Версия для слабовидящих

Юркова А.С. В музыкальном ритме сказок

 

Образовательная программа

по оказанию платных образовательных услуг 

«В музыкальном ритме сказок»

(сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика)

   Программа рассчитана на детей 3 -7 лет, 4 года обучения

                                                                                                      

                                                                                                           Юркова Алла Станиславовна,

музыкальный руководитель

МАДОУ ЦРР - детского сада № 50

города Тюмени

 

ДВИЖЕНИЕ + МУЗЫКА + СКАЗКА =

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ  РИТМИЧЕСКАЯ  ГИМНАСТИКА

- это интеграция двигательной и познавательной деятельности дошкольников

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     На современном этапе развития общества происходит процесс критического осмысления многих теоретических и практических положений в области физического воспитания подрастающего поколения в рамках образовательных программ.  Ни для кого не секрет, что основы физической культуры личности, здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом закладываются в дошкольном возрасте. От уровня сформированности этих составляющих во многом зависит здоровье ребенка. К сожалению, статистика последних лет разноречива и негативна. По данным Министерства здравоохранения РФ, состояние здоровья детей за последние два года несколько стабилизировалось. Но при этом процент здоровых детей невысок.

     Одна из причин этого явления - нерациональная организация двигательного режима в дошкольных образовательных учреждениях. Много часов дети проводят на занятиях в статическом (чаще «сидячем») положении. Интеллектуальная нагрузка значительно превосходит физическую.

     Сегодняшний выпускник детского сада должен не только хорошо читать, считать, но и писать, знать грамматику и даже нередко владеть начальными знаниями иностранного языка. Зачастую в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений идет настоящий учебный процесс со всеми атрибутами школы в ущерб двигательной активности, а значит, и здоровью детей. Физическому воспитанию в семье и обществе отводится далеко не первое место.

     Несомненно, современные дети знают много больше, чем знали их сверстники 10 лет назад. Этому способствует и расширение информационных источников (многоканальное телевидение, видео, аудио, компьютер, богатый книжный рынок). Однако форсированная подготовка к обучению в школе имеет свои отрицательные последствия. Гиподинамия, а именно она является результатом этого процесса, приводит к увеличению заболеваемости в период дошкольного детства.

     Недостаточное физическое развитие накладывает негативный отпечаток на интеллектуальное, и наоборот. Известно, что маленькие непоседы и «ходунки» быстрее, чем их более «ленивые» сверстники, познают окружающий мир, скорее и правильнее научаются говорить.

     Одним из путей оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников является процесс их интеграции. Интеграция предполагает не просто суммативное объединение отдельных элементов, а их синтез и в результате получение системы, обладающей свойствами целостности.

     Многие педагоги считали, что ритмическая гимнастика является «Королевой физического воспитания» дошкольников. Еще на заре XX века князь С. М. Волконский, популяризатор идей Жака Далькроза, писал, что «ритмическая гимнастика должна стать средством всестороннего воспитания будущих поколений». О благотворном воздействии ее средств на организм и развитие детей также писали Т.С. Лисицкая, 1989; С.В. Шарманова, 1995; В.Н. Курысь, 1998, и др.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

«Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости…

Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость,

иначе он теряет половину своей цели».

Жак Далькроз

 

       Целью занятий по физическому воспитанию является приобщение детей к ценностям физической культуры, рассматривать которую необходимо в единстве трех составляющих ее содержание компонентов – телесного, интеллектуального и духовно–мировоззренческого. Телесный компонент предполагает развитие и коррекцию физических кондиций ребенка: гармонического развития тела, функциональных возможностей организма, физических качеств (выносливости, координации, силы, быстроты, гибкости). Интеллектуальный – направлен на развитие познавательных процессов средствами специально организованных физических упражнений; овладение элементарными знаниями: техники выполнения различных движений, анатомического строения человека, правил гигиены, закаливания, сохранения и укрепления здоровья; создание разносторонней базы двигательных навыков; знакомство с различными видами физкультурно-спортивной деятельности, правилами соревнований, с физкультурно-оздоровительными методиками. Духовно–мировоззренческий компонент предполагает целенаправленное формирование у детей навыков здорового образа жизни, желания и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, закаливающих процедурах для дальнейшей самореализации в учебной, спортивной, трудовой, общественной деятельности на благо России.

       Разработанная (1991 - 1996 гг.) и внедренная в практику дошкольного воспитания программа «В музыкальном ритме сказок» на основе сюжетно-ролевой ритмической гимнастики позволяет сочетать ее преимущества с сюжетно-ролевыми играми. Разнообразие движений, их всесторонняя направленность, выразительность, музыкальность способствуют гармоничному двигательному развитию детей. А сказочные сюжеты занятий превращают их в интересные, увлекательные и познавательные игры.

       В ходе экспериментов (1991 - 2003 гг.), проводимых на базах детских садов гг. Волгограда, Волжского и Тольятти, установлено ускоренное развитие интеллектуальных способностей наряду с высоким уровнем двигательных у дошкольников, занимающихся физкультурой в музыкальном ритме сказок.

       Все комплексы ритмической гимнастики в рамках программы разрабатываются по сюжетам различных сказок, рассказов, мультфильмов под соответствующую музыку.

       Средствами различных движений дети создают образы героев литературных произведений, передают сюжетные действия. Для каждой возрастной группы дошкольников предлагаются преемственные базовые сюжетно-ролевые комплексы ритмической гимнастики, на основе которых планируются физкультурные занятия.   Основой формирования программы «В музыкальном ритме сказок» стала ее ориентация на природную потребность детей к двигательной активности как источнику развития, игре как ведущей деятельности, на интерес детей к музыке и литературе как источникам радости и познания.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

 

     Цель программы: развитие целостной гармоничной личности ребенка.

     Разработанные комплексы ритмической гимнастики на основе сюжетно-ролевых игр, отражая идеи гуманизации педагогического процесса и личностно ориентированной педагогики, позволяют через игровую деятельность в сочетании с музыкой и разнообразными движениями решать разносторонне и интегративно следующие задачи оздоровления, воспитания и обучения детей:

- укреплять здоровье и повышать работоспособность дошкольников;

- повышать интерес детей к занятиям физическими упражнениями через игровую деятельность;

- учить и совершенствовать основные виды движений;

- создавать разностороннюю базу движений и жестов;

- эффективно развивать двигательные способности (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.);

- создавать благоприятные условия для развития умственных способностей детей через сюжетно–ролевую направленность уроков;

- раскрывать творческий потенциал ребенка;

- способствовать через двигательно-игровую деятельность эмоциональному развитию ребенка;

- формировать выразительность движений;

- развивать двигательное воображение и творческую фантазию;

- способствовать формированию правильной осанки;

- развивать музыкальный слух и чувство ритма ребенка;

- содействовать приобретению музыкальных знаний.

 

     Вводную часть составляют упражнения, непосредственно воздействующие на весь организм ребёнка. Это движения динамичного характера: ходьба, бег, прыжки. Затем следуют общеразвивающие упражнения.

     В начале основной части следует серия упражнений различного характера: поднимание рук вверх, в стороны, упражнения для мышц шеи. Следующая серия упражнений – нагрузочная. Здесь предлагаются упражнения интенсивного характера: различные наклоны, раскачивания туловища, выпады, приседания. Эта серия упражнений проходит в быстром темпе. Затем следует партерная серия из исходных положений лёжа и сидя. Эта группа упражнений предназначена для развития гибкости позвоночника, укрепления мышц спины и брюшного пресса, мышц ног. Все упражнения рекомендуется выполнять в умеренном темпе, так как они требуют наибольшей затраты энергии. Заканчивается основная часть танцевально-беговой серией упражнений. Она проходит в интенсивном темпе, одно упражнение быстро сменяется другим. Завершается ритмическая гимнастика упражнениями на расслабление, цель которых – обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени. Это могут быть упражнения из исходных положений стоя, сидя, лёжа. Кроме того, используются такие упражнения, как потряхивание кистями рук, стопами ног, различные плавные движения руками и ногами из исходных положений лёжа на спине, на животе, стоя на коленях и т. д.

     Веселая музыка занятий, высокая двигательная активность детей создают радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией. На занятиях не только не запрещается улыбаться, но и приветствуются все проявления хорошего настроения. Часто дети во время выполнения упражнений комплекса напевают мелодии звучащих песен. Это нисколько не мешает им. Яркими жестами, хлопками они выражают свою радость от проделанной работы. Они не замечают усталости, для них нет преград на пути овладения сложными упражнениями. Они уверены в успехе, у них все получается. Сколько ярчайших эмоций и переживаний создают музыка и движения – основные помощники «волшебной феи» Ритмической гимнастики!

    Программа «В музыкальном ритме сказок» рассчитана на детей от 4 до 7 лет. Основу ее составляют отдельные мини-программы, последовательное изучение которых обуславливается преемственностью содержания (как двигательного, так и познавательного).  Можно выделить основные характеристики программ:

- подбор упражнений соответствует возрасту и подготовленности занимающихся (для младших дошкольников это более простые по координации упражнения, выполняемые с меньшей дозировкой и в умеренном темпе);

- продолжительность основных программных комплексов обусловлена возрастом занимающихся (4-5 лет - 20 мин, 5-6 лет – 25 мин, 6-7 лет – 30 мин);

- упражнения согласованы с музыкой и передают ее настроение (на сильные музыкальные части - сильные движения, например амплитудные прыжки, махи; на быстрые части - беговые, прыжковые серии; под медленную музыку - упражнения в равновесии, расслабления и т.п.);

- основная структура программных комплексов сохраняется (подготовительная, основная и заключительная части);

- упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки к основной части;

- танцевальные движения соответствуют характеру музыкального произведения (под русскую музыку - народные движения и т.д.);

- программы включают упражнения разной направленности (координационные, силовые, скоростно-силовые, для развития гибкости и др.);

- каждая программа включает серии упражнений по преодолению препятствий (лазанье, перелезание, подлезание, ходьба по гимнастической скамейке и т.д.), беговые и прыжковые серии;

- паузы отдыха заполняются различными дыхательными упражнениями, отражающими содержание сюжетно-ролевой игры;

- для разгрузки позвоночника и коррекции осанки включены упражнения в партере (из положений лежа и сидя на полу);

- блоки движений могут меняться по мере их изучения и освоения.

     Отличительная особенность мини-программ - большой набор движений; например, в комплексе «Приключения Буратино» более 80 различных упражнений.

     В программах используются элементы конструирования (строительный игровой материал – «Кошкин дом»). Эти задания способствуют развитию логического мышления ребенка.

     Программы для старших дошкольников предусматривают многочисленные перестроения под определенную музыку, что развивает у детей умение быстро реагировать и ориентироваться в пространстве и во времени («Бременские музыканты», «По следам бременских музыкантов» и др.).

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Средняя группа

Мини

-программы

Количество занятий в месяц

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

«Антошка

и компания»

4

4

 

 

 

 

 

 

«Про Веру

и Анфису»

 

 

4

3

4

 

 

 

«Волк и семеро козлят на новый лад»

 

 

 

 

 

4

4

4

 

Старшая группа 

Мини

-программы

Количество занятий в месяц

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

«Давайте

жить дружно»

4

4

 

 

 

 

 

 

«Три

поросёнка»

 

 

4

3

4

 

 

 

«Кошкин

дом»

 

 

 

 

 

4

4

4

 

Подготовительная к школе группа

Мини

-программы

Количество занятий в месяц

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

«Бременские музыканты»

4

4

 

 

 

 

 

 

«По следам бременских музыкантов»

 

 

4

3

4

 

 

 

«Приключения Буратино»

 

 

 

 

 

4

4

4

 

     Обучение основным комплексам упражнений проходит поэтапно. На первом этапе последовательно изучается двигательный материал программы (комплекс упражнений). Упражнения выполняются детьми по показу педагога.

     На втором этапе идет закрепление и уточнение отдельных упражнений и комплекса в целом. Больше внимания уделяется выразительному исполнению, созданию двигательных образов. Дети могут выполнять фрагменты «сказки» самостоятельно.

     На третьем этапе совершенствования, когда хорошо изучены комплексы упражнений, их необходимо усложнять (за счет увеличения дозировки и усложнения техники основных движений). Если на первом этапе музыкальную фонограмму можно прерывать для уточнения отдельных движений и связок, то по мере освоения комплекса занятия проходят под непрерывную музыку. Это значительно увеличивает их моторную плотность. На последнем этапе больше внимания необходимо уделять развитию творческой фантазии детей, давать им возможность придумать свои упражнения, характерные для героев сказки. Многие занимающиеся уже могут выполнять комплексы по памяти.

     Каждая программа завершается сказочным театром физической культуры - проведением физкультурно-спортивного музыкально-театрализованного праздника.


ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

 

     Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика представляет собой интегрированную систему средств ритмической гимнастики, сюжетно-ролевых игр и сказочных сюжетов. Основными компонентами воздействия на организм и личность ребенка являются: Движение, Игра, Сюжет, Музыка.

 

ОВД

Движение

Общеразвивающие упражнения

Упр. оздоровительной и спортивной гимнастики

Танцевальные упражнения и элементы хореографии

Выразительные жесты, пантомима

Игра

Сюжетно-ролевая

Подвижная

Имитационная

Сюжет

Русские народные и современные сказки

Сказки народов мира

Рассказы и путешествия

Фонограммы музыкальных сказок

Музыка

Музыка из мультфильмов и мюзиклов

Детские песни и музыкальные пьесы

Музыка из классических произведений

 

     Движение направлено на развитие физических качеств, координационных способностей и функциональных возможностей организма малыша, т.е. на физическую сущность, а также воспитание выразительности, формирование базы и культуры движений.

     Для этого используются следующие средства: основные виды движений (ходьба, бег, лазанье, метание, равновесие); упражнения основной гимнастики (ОРУ, строевые); акробатики (кувырок вперед, назад, в сторону; «мост»; стойка на лопатках; «рыбка» и др.); современной аэробики (степ, фанк, спортивной и др.); стретчинга (гимнастика поз для развития гибкости); художественной гимнастики (упражнения с мячом, скакалкой, обручем; волнообразные движения корпусом, руками и т.д.); элементы спортивного танца (вальс, танго, румба и др.); народного танца (русский); современного танца (диско, реп, рок-н-ролл);  хореографии (основные позиции рук и ног, экзерсисы); элементы пантомимы; пальчиковая гимнастика; дыхательные упражнения; упражнения на снарядах (гимнастическая скамейка, куб, дуга и т.д.).

     Перечисленные средства объединяются в определенной последовательности и связаны музыкой в комплексы упражнений.

     Музыка создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. В качестве музыкального оформления используются фонограммы музыкальных сказок («Волк и семеро козлят на новый лад», «Бременские музыканты» и др.), музыка из мультфильмов. Музыка должна отвечать следующим требованиям: быть доступной восприятию ребенка; запись должна быть чистой и четкой, без помех; целесообразно использовать музыкальные произведения размерами 2/4, 4/4 и 3/4; музыкальный темп на протяжении занятия необходимо чередовать (от медленного и умеренного до быстрого).

     Известно, что Игра является основной формой познавательной деятельности детей дошкольного возраста, которая активизирует мыслительные процессы и двигательные возможности ребенка, а также создает положительный эмоциональный фон занятий и позволяет более мягко и гуманно решать воспитательные и образовательные задачи. Особое значение имеют сюжетно-ролевые игры, в большей степени способствующие эмоциональному и интеллектуальному развитию детей-дошкольников.

     Сочетание ритмической гимнастики с сюжетно-ролевой игрой позволяет успешно решать задачи двигательного и психического развития. Это подкрепляется воздействием Сюжетов сказок, которые, в свою очередь, являются носителями эмоционально-нравственного воспитания.

     Игровая деятельность, максимально используемая на занятиях ритмической гимнастики, повышая интерес детей к физическими упражнениями, помогает развивать творческое мышление, произвольное внимание, различные виды памяти, которые составляют основу интеллектуальной деятельности. Занятия ритмической гимнастикой сюжетно-ролевого характера помогают детям глубже почувствовать, понять, оценить события и поступки персонажей сказочных произведений. Можно говорить о возможности «прочтения» сказок всем телом, каждой мышцей, клеткой организма. Сопереживание через выразительную двигательную деятельность значительно усиливается. Дети с помощью физических упражнений, жестов и мимики создают образы героев и антигероев, выражая свое отношение к ним. Иногда они плачут вместе с тетей Кошкой о сгоревшем доме, радуются с «козлятами победе над волком», удивляются, хохочут, изображают хитрую лису Алису и глупого Дуремара, жестокого Карабаса Барабаса и отважного Буратино. Детям легко, просто и естественно передавать с помощью выразительных движений многоликие образы и характеры героев любимых сказок.

 

ЛИТЕРАТУРА

Н.А. Фомина «Эта весёлая ритмическая гимнастика!». Волгоград, Изд. «Учитель», 2008 год.


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: 8 (3452) 30-61-95
Эл. почта: madoy.dc.detctvo@yandex.ru
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: