Версия для слабовидящих

Юркова А.С., Денисова Ж.Н. Проект "Доброта"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад № 50 города Тюмени

  

ПРОЕКТ «ДОБРОТА»

(духовно-нравственное  воспитание дошкольников)

 

Денисова Жанна Николаевна – старший воспитатель

Юркова Алла Станиславовна - музыкальный руководитель

 

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А. Сухомлинский

 

 

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Настоящий проект разработан педагогами МАДОУ ЦРР-детский сад № 50.

 

Участники проекта: педагоги, воспитанники и их родители.

 

Создание данного проекта продиктовано потребностью педагогов

и родителей воспитанников в:

– укреплении духовно-нравственного здоровья детей;

– систематизации накопленного педагогического  опыта по духовно-нравственному воспитанию и социализации дошкольников;

– реализации творческого потенциала педагогов;

– создании единого образовательного пространства, включающего педагогов, детей и их родителей.

 

Ожидаемые результаты проекта:

– создание системы духовно-нравственного воспитания и здоровья детей, основанной на учете возможностей и потребностей детей, объединении усилий всех участников педагогического процесса;

– расширение у воспитанников понятий о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме;

– формирование ценностного отношения дошкольников к окружающим людям, обеспечивающего их эффективную социализацию;

– развитие у детей эмоционально-положительного отношения к малой Родине;

– обобщение педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

 

Реализация проекта предполагает:

–  повышение квалификации педагогов;

–  накопление методического материала, пособий по теме проекта;

          – разработку перспективных планов реализации поставленных задач, конспектов занятий с детьми, сценариев праздников, развлечений по теме проекта;

–  создание предметно-развивающей среды;

–  оформление выставок, памяток, фотовыставок, дидактических материалов.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая  наше общество, не в смене политической системы и в неустойчивом развитии экономики, а в разрушении духовно-нравственных основ личности.

Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его духовности и нравственности. Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. Большая часть нарушений, с которыми сталкиваются сегодня педагоги и психологи, имеет социально-педагогическую и духовно-практическую природу. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Формирование основных  качеств личности начинается ещё в дошкольном детстве. Это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны с тем, что ребёнок ещё мало знает об этом мире, ему нужно научиться жить среди себе подобных, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого малышу важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают, или даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребёнок становится личностью со своим пониманием добра и зла, с собственными реакциями на поступки других и индивидуальным стилем поведения.

Именно в этот период особо значимо духовно-нравственное воспитание ребенка – формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.

К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. Педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.

Современные родители настолько заняты своими проблемами, работой, карьерным ростом, что не могут подчас выкроить нескольких минут, чтобы поговорить с ребенком по душам, почитать ему книгу, дать элементарные представления о добре и зле. И дети общаются чаще всего с телевизором или компьютером!

 

Подмена традиционных жизненных ценностей чуждыми нашей культуре установками, изобилующими в мультфильмах иностранного производств, приводит к тому, что миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться неведомы современным детям.

К сожалению, сегодня дети воспитываются не столько на русских народных сказках, сколько на диснеевских мультфильмах. Очень многим детям родители не читают сказки. Детские психологи считают это большим упущением родителей в деле воспитания детей. Многие малыши не слышали ни о Колобке, ни о Красной Шапочке, ни о Репке и очень жаль. Потому что дети, которым читают сказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке. Сказка обращена к чистому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений, а сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. В сказке всегда есть четкая граница: это – добро, а это – зло, этот персонаж – плохой, а этот – хороший. Малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

 

Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. В этом смысле не может быть активного или пассивного воспитания. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет.

Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой. Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка.  Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.

Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.

 

Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Если идти этим путем в воспитании, то в сердце ребенка поселятся чуткость и благодарность к людям. Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.

В наши дни произошла, если можно так сказать, подмена понятий. Иногда приходится слышать нечто подобное: «Мальчик из благополучной семьи. Мама – экономист преуспевающей компании. У папы свой бизнес. Как же этот ребенок мог так ужасно поступить?» Но благополучие семьи определяется не ее материальным положением, а высоким уровнем внутрисемейной нравственности, когда взрослые члены семьи всем своим поведением, а не нравоучениями, воспитывают у детей чуткость, отзывчивость, сопереживание. Причем начинать надо с формирования качества самого общего по содержанию, но самого конкретного по форме его проявлений, – доброты.

Как изменить сложившееся положение? Как наладить духовно-нравственное общение детей? Как способствовать формированию у детей уважения, доброты, любви к сверстникам, родителям, педагогам,  людям старшего поколения?

Поиск ответов на эти вопросы и способствовал возникновению идеи создания социального проекта «Доброта». Актуальность этого проекта связана в первую очередь с социальным неблагополучием нашего общества, где нарушены каноны общения между подрастающим и старшим поколением. Проект – долгосрочный, рассчитан на три года.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

 

Традиции, накопленный жизненный опыт передаются от поколения к поколению через общение и совместную деятельность взрослого с ребенком,  поэтому цель проекта: развитие духовно-нравственной связи  между детьми и родителями, педагогами, людьми старшего поколения.

Задачи:

– развивать у дошкольников умение вежливо общаться друг с другом и окружающими;

– воспитывать у малышей трудолюбие, аккуратность, доброжелательные отношения;

– способствовать расширению круга общения детей  с взрослыми;

– формировать коммуникативные умения и навыки воспитанников;

– поддерживать и развивать проявления гуманности в поведении детей.

АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Пять дней в неделю, а если посчитать, то это приблизительно – 220 дней в году дети с утра до вечера находятся в детском саду. И одна из задач педагогов научить их культуре общения с взрослыми и сверстниками.

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими сотрудниками дошкольного учреждения.

Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.

А какие, наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?

Вежливость – она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии.

Деликатность – сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Доказано, что задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Предупредительность. Мы добиваемся от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Скромность – эта нравственная черта личности – показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и конечно же,  высокая требовательность к самому себе.

Общительность. В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, Для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениях – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, мы, взрослые, должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.

Мы объединяем детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность.

В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую содержательность. Мы используем различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Утром встречаем их приветливой улыбкой, стараемся увлечь интересной игрой. Если утро началось жизнерадостно, это настроение сохраняется у детей в течение дня.

 

– Доброе утро! Птицы запели.

– Добрые люди вставайте с постели!

Прячется вся темнота по углам.

Солнце взошло и идет по делам.

– Доброе утро и солнцу и птицам!

– Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

 

Оформили зеркало с пиктограммами человеческих эмоций…

В рамках проекта проводим занятия «Наше настроение». 

Цель занятий – социализация личности ребёнка.

Задачи, которые мы ставим перед собой:

а) научить воспитанников ориентироваться в человеческих эмоциях, настроении, отражать эти умения в рисунках;

б) научить детей взаимодействовать в процессе совместной деятельности,  работая в парах;

в) развивать у них умение изображать эмоциональное состояние человека посредством мимики, пантомимики, речи (радость, грусть, удивление, обида и т. д.);

г) воспитывать умение сочувствовать окружающим людям и оказать им помощь.

Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.

Каждое утро группы начинается с добрых дел. Кто-то цветы поливает, кто-то куклу в детский сад собирает. А кто-то завтрак для кукол готовит. Все заняты добрыми делами!

 

Детки в садике живут, здесь играют и поют,

Здесь друзей себе находят, на прогулку с ними ходят.

Вместе спорят и мечтают, незаметно подрастают.

Детский сад - второй ваш дом, как тепло, уютно в нем!

Вы его любите, дети, самый добрый дом на свете!

Ну, а какое же утро без утренней гимнастики!

Зарядка всем полезна, зарядка всем нужна,

От хвори и болезней спасает нас она!

 

В конце зарядки, по принятой традиции, ребята дают себе целевую установку на день. Например: 

 

Я веселый, я счастливый, озорной, любимый, милый.

Быстро я всему учусь, в жизни я всего добьюсь.

Или:

У меня всегда улыбка настроенье - просто класс!

Я люблю себя и также люблю каждого из вас.

 

Одна из задач нашего проекта – воспитание аккуратности. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей, а так же взрослых. В процессе повседневной работы с детьми мы стремимся к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический смысл, поскольку поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

Мы приучаем ребят правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят, нужно не только уметь правильно накрыть стол и расставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, надеть фартук и шапочку.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения мы используем ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Мы добиваемся точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.

После завтрака – самостоятельная, игровая деятельность детей, а затем образовательная. Каждый день разная деятельность. В области «познания»это: познавательно исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность,  формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира. В области «коммуникация»это чтение художественной литературы. В области «художественное творчество»: рисование, лепка, аппликация и др.  

Ни для кого не секрет, что математические задачи учат детей думать, логически мыслить, расширяют их представления об окружающем. Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок, маленьких историй, веселых рассказов. Слушая условие такой задачи, ребенок должен быть очень внимательным, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать.

К сожалению, в методических пособиях подобных задач мало. Поэтому нам, воспитателям, часто приходится придумывать их самим.

В процессе решения задач закрепляются не только навыки счета, но и такие понятия, как форма, цвет, величина и т. д. Кроме того, дети начинают понимать: считать можно любые предметы, которые нас окружают.

Конструирование

Цикл занятий «Строим город доброты»

Цель – развитие чувства коллективизма, эмпатии.

Задачи:

а) создать позитивный фон  работы в группе;

б) обогатить эмоциональный словарь дошкольников;

в) оптимизовать готовность детей к общению и  формировать бережное и доверительное отношение к партнеру;

г) способствовать развитию у дошкольников умения договариваться, уважать чужую работу;

г) закрепить знания детей «Что такое доброта?».

 

Спорт ребятам очень нужен, мы со спортом крепко дружим!

Спорт – здоровье! Спорт – игра! Доброте – Физкульт – Ура!

 

«В каждом маленьком ребёнке

и в мальчишке и в девчонке…»

 

Слова этой замечательной песенки как нельзя лучше отражают деятельность наших детей. Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность ребёнка? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многие «почему»? Как  удовлетворить детское любопытство, причём сделать это не формально, а объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума, подтолкнуть ребёнка к познанию мира и развитию творческого начала?

Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Для реализации цели – развитие поисково-познавательной деятельности воспитанников были поставлены  следующие задачи:

1. формирование у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей (динамического мышления);

2. развитие у дошкольников собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

3. расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

4. поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации.

Поисково-познавательная деятельность в средней группе предполагает работу по таким разделам, как «Неживая природа», «Человек», «Человек. Рукотворный мир», «Свойства материалов».

В разделе «Неживая природа» мы проводим эксперименты:

с водой – выявляем свойства воды, что она без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес; знакомимся с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска);

с воздухом – обнаруживаем его в окружающем пространстве, с тем, что внутри человека есть воздух, выявляем свойства воздуха, учимся пускать мыльные пузыри, знакомимся с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь);

со светом и цветом – знакомимся со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); выясняем, что свет не проходит через непрозрачные предметы; знакомимся с получением промежуточных цветов путем смешивания двух)  с весом и притяжением (выясняем, что предметы бывают легкие и тяжелые, учимся определять вес предметов и группировать их по весу (легкие, тяжелые));

со звуком – учимся определять по издаваемому звуку предмет, учимся определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки);

– с теплотой – учимся определять температурные качества веществ и предметов и их температуру).

В разделе «Человек» знакомимся с такими темами, как:

«Веселые человечки играют» – знакомимся со строением тела человека;

«Нарисуем свой портрет» – знакомимся со строением тела человека и пространственным расположением его частей, с тем, что лицо может отражать чувства человека;

«Наши помощники» – знакомимся с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств.

В разделах «Человек. Рукотворный мир», «Свойства материалов» мы учимся узнавать и распознавать вещи, сделанные из разных материалов, определять их качества и свойства (бумага, древесина, ткань, глина).

 

 

«Игры с соломинкой»

Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Материал: трубочки для коктейля, бумажные шарики.

Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают и выдувают). Взрослый предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха, а затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос.

Мы можем поиграть с воздухом, используя трубочки и бумажные комочки.

«Бумажные гонки»

Воздухом можно двигать предметы. Предлагаем устроить такую игру: каждому игроку понадобится картонка и лист бумаги. Одну сторону листа нужно отогнуть. Вместо финишной ленты натяните нитку. Теперь по команде машите картонками позади листов бумаги, и воздух будет двигать их вперед.

«Цветы лотоса»

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

«Утопи и съешь»

Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.

Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает? Объясните ребенку: «В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую он вытесняет».

«Фокус с водой»

Наполни водой пластмассовую кружку до краев. Положи на нее кусок картона и переверни, придерживая картон. Убедись, что между картоном и кружкой нет зазоров. Убери руку и посмотри, что будет.

Воздух давит на картон и удерживает его на месте. Поэтому вода остается в перевернутой кружке.

«Волшебный» шарик

Цель: установить причину возникновения статического электричества. Ребенок обращает внимание на «прилипший» к стене воздушный шарик: «А, почему шарик прилип к стене, может быть он намазан клеем?»

Оказывается, что шарику и не нужен клей для того, чтобы так «приклеиться». Достаточно осторожно потереть им о волосы, ткань, одежду — и к шарику начнут прилипать кусочки бумаги, волосы. «Этот замечательный «клей» называется статическое электричество». «А можно ли его увидеть или услышать?» — снова интересуется ребенок. Для этого нужно выключить  свет и предложить снять свитер — слышен треск и видны искры.

 

 

Применение экспериментирования оказало влияние на:

– повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

– речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

– личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);

– знания детей о неживой природе.

Одна из задач проекта – формировать коммуникативных умений и навыков дошкольников.

У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Игры, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам. Главное общение – «ребенок – ребенок», «ребенок – дети» идет по собственному побуждению, так как жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия делать что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать – словом, решать свои маленькие дела.

Задача взрослых – направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением.

Очень часто в работе используем стихи:

 

Уж обедать все хотят, все вокруг помочь спешат

На столы носить посуду. Только Ёж сказал: - Не буду!

Не пойду я, посижу, и на вас я погляжу

Не желаю помогать, лучше просто подождать.

Неприятно это всем. Все Ежа не уважают.

Сам он маленький совсем, а какая лень большая!

 

УМЕЙ ЕСТЬ НЕ СПЕША И АККУРАТНО

 

Медвежонок хлеб жевал - крошки хлебные ронял.

Говорил с набитым ртом,  что не мог понять никто.

После взялся за компот - стол облил и свой живот!

Все над ним хохочут звонко, застыдили медвежонка:

- Ты не знаешь? За столом надо есть с закрытым ртом,

Не спешить, не говорить, крошки на пол не сорить.

После встать из-за стола в шубке чистой, как была.

 

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии.

Термин «сказкотерапия» у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и учения. И сегодня рассказывая сказки, мы передаём знания о духовном мире человека, реализуя социальную воспитательную систему, близкую природе человека.  

В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.   

Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине.

Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, доброта, остроумие и т. п.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.

Но в одиночку больших результатов не добиться. Очень важно взаимодействие с коллегами, чтобы создать у детей целостную картину мира, опираясь на уже имеющиеся у них знания и опыт. А с привлечением родителей создается тройственный союз, способствующий интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

 

«Берегите друг друга! Добротой согревайте!

Берегите друг друга, обижать не давайте.

Берегите друг друга, суету позабудьте

И в минуту досуга, рядом вместе побудьте!»

 

Если вы хотите, чтобы ребенок стал добрым и отзывчивым человеком, любыми способами показывайте ему, что такое доброта. И главное, относитесь к малышу с любовью и добром, тогда он как губка впитает в себя ваше человеческое тепло. А когда вырастет, то перенесет это тепло на других людей.

Доброта — это не данное природой чувство, ее нужно и можно прививать буквально с рождения. И для этого все важно: и личный пример, и доброе отношение к окружающим, и хорошие книги, и мультики. Способов тысяча, важно, чтобы родители сами верили: их стараниями в семье растет добрый и отзывчивый человечек.

Исходя из вышеизложенного, хочется сделать вывод, что радость, доставляемая детям, встречи с прекрасным, способствуют развитию эмпатийности, активизируют познавательный интерес, расширяют знания  об окружающем мире, что формирует социальное здоровье ребенка.

«Человек не может жить на свете, если у него впереди ничего нет радостного». Эта мысль принадлежит выдающемуся советскому педагогу — А. С. Макаренко, который утверждал, что истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. И мы в нашем детском саду «Счастливое детство» ежедневно дарим радость нашим детям.

Спешите доставить радость вашим воспитанникам, не жалейте доброго, приветливого слова, ласковых объятий, милой улыбки, и тогда зерна, брошенные вашими нежными  сердцами на благодатную почву, непременно дадут добрые ростки!

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей к самостоятельной жизни – важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует не только поиска наиболее эффективных путей, но и переосмысления уже известных.

Всю эту работу по развитию у дошкольника нравственных качеств мы ведем вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляем происхождение тормозящих развитие факторов, обучаем самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.

С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы используем следующие методы:

– общие и групповые родительские собрания;

– консультации;

– дни открытых дверей;

– папки, информационные стенды.

Родители с интересом читают памятки!

 

Мы открываем двери в сад,

В дом радости для всех ребят.

Не  в дом, а  в сказочный дворец,

Где сотня маленьких сердец

Сольется в дружный детский хор.

Где красота взволнует взор

И каждый день детей ждём всех,

Всех обладателей чудес

Волшебной, сказочной страны.

Да будут счастливы они!

 

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть.

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы, хоть чуточку добрей.

 

Мы надеемся, что труд наш будет не напрасным! Ведь дети уже усвоили, что:

 

Доброта живет на свете только в добром сердце,

вы уж нам поверьте!

 

Список используемой литературы

  1. Алексеев, К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии / К.И. Алексеев //Вопросы психологии. 1996. №2. С. 73-85.
  2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с нем. Под общей редакцией д.ф.н. М.С. Мацковского/ Э. Берн. СПб -М.: «Университетская книга». 1997.
  3. Булашевич, Т.С. Через дремучий лес к душевной гармонии и к гармонии с внешними миром /Т.С. Булашевич // Журнал практического психолога. 1997. №6. С.123-126.
  4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк.: книга для учителя / Л.С. Выготский М.: «Просвещение», 1991.
  5. Горшенина, В.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. 2-е изд. / В.В Горшенина, И.В. Самошкина, Н.П. Черкасова. М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. 160 с.
  6. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире /С. А. Козлова //Дошкольное воспитание. 2001. № 9.
  7. Юдина, Л.А. «Уроки вежливости»/ Л.А. Юдина. Дошкольное воспитание. 1988. № 4.

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: 8 (3452) 30-61-95
Эл. почта: madoy.dc.detctvo@yandex.ru
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: