Версия сайта
для слабовидящих

Моргун Л.Ю. Музыкальная сказка по принципу Мини - макс как средство сохранения и укрепления социального здоровья дошкольников

Из опыта работы,

представленного на конкурсе

 «Воспитатель года – 2014»

Музыкальная сказка по принципу Мини - макс как средство сохранения и укрепления социального здоровья дошкольников.

Моргун Лариса Юрьевна, музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени

В современном обществе, изобилующем трудностями, экономической и ценностной нестабильностью, чрезмерными информационными нагрузками, высокой стрессогенностью социальной обстановки все острее встает проблема: помочь ребенку освоить социальное окружение, осознать свое место в нем, найти применение своим способностям. Говоря о полноценности развития, многие современные исследователи связывают его с понятием «психологическое здоровье»  как цели и критерии успешности личностного развития человека. В данном случае хотелось бы остановиться на его компоненте – социальном здоровье.

          Социальное здоровье в научном мире понимается как адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной среде, направленность на общественно полезное дело, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие в социальных контактах.

         В дошкольном возрасте закладываются основы социального здоровья - освоение опыта и эффективных способов гармоничного взаимодействия с самим собой и с другими людьми, т.е. социальная уверенность.

Актуальность: В условиях реформирования современного общества перед педагогами стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждому ребенку.

Новизна:Анализируя различные формы и методы работы с детьми, я пришла к выводу, что наиболее приемлемойметодикой для работы с детьми дошкольного возраста является музыкальная сказка по принципу мини – макс (минимум подготовки и максимум детской и взрослой импровизации). Эффективность использования этой методики в период дошкольного детства обеспечивается спецификой деятельности ребенка в этом возрасте, а также притягательность этого жанра, позволяющего свободно мечтать и фантазировать. Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Посредством сказочных образов, их действий, ребенок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Проигрывание сказки по принципу мини – макс включает в себя использование различных видов музыкальной деятельности дошкольников (пение, слушание, музыкально – ритмические движения, танцы, игра на детских музыкальных инструментах).

         Музыкальная сказка по принципу мини - макс близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под ее влиянием развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Следовательно, вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.д.), проходят невротические проявления (страхи, тревожность, неуверенность и др.). Таким образом, активно участвуя в музыкальной сказке, ребенок получает возможность выразить себя, свое эмоциональное состояние пением, движением, игрой на инструменте, приводит к разрешению внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния.    

Результаты: Анализ данных, полученных методом наблюдения, позволил сделать вывод: проигрывание сказки по принципу мини – макс способствует гармонизации личности детей, открытому выражению эмоций, развивает коммуникативные и творческие возможности ребенка, эмпатические чувства, эмоциональную отзывчивость, повышает самооценку на основе самоактуализации,  учит выражать свои чувства и переживания. Дети приобретают навыки совместной деятельности, что способствует сохранению и укреплению  социальногоздоровья детей дошкольного возраста.

Приложения.

Культурно - досуговая деятельность в музыкальном зале

Развлечение из цикла «В гостях у сказки»

(проект взаимодействия с детьми 4-5 лет

по мотивам русской народной сказки «Колобок»)

Программные задачи:

 - Формировать желание участвовать в музыкальном спектакле.

- Развивать умение разыгрывать небольшой музыкальный спектакль по знакомой                                           русской народной сказке «Колобок», используя для воплощения образа известные выразительные средства (интонация, мимика, жест).

 - Формировать умение чувствовать характер музыки, выполнять подскоки, подыгрывать   русские народные мелодии на деревянных ложках.

 - Развивать интерес к русским народным играм.

Музыкальный репертуар:

Русские народные мелодии «Ах ты, береза», «Светит месяц», «Ах вы, сени» (фонограмма); русская нар.игры «Заинька», пальчиковая игра; игра с шарфиками по мотивам русской нар. игры «Поясок»  (аккомпанемент)

Словарный ряд: Я, Колобок, Колобок, по сусекам метен, по амбарам скребен, на сметане мешен, на окошке стужен!

Предварительная работа: Рассказывание р.н.с. «Колобок», беседа о героях, их характерах, с помощью этюдов проиграть имитирование и подражание героям сказки с помощью известных выразительных средств (заяц – прыгает, говорит высоким голосом; волк - передвигается большими прыжками и говорит грубым и страшным голосом; медведь - ходит переваливаясь с ноги на ногу, говорит низким голосом растягивая слова; лиса - говорит тоненько, ласково, заискивающе, ходит мелкими шагами, крутит «хвостом»), пропеть сочинённую педагогом с детьми песенку Колобка.

Взаимодействие музыкального руководителя с детьми в группе до развлечения

Дети занимаются разными видами деятельности.

В группу заходит музыкальный руководитель в русском сарафане с расписным сундучком, в котором реквизиты для постановки музыкального спектакля по р.н.с. «Колобок»

Музыкальный руководитель (далее Мр) Здравствуйте, мои хорошие! Здравствуйте, мои пригожие!  Ребята, вспомните какую сказку мы договорились показать нашим гостям?(далее по ходу проекта встречи с детьми после вопросов взрослых предполагается диалоговая форма общения с детьми). Давайте будем превращаться в героев этой сказки? А у меня для вас есть сюрприз, посмотрите, какой красивый сундучок я вам принесла. Но только чтобы он открылся, надо сказать, волшебные слова: чок-чок - открывайся сундучок (дети повторяют слова, сундучок открывается, дети наряжаются в костюмы героев по выбору, педагог тоже дополняет свой наряд).

Мр: Подойдите к зеркалу, посмотрите, как вы выглядите. Подумайте, что ещё нужно вашим героям?

Дети прихорашиваются перед зеркалом, выбирают дополнительные реквизиты для своего образа, педагог может украсить детей по их желанию аквагримом

Взаимодействие музыкального руководителя с детьми в музыкальном зале

Дети под р.н.м. «Светит месяц» заходят в зал.

В музыкальном зале оформлены декорации, имитирующие частьдома, опушку леса.

Мр: Ребята, поприветствуйте гостей, это очень добрые и самые внимательные зрители. Скажите нашим зрителям, какую сказку мы хотим им показать. Но, чтобы сказка получилась красивая и музыкальная давайте подберём музыку.

Мр: Я вам сыграю 2 мелодии, а вы мне подскажите, какая подойдет для колобка, когда он будет катиться по лесу

Детям предлагаются варианты мелодий, они подбирают музыку для героев сказки.

МР: Ничего не забыли. Эта сказка «Колобок» вовсе не простая

По-другому здесь, друзья, дети в ней играют. Колокольчик заливается,

       сказка   начинается.

Жили были поживали и заботушки не знали, дедушка да бабушка. Вот однажды дед и говорит:

Дед: Испеки мне, бабушка, колобок.

Бабушка: Хорошо, дедушка.

МР: Бабушка по сусекам помела крылышком. Горсти две муки нашла – больше-то не нужно. Соль добавила, сахар, ложки две сметаны. Славный вышел Колобок, пышный и румяный.

Бабушка выполняет действия по тексту, в конце достаёт мягкую игрушку Колобок из миски.

МР: Ребята, куда бы Бабушке положить Колобок, чтобы он остыл?

Кладут Колобка на окно

МР: Слушайте дальше что будет. Колобок непоседа был, быстро, быстро он остыл, к дедушке с бабушкой прибежал, и позвал их пойти погулять, гостей в дом к себе позвать, чтобы не скучно жить было. Обрадовались дед и баба затее Колобка и отправились они в путь – дорожку. За руки взялись, идут, песни поют: Ля-ля-ля…

Простаяпопевка героев под р.н.м.

МР: А навстречу им зайчики - побегайчики.

Под р.н.м. выскакивают зайцы, здороваются, диалог.

МР: А что ответил Колобок? Запел свою любимую песенку. Помогите, ребята, Колобку песенку спеть.Дети поют все вместе

Я, Колобок, Колобок, по сусекам метен, по амбарам скребен,

на сметане мешен, на окошке стужен! А с вами, зайчишки, мы поиграть хотим.

МР: Ребята, поиграем, с зайчиками?

Игра «Заинька» под р.н.м.

Выходят в центр круга все зайчики. Игра проводиться 1-2 раза.

МР: И что же дальше, ребята. Так понравилась Зайчишкам игра, что решили они с Колобком по лесу прогуляться. И покатился Колобок дальше по дорожке, с дедушкой с бабушкой и зайчата вместе с ними.Мишки, волки, лисички назад в домики убежали. Идут, лесным воздухом дышат.А навстречу им кто? Послушайте музыку.

Выходят Волки, здороваются, диалог

МР: А что ответил Колобок? И запел свою любимую песенку вместе

с детьми. Помогайте, ребята.Дети поют все вместе песенку Колобка

МР: А с вами, Волчатами, весёлыми ребятами, все потанцевать хотят. В дружный круг друзья вставайте, пляску русскую начинайте! А вам помогу, хорошо?

Танец р.н.м. «Ах вы, сени»

МР: Удивили и порадовали меня весёлой пляской! А тебе, Колобок, понравилось? А вы, волчата, хотите погулять по лесу? Идут, тёплый ветерок в лицо дует, а навстречу им…

Педагог играет в низком регистре р.н. м. «У медведя во бору».

МР: Ой, кто это?

Навстречу выходят медведи, здороваются, диалог

МР: Совершенно верно, это мишки косолапые идут

Дети поют все вместе песенку Колобка

МР: Обрадовались мишки, что друзей в лесу встретили.

Пальчиковая игра

Это – зайчик – показывают ушки,

Это – волк, серый волк зубами щелк – показывают,

Это – мишенька -  медведь, он умеет песни петь.

МР: Весело поиграли и пошли с Колобком гулять дальше. Колокольчик заливается,наша сказка продолжается. Солнышко светит, птички поют.Какая большая компания по лесу гуляет.А кто это рыженькие выглядывают? Действительно, лисички тут как тут.

Навстречу выходят лисички, здороваются, диалог.

МР: Колобку совсем не страшно и запел он снова свою любимую песенку вместе с друзьями.

Дети поют все вместе песенку Колобка

МР: Лисички – сестрички и вас мы развеселим, хотите, поиграем в игру

Игра с шарфиками по мотивам р.н.и. «Поясок»

МР: Весело, радостно Колобку, друзей столько повстречал. Но пора домой возвращаться. И решил он пригласить всех в дом, где его испекли дедушка и бабушка.

Колобок приглашает зверей, все идут в сторону домика, напевая Ля-ля ля

МР: А в доме их сюрприз ожидал. Дедушка говорит «Найдите сундук расписной, а в нём сюрприз для вас».

Дети находят сундук, в нём музыкальные инструменты

МР: Что же с ними будем делать?Инструменты разбирайте и в дружном оркестре играть начинайте.

Игра на детских музыкальных народных инструментах подрнм

МР: Колокольчик заливается, наша сказочка кончается! Ребята, вы артистами сегодня побывали, сказку «Колобок» всем показали. Вы старались, были молодцы. Похлопаем друг другу от души!Мои хорошие, мои пригожие,  большое спасибо за сказку. Я знала, что у нас всё получится. Я горжусь вами и в знак благодарности хочу подарить вам на память раскраски. (по сказке «Колобок»)

Взаимодействие музыкального руководителяс детьми в группе после развлечения

В группе дети могут продолжить играть в сказку, могут начать рисовать приглашение родителям на спектакль, заняться любимыми делами.

Культурно - досуговая деятельность в музыкальном зале

Развлечение из цикла «В гостях у сказки»

(проект взаимодействия с детьми 4-5 лет

по мотивам  сказки К. Чуковского  «Федорино горе»)

 Программные задачи:

Обучать инсценированию постановок небольших музыкальных спектаклей.

 Способствовать развитию эмоционально – образного исполнения музыкально – игровых упражнений, используя мимику, пантомиму, интонации, жесты.

Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст

  Формировать умение чувствовать характер музыки, выполнять поскоки, легкий бег, спокойную ходьбу, подыгрывать  простейшие мелодии на шумовых инструментах (ложки, крышки, кастрюли, бутылки с крупой)

Музыкальный репертуар: музыка из м/ф «Федорино горе», «Музыкальная табакерка» Лядова, «Ах, вы сени» рнм, «Ахты, береза» рнм, «Каша» Попатенко.

Словарный ряд: сито, корыто, кочерга

Предварительная работа: Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе», беседа о персонажах,  их характерах, с помощью этюдов проиграть имитирование и подражание персонажам сказки с помощью известных выразительных средств. Подготовить атрибуты: посуду (сито, корыто, лопата, метла, 2 топора, кочерга, 2 ножа, кастрюля, утюг, чайник, кофейник, 2 блюдца, 2 стакана, сковорода, вилка, рюмка, бутылка, чашка, ложка, стол, самовар, фартук и платок для Федоры, шапочка козы, кота,  тренажер В.Базарного (цветная спираль на ватмане)

Дети заходят в зал, звучит музыка из мультфильма «Федорино горе»

МР: У меня для вас, ребятки, приготовлена загадка. (напевая)«Ох, ох, ох! Ох, ох, ох! Здесь такой переполох!Все бегут, несутся, скачут,  им кричат: — Куда? Куда?Ну, а кто-то горько плачет от досады и стыда.

Все виновную прощают — без хозяйки плохо быть! (речетативом)А она им обещает их не пачкать и не бить».

Ребята, как называется эта сказка? (далее по ходу проекта встречи с детьми после вопросов взрослых предполагается диалоговая форма общения с детьми). А кто написал такую замечательную сказку? Как вы думаете, мы сможем показать сказку «Федорино горе»?  Мы превращаемся в персонажей сказки (звучит «Музыкальная табакерка» Лядова, дети выбирают роль, подбирают атрибуты, если никто не захочет быть Федорой, эту роль на себя берет воспитатель). Наш бабушка Федора пойдет присядет на стульчик, а вся посуда друг за другом…(дети выполняют движения под музыку) Колокольчик заливается, сказка начинается…

Скачет сито по полям, а корыто по лугам  - прямой галоп

За лопатою метла вдоль по улице пошла – спокойная ходьба

Топоры-то, топоры так и сыплются с горы – легкий бег

Испугалася коза, Растопырила глаза: «Что такое? Почему? Ничего я не пойму»

Упражнение для коррекции зрения дети бегают глазами по нарисованной на листе ватмана спирали

Но, как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга – галоп

И помчалися по улице ножи: «Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»

И кастрюля на бегу закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу, удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит, тараторит, тараторит, дребезжит... – бег

Утюги бегут покрякивают, через лужи, через лужи перескакивают – перескоки

А за ними блюдца, блюдца — дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

На стаканы — дзынь! — натыкаются,

И стаканы — дзынь! — разбиваются

 - бегут с ускорением и замедле­нием в соответствии с темпом музыки

И бежит, бренчит, стучит сковорода: «Вы куда? куда? куда? куда? куда?»

- поскоки с хлопками в ла­доши перед собой

А за нею вилки, рюмки да бутылки, чашки да ложки скачут по дорожке.

Из окошка вывалился стол и пошел, пошел, пошел, пошел, пошел...

А на нем, а на нем, как на лошади верхом, самоварище сидит

И товарищам кричит: «Уходите, бегите, спасайтеся!».

И в железную трубу: «Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!» - легкий бег

Дыхательное упражнение «Самовар» дети идут по кругу, руки на поясе, медленно произносят на выдохе: «Бу…»

Далее дети передают мимикой, жес­тами и речью характер стихотворных фрагментов.

А за ними вдоль забора скачет бабушка Федора:

«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! Воротитеся домой!»

Но ответило корыто: «На Федору я сердито!».

И сказала кочерга: «Я Федоре не слуга!».

А фарфоровые блюдца  над Федорою смеются:

«Никогда мы, никогда не воротимся сюда!»

И посуда зазвенела, заплясала и запела.

«Ах, вы сени» рнм дети импровизируют на шумовых инструментах.

Тут Федорины коты расфуфырили хвосты,

Побежали во всю прыть, чтоб посуду воротить.

Дети произносят слова в высоком регистре, глиссандируя последний звук в строке сверху вниз.

«Эй вы, глупые тарелки, что вы скачете, как белки?

Вам ли бегать за воротами с воробьями желторотыми?

Дети произносят слова в высоком регистре, глиссандируя последний звук в строке снизу вверх.

 

Вы в канаву упадете, вы утонете в болоте.

Не ходите, погодите, воротитеся домой!»

Но тарелки вьются-вьются, а Федоре не даются:

«Лучше в поле пропадем, а к Федоре не пойдем!».

Мимо курица бежалаХлопают в ладоши.

И посуду увидала:                         Шлепают по коленям

«Куд-куда! Куд-куда!                   Хлопают в ладоши

Вы откуда и куда?».                     Шлепают по коленям

И ответила посуда:                       Хлопают в ладоши

«Было нам у бабы худо,               Делают хлопок на каждое слово

Не любила нас она,

Била, била нас она,                       Топают на каждое слово

Запылила, закоптила,

Загубила нас она!».

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Жить вам было нелегко!».

А посуда вперед и вперед                   быстрый шаг

По полям, по болотам идет

И чайник шепнул утюгу:

«Я дальше идти не могу».                  Замедленный шаг

И заплакали блюдца:

«Не лучше ль вернуться?».

Но блюдце сказало:

«Гляди, Кто это там позади?».

И видят: за ними из темного бора идет-ковыляет Федора.

Ребята, посмотрите, как одета бабушка Федора? (Неряшли­во, одежда грязная, сама она неумытая.) Как вы думаете, захо­чет посуда к ней вернуться?

Но чудо случилося с ней:  стала Федора добрей. 

Тихо за ними идет и тихую песню поет.

Федора напевает, импровизируя.

«Ой вы, бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой, я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком, окачу вас кипяточком,

И вы будете опять, словно солнышко, сиять.

А поганых тараканов я повыведу, прусаков и пауков я повымету!»

И сказала скалка: «Мне Федору жалко».

Долго, долго целовала и ласкала их она,

Поливала, умывала, полоскала их она.

«Уж не буду, уж не буду,  я посуду обижать

Буду, буду я посуду и любить и уважать!

Засмеялися кастрюли, самовару подмигнули:

«Ну, Федора, так и быть, рады мы тебя простить!».

Полетели, зазвенели да к Федоре прямо в печь!

Стали жарить, стали печь!

Ребята, вы любите кашу? А какую кашу вы любите? Давайте, вместе сварим для Федоры кашу.

Танец «Варим кашу» под фонограмму дети импровизируют, придумывая движения:

  1. 1.     «Наливают молоко»
  2. 2.     «Кладут соль, сахар»

3. «Насыпают крупу»

4.  «Помешивают ложкой»

А Федора, намыв, начистив свою посуду, себя тоже привела в порядок: умылась, принарядилась.

А на белой табуреточке  да на вышитой салфеточке    хлопают в ладоши

Самовар стоит, словно жар горит,

И пыхтит, и на бабу поглядывает:

«Я Федорушку прощаю, сладким чаем угощаю,

Кушай, кушай, Федора Егоровна!»  разводятруки в стороны.

Песня «Каша» или «Про бабушку».

МР: Колокольчик заливается, наша сказочка кончается.


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: