.2013 №1                                                                      

   

Образовательная программа

по оказанию платных образовательных услуг

«Детский фитнес»

Программа для детей 5 – 7 лет рассчитана на 2 года обучения

    

Папулова Алёна Юрьевна,

инструктор по физической культуре

      

Тюмень - 2013

Пояснительная записка

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога.

В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) занятий представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Составляющими этих условий являются:

-                содержательные условия;

-                организационные условия;

-                технологические условия (принципы, методы, приемы);

-                материально-технические условия (развивающая среда);

-                социо - культурные условия (взаимодействие с родителями)

-                контрольно-диагностические условия.

В данной программе представлены занятия, разработанные на основе следующих положений:

  • Физкультурно – оздоровительное направление является частью всей образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно, важное, значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий физической культуры с игрой. Такая разносторонняя связь повышает интерес детей к занятиям физической культуры и к игре.

  • Для развития физической культуры необходимо создавать развивающую среду, постепенно вовлекая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие, от материала в физкультурных уголках. Большое значение имеет удачный подбор материалов для занятий, удобное и рациональное размещение, доброжелательное отношение педагогу к каждому ребенку; эмоционально – положительная атмосфера занятий.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальных проблем нашего времени. Однако состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей, посещающих детские сады, продолжает оставаться высокой.

Потребность в движении, повышенная двигательная активность – наиболее важные биологические особенности детского организма. 

Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать руками. И чаще всего, ребёнок только на занятии по физической культуре может дать волю энергии заложенной в нём. Но этого, конечно, не достаточно для того, чтобы дети вдоволь могли подвигаться. Вот почему в наше время стали так популярны занятия аэробикой, в частности степ -  аэробикой. На занятиях дети учатся не только красиво двигаться, преодолевая трудности образовательного процесса, но и развиваться духовно, эмоционально, физически, интеллектуально, приобретают навыки грациозных движений, участвуют в концертных выступлениях, учатся аккуратности, целеустремлённости.

В детском саду проводится системная работа по физическому воспитанию детей, которая включает в себя традиционные и нетрадиционные формы.

На 2013-2014 учебный год была разработана программа «Детский фитнес". Разработанная программа позволяет добиться оптимального уровня развития физических качеств: быстроты, гибкости, равновесия, координационных способностей, а так же носит профилактический характер.

Под воздействием упражнений на степ – платформе улучшается функция сердечно – сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно – двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряд других физиологических процессов, таких как, профилактики плоскостопия и нарушений осанки.

Новизна данной программы заключается в том, что наряду с традиционными формами упражнений, проводятся специальные упражнения по степ – аэробике, а также логоритмические упражнения. Оптимальное сочетание, которых в ходе занятий позволяет решать не только задачи по физическому воспитанию, но и  развивать координацию движений и речь.

У детей, занимающихся оздоровительной аэробикой, повышаются адаптивные возможности организма благодаря регулярной направленной двигательной активности, положительным эмоциям (музыкальное сопровождение, стимул научиться танцевать, сформировать красивую фигуру, быть здоровым и бодрым).

Использование степ – платформ это новое направление оздоровительной работы. Эффективность занятий на степах подтверждено опытом коррекционных медицинских центров Европы.

Степ - платформа является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач.

 

Цель: гармоничное физическое развитие и оздоровление детей

Задача:

- развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством степ – аэробики.

Перспективное планирование занятий по степ – аэробики

Месяц

Тема

Сентябрь

1. «Весёлые спортсмены»

2. «Весёлые спортсмены»

3. «В гости к гномам»

4. «В гости к гномам»

Октябрь

1. «Урожай, урожай! Что хочешь, выбирай!»

2. «Урожай, урожай! Что хочешь, выбирай!»

3. «Сделаем крепкими наши ножки»

4. «Сделаем крепкими наши ножки»

Ноябрь

  1. «Забавные скамейки»

  2. «Забавные скамейки»

  3. «Птичий двор»

4. «Птичий двор»

Декабрь

  1. «Мы туристы»

  2. «Мы туристы»

  3. «Волшебная палочка»

4. «Волшебная палочка»

Январь

1. «Любимый цирк»

2. «Любимый цирк»

3. «Альпинисты»

4. «Альпинисты»

Февраль

1. «На стройке»

2. «На стройке»

3. «Школа Мяча»

4. «Школа мяча»

Март

1. «Зверюшки, навострите ушки»

2. «Зверюшки, навострите ушки»

3. «Палочка – выручалочка»

4. «Палочка - выручалочка»

Апрель

1. «Птицы в гости к нам летят»

2. «Птицы в гости к нам летят»

3. «Путешествие в страну волшебных мячей»

4. «Путешествие в страну волшебных мячей»

Май

1. «Раз пенёк, два пенёк…» (степ-аэробика)

2. «Раз пенёк, два пенёк…» (степ-аэробика)

3. «На прогулке»

4. «На прогулке»

Учебно – тематический план

1,2 год обучения, дети 5-7 лет

Месяц

Задачи

Часы

Октябрь

1. Совершенствовать комплекс №1

2. Учить правильному выполнению степ шагов на степах (подьём, спуск; подъем с оттягиванием носка).

3. Научить начинать упражнения с различным подходом к платформе.

4. Развивать мышечную силу ног

5. Развивать умение работать в общем темпе

6. С предметами -  мелкими мячами

Показ, объяснение, похвала, поощрение

 

4

 

Ноябрь

1. Разучить комплекс №2 на степ - платформах

2. Закреплять разученные упражнения с 3.добавлением рук.

4. Разучивание новых шагов (ниап, шаг-кик).

5. Развивать выносливость,  равновесие, гибкость.

6. Укреплять дыхательную систему.

7. Развивать уверенность в себе.

Показ, объяснение, похвала, поощрение

  

2

  

2

Декабрь

1. Совершенствовать комплекс №2 на степ – платформах

2. Закреплять разученные упражнения с различной вариацией рук.

3. Разучивание шага с подъемом на платформу и сгибанием ноги вперед (к ниап), с махом в сторону (сайд).

4. Продолжать учить выполнять упражнения в такт музыке

5. Развивать умения твердо стоять на степе

Показ, объяснение, похвала, поощрение

 

2

  

2

 

Январь

1. Разучить комплекс №3 на степ – платформах

2. Закреплять ранее изученные шаги.

3. Разучить новый шаг (тап даун) (5)

4. Развивать выносливость, гибкость.

5. Развитие правильной  осанки

Показ, объяснение, похвала, поощрение

 

3

 

1

Февраль

1.Совершенствовать комплекс №3 на степ – платформах

2. Продолжать закреплять степ шаги.

3. Учить реагировать на визуальные контакты

4. Совершенствовать точность движений

5. Развивать быстроту.

6. Комплекс№3 с гантелями

Показ, объяснение, похвала, поощрение

  

3

 

1

Март

1. Разучить комплекс №4

2. Поддерживать интерес заниматься аэробикой

3. Совершенствовать разученные шаги.

4. Продолжать развивать равновесие, гибкость, силу ног.

5. Воспитывать любовь к физкультуре.

6. Развивать ориентировку в пространстве.

7. Разучивание связок из нескольких шагов.

Показ, объяснение, похвала, поощрение

 

3

  

1 час

 

Апрель

1. Совершенствовать комплекс №4

2. Разучивание прыжков (лиап, ран-ран)

3. Упражнять в сочетании элементов

4. Закрепление и разучивание связок из 3-4 шагов

5. Продолжать развивать мышечную силу ног.

Показ, объяснение, похвала, поощрение

 

2

 

2

 

Май

  1. Повторение комплексов

  2. Закреплять разученное

  3. Продолжать развивать выносливость, равновесие гибкость, быстроту.

  4. Развивать умение действовать в общем темпе

Показ, объяснение, похвала, поощрение

 

4

   
 

Итого

32 часа

Для детей 6-7 лет увеличивается продолжительность занятий за счёт усложнения упражнений, увеличения темпа и количества упражнений.

 

Содержание программы

Содержание образовательной программы основывается на положениях культурно-исторической теории Л. С. Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте,

 и обеспечивать в целом:

  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

·   развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;·   развитие  потребности  в реализации  собственных  творческих способностей.

Для того чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются различная работа с воспитанниками:

- Тематическая

- Индивидуальная

- Круговая тренировка

- Подвижные игры

- Логоритмика

- Интегрированная деятельность

- Сюрпризные моменты

В процессе реализации программы используется и другая форма организации деятельности воспитанников:

- Показательные выступления.

Методическое обеспенчение

Разработанная программа предусматривает изучение учебного материала по степени координационной сложности. Начинать обучение лучше всего с показа и объяснения наиболее простых упражнений.

Постепенно усложняя комплекс, можно перейти к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу несколько суставов и групп мышц, частей тела. Показ и объяснения не должны носить слишком длительный характер разучивания, так как это снижает эффективность и интерес к занятиям. Лучше показать движения и сделать акцент на правильной технике их выполнения, чем затрачивать дополнительное время на обучение.

На первом занятии детям предлагаются элементарные комплексы упражнений аэробики, объясняется их сущность, указывается на функцию данного упражнения, исправляются ошибки, допускаемые детьми. Сначала упражнения выполняются под счёт, а затем, по мере усвоения, под музыку, в медленном темпе, затем ускоряя его. Для закрепления упражнений необходимо их варьировать, изменяя исходные и конечные положения, меняя темп и ритм музыки.

Отсутствие оздоравливающего эффекта при занятиях физическими упражнениями чаще всего связано с ошибками в методике этих занятий и наиболее распространенной из них является или недостаточная, или чрезмерная доза физической нагрузки. Нагрузка должна быть оптимальной. Это положение можно выделить в качестве основного принципа оздоровительной направленности занятий физическими упражнениями.

Отклонения от методических норм проведения занятий оздоровительной аэробикой ведут к нарушению восприятия упражнений, расплывчивости содержания занятий.

Чтобы избежать ошибок в обучении, необходимо проводить учебно-тренировочный процесс по определенной методике.

1. Метод сходства. При подборе нескольких упражнений за основу берется какая-то одна тема, направление перемещений или стиль движений.

2. Метод усложнения. Определенная логическая последовательность обучения упражнениям, постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей: изменение темпа движения, изменение ритма, ввод новых деталей, изменение техники выполнения движения, предварительное выполнение движения каждой частью тела отдельно, а затем их объединение в одном упражнении.

3. Метод повторений.

4. Метод музыкальной интерпретации. 1) Конструирование упражнений с учетом основ музыкальной грамоты. Сильные и слабые доли могут отражаться движениями (хлопками, прыжками, притопами и т.п.) 2) Вариации движений в соответствии с изменениями в содержании музыки. При повторении музыкальной темы повторяются ранее выполненные упражнения, в которые вводятся дополнения (акценты, другой темп или ритм, амплитуда или др.).

5. Метод блоков. Объединение между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение.

6. «Калифорнийский стиль». Комплексное проявление требований к изложенным выше методам. Перед выполнением блоков, каждое упражнение разучивается постепенно (метод усложнения), и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных направлениях

Правила которые необходимо выполнять, занимаясь степ – аэробикой:

- подъем на платформу осуществлять за счет работы ног, а не спины;

- ступню ставить на платформу полностью;

- спину всегда держать прямо;

- не делать резких движений, а также движений одной и той же ногой или рукой больше одной минуты;

- во время занятий ногу ставить на середину ступеньки, на всю ступню, пятка не должна свисать;

- заниматься в спортивной обуви типа кроссовок, но без ранта, так как можно зацепиться им за ступеньку, особенно если устали;

- выполнять упражнения под музыку в среднем темпе;

Планируемый результат

Целенаправленная работа с использованием степ – платформ позволит достичь следующих результатов:

  • сформированность навыков правильной осанки;

  • сформированность правильного речевого дыхания;

  • развитость двигательных способностей детей и физических качеств (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка);

  • сформированность умений ритмически согласованно выполнять степ - шаги под музыку;

  • выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

  • воспитание эмоционально-положительного отношения и устойчивого интереса к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности;

  • воспитание чувства уверенности в себе.

Воспитанники, прошедшие курс стэп - аэробики, должны освоить все базовые шаги и применять их в самостоятельной деятельности при выполнении музыкально-ритмических комплексов.

Эффективность усвоения программы оценивается по уровню сформированности, умений выполнять основные элементы (базовые шаги):

1. Базовый шаг.

2. Шаг ноги врозь, ноги вместе.

3. Приставной шаг с касанием на платформе или на полу.

4. Шаги с подъемом на платформу и сгибанием ноги вперед (различные варианты).

5. Касание платформы носком свободной ноги.

6. Шаг через платформу.

7. Выпады в сторону и назад.

8. Приставные шаги вправо, влево, вперед, назад, с поворотами.

9. Шаги на угол.

10. В – степ.

11. А – степ.

12. Подскоки (наскок на платформу на 1 ногу).

13. Прыжки.

14. Шасси – боковой галоп в сторону, небольшими шажками.

Выполнение каждого основного элемента оценивается в трехбалльной системе:

1 балл - выполнение движений по показу, движения не четкие, не уверенные, скованные;

2 балла – выполнение движений по показу, объяснению, движения более уверенные, не скованные;

3 балла – выполнение движений самостоятельно, по показу, движения четкие, уверенные.

В результате подсчета среднего балла ребенок выходит на освоение программы на определенном уровне:

Высокий. Ребенок знает и выполняет все базовые шаги самостоятельно, с интересом, четко и уверенно.

Средний. Ребенок знает и выполняет базовые движения, но требуется некоторая помощь взрослого, движения не уверенные, скованные, требуют тренировки.

Низкий. Ребенок  плохо ориентируется в базовых шагах, выполняет основные элементы только по показу взрослого, движения неуверенные, скованные.

Условия для реализации программы:

- занятия проводятся в спортивном зале, в специально отведенное время, под руководством специалиста.

- необходимо наличие степа на каждого ребенка.

 

Список литературы

  1. Бардышева Т. Рассказываем стихи руками // Обруч. 1998. №5

  2. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам. М.: Владос,1999

  3. Журнал «Инструктор по физкультуре», №4 2009 год.

  4. Журнал «Обруч», №1 2005 год.

  5. Журнал «Обруч», №5 2007 год.

  6. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. Павлова  М.А, Лысогорская М.В. Волгоград 2009

  7.  Картушина М.Ю  Логоритмические занятия в детском саду. М., 2004

  8. Приложение к журналу «Дошкольная педагогика», январь, февраль / 2005

  9. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н. А. Ноткина. СПб.: Детство - Пресс, 2005

10. Погадаев Г.И., “ Настольная книга учителя физической культуры” - М.: Физкультура и спорт, 2000-496с.

  1. 11.  Рунова М.А. «Двигательная активность ребенка в детском саду», издательство МОЗАИКА - Синтез, Москва 2000 г.

  2. 12.  «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №7 2009

13. Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду /научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» № 4. 2009.

14. Степ-аэробика / журнал «Здоровье – спорт» №2. 2010.

  1. 15.  Чудо-платформа / журнал «Обруч» № 6. 2008.


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: