Версия для слабовидящих

Стафеева М.С. Психогимнастика в оздоровлении детей дошкольного возраста

Психогимнастика в оздоровлении детей дошкольного возраста

М.С.Стафеева, воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад № 50                 города Тюмени

 

      Самая большая ценность для человека – здоровье. Статистика свидетельствует об ухудшении состояния здоровья наших детей, и хотя в педагогической практике накоплен солидный опыт оздоровления дошкольника, поиск эффективных методик в этой области продолжается. В Уставе Всемирной организации здравоохранения, здоровье характеризуется как «состояние наибольшего физического психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов». Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого ДОУ.  Вот почему одним из путей решения проблемы является целенаправленное использование  инновационных  оздоровительных методик  и технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.     

     Особое внимание в детском саду уделяется укреплению психоэмоционального здоровья детей, для этого в своей мы используем нетрадиционные методы оздоровления дошкольников.   Дети должны почувствовать и понять значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в коллективных играх и развлечениях, в экскурсиях и мероприятиях. 

В свой педагогический арсенал привлекаем психогимнастику. Она представляет собой систему этюдов («выразительных движений»), сориентированных, в первую очередь, на формирование определенных сторон личности: способности к сопереживанию, чувству сострадания, понимания, а также на формирование нравственно-экологических взглядов.
        Психогимнастика создает также богатейший потенциал для развития сферы эмоций. Психогимнастика призвана решать вопросы создания условий для психического благополучия каждого ребенка, поощряя способность к самовыражению. этот термин попал в дошкольную педагогику благодаря И. М. Чистяковой в ее одноименной книге (Психогимнастика в детском саду, М., Просвещение, 1990). Психогимнастика трактуется там, как «курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон личности ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)» По И. М. Чистяковой, это «выразительные движения», которые можно обозначить, как характерные моторные реакции, включающие мимику, жесты, пантомимику.
Уточним, где и как использовать психогимнастику.

1. В качестве частичного замещения «физкультурных минуток», предусмотренных в структуре занятия.
2. В качестве ауторелаксации после интенсивной нагрузки (физической или интеллектуальной)
3. В качестве «оживления» материала в работе по нравственному воспитанию (Вводить в ткань беседы по нравственной проблеме, после чтения литературного фрагмента, или вместо использования педагогической ситуации.)
4. Как самостоятельный вид подгрупповой работы, а также для индивидуальной работы с детьми, имеющими «блеклые» моторные реакции, с детьми, затрудняющимися выразить свои мысли и чувства.

     Очень важно, чтоб педагог детского сада начинал рабочий день в хорошем настроении. Поэтому, просыпаясь утром, я внушаю себе: «Я спокойна, я доброжелательна». Всё у меня сегодня будет хорошо, и к детям иду с хорошим настроением.   Каждое утро мы начинаем с зарядки, которая заканчивается психологической установкой на целый день. Дети громко и четко проговаривают:

Я здоровый, я красивый,

Я счастливый и любимый.

Много у меня друзей –

В моей жизни все «о'кей».

 

Я веселый, я счастливый,

Озорной, любимый, милый.

Быстро я всему учусь,

В жизни я всего добьюсь.

 

Я рожден, чтоб быть счастливым!

Я расту и познаю:

В этом мире все едино,

Я  любим и я люблю!

 

 

Этюды на выражение основных эмоций

Собака принюхивается

Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.

Что там происходит?

Мальчики стояли в тесном кружке и что-то делали, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась девочка. "Что там происходит?" - подумала она, но ближе подойти не решилась.
Выразительные движения. Голова поворачивается в сторону происходящего действия, пристальный взгляд. Поза. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела.

Кузнечик

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг - и вот уже стрекочет совсем в другом месте.
     Выразительные движения. Шея вытянута вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперед, ступать на кончики пальцев.

 

Этюды на выражение удивления

Удивление

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.
Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние век" приподняты.

Этюды на выражение страданий и печали.

Старый гриб

Старый гриб вот-вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой раскисшей шляпки.
Выразительные движения. Стоять, ноги расставлены, колени слегка согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу.

Остров плакс

Путешественник попал на Волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь.
Во время этюда звучит музыка.
Мимика. Брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.

 

Этюды на выражение гнева

Два сердитых мальчика

Мальчики поссорились. Они очень сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот-вот подерутся...

 

Этюды на выражение страха

Гроза

За окном гроза. Хлещет дождь. Сверкают молнии. Грозно гремит гром.
Ребенок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становится страшно.

Момент отчаяния

Ребенок приехал с родителями в чужой город. На вокзале он отстал от них. Мальчик вышел на привокзальную площадь. Он в смятении, не знает, куда идти. Звучит музыка.
Выразительные движения. Голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх и сдвигаются, губы раскрыты так, что виден верхний ряд зубов, одна рука с силой сжимает другую.

 

Этюды на выражение вины и стыда

Провинившийся

Мальчик разбил вазу, и мама его ругает. Он чувствует свою вину.
Выразительные движения. Голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты; ноги прямые, пятки сдвинуты; руки висят вдоль тела. Мимика. Брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены.

 

Упражнения:

Штанга                                                                                                                 Ребенок поднимает "тяжелую штангу". Потом бросает ее. Отдыхает.

Крепкий сон
 Ведущий подходит к фигурам детей, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Он поднимает чью-нибудь руку, но рука опускается.

     Массу возможностей для полноценного отдыха и для релаксации предоставляет нам природа, и это испытываешь на себе.   Все это делается просто, не требует каких-то затрат и всегда эффективно в отношении нормализации психоэмоционального состояния дошкольника. Мы используем систему Сухомлинского «Зелёный уголок». В группах есть растения, выделяющие фитонциды, которые подавляют процесс размножения болезнетворных микроорганизмов. В зелёном уголке можно увидеть алоэ, герань, хлорофутум, зеферантес. Это способствует профилактике гриппа и острых респираторно-вирусных инфекций. В летний период на экологической тропе ДОУ обязательно найдем дерево размышлений, различные ароматные полянки.

     Есть в группах дети, подверженные простудным заболеваниям. Таким детям  важно привить навыки правильного носового дыхания. Помогают этому игры, которые лечат, такая к примеру, как «Пастушок дует в рожок». Используем мы и дыхательную гимнастику. Дыхательную гимнастику мы проводим для укрепления дыхательной мускулатуры детей с целью повышения выносливости при физических нагрузках и сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям.

     Комплекс дыхательных упражнений включает игровые упражнения для освоения навыков нижнего брюшного дыхания с последующим переходом к среднему, верхнему и полному дыханию, очистительного дыхания и очистительного дыхания "Ха".

     Полное дыхание оказывает положительный лечебный эффект, особенно у часто болеющих детей. Очистительное дыхание хорошо снимает возбуждение и усталость после динамических нагрузок, восстанавливает силы, очищает дыхательные пути.

    Вот некоторые дыхательные упражнения, которые мы предлагаем детям:

 

 

Упражнение "Часики".

Имитируем ход маятника часов, говоря "тик-так". Руки вверх, в стороны – вдох и опустить их - выдох. Повторить 10-12 раз.

Упражнение "Трубач".

И.П. - стоя, кисти рук сжаты в трубочку и направлены вверх. Производится медленный выдох и звук "Ту-у-у" или "П-ф-ф". Повторить 4-6 раз.

Упражнение "Петух".

И.П. - стоя, одна рука - на животе, другая - на груди. Втянуть живот и набрать воздух - вдох. Выдыхая, выпячивать живот - выдох, произнося "Ку-ка-ре-ку-у-у" (3-4 раза).

Упражнение "Паровозик".

Осуществляется при ходьбе, руки, согнутые в локтях, движутся вперед-назад со словами "Чух-чух".

Упражнение "Насос".

При выполнении наклонов вперед руками выполняется покачивающее движение (при этом делается выдох с произнесением звука "с-с-с" - насос), при выпрямлении - вдох (6-8 раз).

Упражнение "Мяч".

Руки с мячом (или имитация мяча) поднять вверх и бросить мяч вперед на вдохе со звуком "у-у-ух". Повторить 5-6 раз.  

      Эффективным способом закаливания является массаж стоп-физическое воздействие на активные точки, расположенных на подошвах. Массаж стоп достаточно проводить раз в неделю. Необходимо сесть, расслабиться, разучить с детьми комплекс «Поиграем ножками». Во время массажа   сила массажных движений была умеренной. Положительное влияние на пальцы ног оказывает рисование ими. Детей увлекает новизна процесса. Так же «рисование ногами» является профилактикой плоскостопия и укрепляет мышцы ног.

Применяем мы и самомассаж ушных раковин: ладонное растирание ушных раковин, поглаживание, растирание  большим пальцем и указательным, завитков ушных раковин, массаж внутренней части, кончиками указательных пальцев, круговое растирание наружного слухового прохода большим и указательным пальцем, смещение ушных раковин за верхние края вверх, смещение ушных раковин за мочки вниз, массирование мочки уха.

Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко кажется замёрзло
Отогреть его так можно.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра, 
Наступила ти-ши-на!

           Применяемый нами массаж по А.Уманской (пальчиковое воздействие на биологически активные точки) в каждой группе стал почти привычкой — как умывание по утрам. 

Крылья носа разотри – раз, два, три

И под носом себе утри – раз, два, три

Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять

Вытри пот теперь со лба – раз, два

Серьги на уши повесь, если есть.

Заколкой волосы скрепи – раз, два, три

Сзади пуговку найди и застегни

Бусы надо примерять, примеряй и надевай.

А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.

А сюда браслетики, красивые манжетики.

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.

Вот как славно потрудились и красиво нарядились

Осталось ноги растереть и не будем мы болеть

    

       Нажимая на перечисленные зоны, мы включаем в работу главные органы и структуры (мозг, гипофиз, гипоталамус, вилочковую и щитовидную железы, шейный отдел спинного мозга, костный мозг, нервные узлы и т.д.), отвечающие за жизнедеятельность всего организма: кровообращение, дыхание, обмен веществ, состояние иммунитета, интеллект, память, речь, зрение, слух, обоняние, эмоции и т.д.

  В своей деятельности мы используем такие нетрадиционные техники оздоровления детей как «Гимнастика мозга» и йога для пальцев - «Мудры».

   Мудра – в переводе это знак, символический жест. Мудры помогают приобретать и сохранять здоровье, жизненные силы и внутреннее спокойствие. Пользуясь  целебными мудрами,  мы увеличиваем защитные силы организма. Обучая мудрам своих детей, мы оздоравливаем их, развиваем творческую фантазию, выдумку, ускоряем развитие речи.

    Вспомним  характерный для американцев жест. Говоря свое традиционное «о'кей», они поднимают вверх кисти рук: притом подушечки большого и указательного пальцев касаются друг друга, а остальные пальцы выпрямлены, но не напряжены. Большинство из них даже не подозревает, что делают при этом целебную мудру знания. Эта мудра улучшает память, мышление, внимание; успокаивает и снимает тревогу, нервное перевозбуждение; поднимает настроение.

      Соединяя подушечки большого, безымянного пальцев и мизинца, а указательный и средний поднимая вверх, мы выполняем  мудру жизни. Малышам эту фигуру можно назвать «зайчиками», которые могут и поиграть и поговорить и спеть.  Эта мудра повышает работоспособность, улучшает зрение человека, выносливость в любых ситуациях. Рекомендуется она людям, которые жалуются на быструю утомляемость. Лучше, если мудра выполняется двумя руками одновременно.  

       Гимнастика Мозга – это упражнения, которые активизируют полноценную деятельность ума и тела, движения стимулируют мозговые центры детей и пробуждают умственные способности.

       Приведу примеры упражнений из этой гимнастики:                                         «Ленивые восьмёрки» и «Двойные рисунки»

1.Представьте перед собой на уровне глаз восьмёрку, лежащую на боку (знак бесконечности). Её центр проходит на уровне переносицы.

2.Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево – вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте рисовать вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой.

3.Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмёрку и следим взглядом за пальцами. Повторить  три раза.

4.Исходная поза – обе руки свободно выпрямлены перед собой. Представьте, что в руках по карандашу, а перед вами холст.

5.Одновременно двумя руками от центра начинайте рисовать на воображаемом холсте зеркальные изображения. Сюжет не имеет значения, но рисунки должны располагаться в верхней и нижней частях холста. Тело расслаблено, дыхание в естественном темпе, движения рук свободные

Систематическое выполнение таких упражнений даёт возможность отстающим детям догнать сверстников в развитии.

Во время проведения непосредственно образовательной деятельности эффективно используем энергизаторы.

     Упражнения-энергизаторы - это короткие упражнения, восстанавливающие энергию детей. Они являются средством, позволяющим успешно преодолевать спад активности, восстановить интерес к занятию и сконцентрировать внимание дошколят.

        Энергизаторами могут служить физические упражнения, подвижные игры, танцы, пробуждающие творческие способности детей, повышающие их настроение и общий тонус. 

Энергизатор «Необычное приветствие».

- Ребята, скажите, в какой стране мы живем? Как принято здороваться в нашей стране? Поздоровайтесь друг с другом. (Дети практически выполняют ритуал приветствия.)

- Представьте себе, что вы сейчас жители необычной страны. А в каждой стране свои обычаи приветствия друг друга. Поздоровайтесь: спинами, коленками, лбами, носами, щечками.

- Поздоровались, молодцы. А теперь поприветствуйте друг друга:

У тебя носик, у меня носик.

У тебя щечки, у меня щечки.

У тебя ушки, у меня ушки.

Ты мой друг и я твой друг.

Мы любим друг друга.

Игра «Встаньте те, кто…»

Воспитатель говорит фразу: «Встаньте те, кто любит заниматься спортом». Дети встают. Затем каждому предлагается по очереди войти в обруч и показать с помощью движений, каким видом спорта он любит заниматься, а все дети отгадывают.

Энергизатор «Домики»

А сейчас мы с вами поиграем в вашу любимую в игру «Домики». Давайте распределимся на группы: 1 стена, 2 стена, жители.

Два участника образуют «Домик», взявшись за руки (соединив ладони) и подняв их над головой – «крыша». Третий участник встаёт внутри «домика» - это «житель». По команде «Меняются домики!» - «домики» распадаются, ищут себе новую пару и вновь строят «домик». По команде: «Меняются жители!» - «жители» меняются домиками, т.е. быстро перебегают в освободившийся «домик». По команде: «Землетрясение!» - меняются местами и ролями все. Ведущим становится тот, кто остался без пары.

Энергизатор: игра «Земля – воздух - вода»

Дети встают в круг. Ведущий бросает мяч кому-то из детей и называет одну из стихий. Тот, кто поймал мяч, должен назвать животное этой стихии.

Упражнение-энергизатор  для снятия эмоционального напряжения  «Лимон и Котенок»

- Представим, что в правую руку мы все взяли лимон и стараемся его сдавить, чтоб потек сок. Мы напрягаем руку и постепенно сжимаем ее в кулак. Выдавили сок!

- А теперь представим, что мы все стали котятами, которые только что проснулись и тянутся. Потянемся хорошенько! Поднимем руки, выгнемся и потянемся вправо, влево, вверх, вытягивая шею и выгибая спинку!

 Каждый из нас хочет, чтобы дети росли здоровыми и крепкими. Но вот, как этого добиться, знают далеко не все. При совместных усилиях семьи и детского сада добиться этого можно. Мы постоянно информируем родителей относительно практических методов здоровьесбережения детей нетрадиционными методами. Вся система оздоровления детей, которую мы используем в своей работе, позволили сократить число случаев заболеваний по причине простуды, у детей улучшилась физическая подготовленность в целом. Дети стали внимательнее относиться  к своему здоровью и здоровью окружающих. Ну, а хорошее настроение, положительные эмоции, смех и радость всегда помогают нам быть здоровыми. Мы говорим детям: «Не забывайте искренне улыбаться глазами и наполнять сердце своё радостью. Это защитит вас от всех болезней». 

Психогимнастика может и должна выступать и как самостоятельный, самодостаточный вид деятельности. Лучше всего подгруппами, а с детьми, у которых вялые эмоции — индивидуально. Ее можно планировать и «по факту», по ситуации. Например, если в группе появились случаи агрессии к растениям (рвут траву), насекомым (ловят).
Надеемся, что психогимнастика станет вашим добрым помощников в благородном педагогическом труде.

А взрослым мне бы хотелось напомнить слова Гиппократа: «Здоровье есть высочайшее богатство человека».

 

 Список литературы:

1.  Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. - М.: «Энас», 2006.

2. Доскин В.П., Голубева А.Г. Растим детей здоровыми.  - М.: «Мозаика-синтез», 2005.

3. Красикова И. С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет. - СПб.:  «Корона принт», 2003.

 4. Чистякова М. И. Психогимнастика  /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

 

5. Интернет-ресурсы: http://www.za-partoi.ru/

                                       http://poleznoeznanie.ru/

                                       http://nsportal.ru/


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: 8 (3452) 30-61-95
Эл. почта: madoy.dc.detctvo@yandex.ru
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: