Версия сайта
для слабовидящих

Козлова Л.Г. Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях

Использование

здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях

Козлова Лилия Генриховна,

музыкальный руководитель

МАДОУ ЦРРР – детского сада № 50

города Тюмени

В наши дни проблема сохранения и укрепления здоровья детей является очень актуальной и обсуждается достаточно широко.

Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме на музыкальных занятиях во всех видах деятельности позволяет содействовать решению данной проблемы.

В работе с детьми мною используются следующие виды оздоровления.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика

Выполнение такой гимнастики дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Детям очень нравятся такие упражнения – игры.

«Машина» (обучение постепенному выдоху воздуха)

И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох через нос («наливают бензин») и выпускают воздух через рот, при этом делая язычком «тр-р-р» , копируя работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании.

«Цветок» (упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Выдыхаем через рот, губки «трубочкой», медленно выпуская воздух.

Использование игровых приёмов помогает вызвать интерес у детей к дыхательной гимнастике, а педагогу добиться желаемого результата.

Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на каждом занятии проводится артикуляционная гимнастика. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

Валеологические песенки-распевки – это несложные тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, задающие позитивный настрой, улучшающие эммоциональный климат на занятии. Вот одна из таких песенок, в которой присутствуют элементы игрового самомассажа:

Доброе утро!

Доброе утро!

Поворачиваются друг к другу

Улыбнись скорее!

Разводят руки в стороны

И сегодня весь день будет веселее

Хлопают в ладоши

Мы погладим лобик, носик и щечки

Выполняют движения по тексту. 

Будем мы красивыми

Как в саду цветочки!

Постепенно поднимают руки вверх, "фонарики".

Разотрем ладошки сильнее, сильнее!

Движения по тексту

А теперь похлопаем смелее, смелее!

 

Ушки мы теперь потрем

И здоровье сбережем.

Потирают ушки

Улыбнемся снова, будьте все здоровы

Разводят руки в стороны

Игровой самомассаж

Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре.

Игровой массаж тела «Зайка»

Зайка белый прибежал
И по снегу прыгать стал
Прыг – скок, прыг – скок!
Непоседа наш дружок.

Зайка прыгнул на пенёк,
В барабан он громко бьёт:
Бум-бум-тра-та-та!
Зимой погода – красота!

А в лесу такой мороз!
зайка наш совсем замёрз.
Лапками – хлоп-хлоп!
Ножками – топ-топ!

Носик – трёт-трёт-трёт,
Ушки – мнёт-мнёт-мнёт.
Прыгай выше, зайка,
Зайка - попрыгайка.

Дети легко постукивают пальцами по ступням ног.

 

 

Дети шлёпают ладошками по коленям.

 

 

 

Дети хлопают ладошками по плечам.

Хлопают в ладоши.
Топают.

Поглаживают крылья носа.
пощипывают ушки.

Лёгкие прыжки.

 

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на музыкальных занятиях. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание.  Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.

«Кошка»

Задача: Развивать координацию речи и движения.

 

Посмотрели мы в окошко-

пальцами обеих рук делают «окошко»

По дорожке ходит кошка.

«бегают»  указательным и средним пальцами правой руки по левой руке

С такими усами!

показывают «длинные усы»

С такими глазами!

показывают «большие глаза»

Кошка песенку поет,

хлопки в ладоши

Нас гулять скорей зовёт!

«зовут» правой рукой

 

Речевые игры – упражнения

Речевые игры – упражнения эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности, позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки.

«Кап-Кап!» сл. Е. Макшанцевой

Задача: Одновременно с игрой на треугольниках пропевать на двух нотах ( соль-ми) текст стишка, следить за ритмическим рисунком.

Можно разделиться на две команды (нечётные и чётные строчки чередовать).

-Кап, кап, кап! Кап, кап, кап! Что там за оконцем?
Кап, кап, кап! Кап, кап, кап! Что блестит на солнце?
Кап, кап, кап! Кап, кап, кап! Капают капели!
То весна к нам пришла, птицы прилетели!

Ритмопластика

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии здоровьесберегающих технологий.

Алгоритм проведения музыкального занятия

с использованием здоровьесберегающих технологий

(виды деятельности варьируются в зависимости

от плана занятия и настроя детей)

1.Приветствие. Валеологические песенки-распевки для настройки на рабочий лад.

2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения.

3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка - пальчиковая игра.

4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра-1 упр.

5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.

6. Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.

7. Игра на ДМИ. Творческое  музицирование.

8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

Использования в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии мы способствуем сохранению и укреплению здоровья детей, что является приоритетной задачей в воспитании и обучении подрастающего поколения. 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: