Версия сайта
для слабовидящих

Материал на Всероссийский конкурс "100 лучших дошкольных образовательных организаций России"

Повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности

дошкольного образовательного учреждения

 

Здоровье — это вершина,

которую должен каждый покорить сам. 

Восточная мудрость

Введение

 

Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня данное стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом новых нормативно-правовых документов.

Статья 41. «Охрана здоровья обучающихся» ФЗ «Об образовании в Российской федерации» является новацией образовательного законодательства, поскольку вопросы охраны здоровья на уровне образовательных законов в самостоятельной статье нашли отражение впервые.

Вступивший в силу с 01 января 2014 года федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Данный документ определяет физическое развитие как одно из направлений, обеспечивающее развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Каждое образовательное учреждение призвано определять свою стратегию сохранения и укрепления здоровья, выбирать инновационные технологии. С учётом накопленного немалого опыта, требований к современному дошкольному образованию и социального заказа учреждением определена следующая ведущая педагогическая идея в режиме развития: повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование индивидуального стиля здорового поведения.

 

Характеристика опыта

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 50 города Тюмени является уникальным и единственным в образовательном пространстве города Тюмени Тюменской области и составляет образовательный комплекс из 6 корпусов. 44 группы принимают ежедневно 1276 детей. 205 работников, в том числе 81 педагог, обеспечивают комфортные условия и предоставление услуг высокого качества для воспитанников всего города. Предложенный опыт представлен результатами  деятельности коллективов всех корпусов.

Работа по осуществлению здоровьеориентированной деятельности в детском саду ведется на протяжении многих лет. Но попытки систематизации, определения стратегических ориентиров в рамках сохранения, укрепления и развития здоровья воспитанников предприняты в последние 4 года. За это время:

- создана базовая оздоровительная программа «Здоровый ребёнок», которая по сути дела стала образовательным стандартом в здоровьеориентированной деятельности учреждения;

- разработаны алгоритмы здоровьеориентированной деятельности и механизмы ее регулирования.

- определены стратегические перспективы, механизмы, и этапы наращивания материально-методического потенциала дошкольного учреждения в соответствии с приоритетами оздоровительной деятельности.

Здоровьеориентированная деятельность детского сада осуществляется в конкретных условиях. На базе детского сада создана необходимая макро и микро среда для полноценного физического развития и оздоровления детей: функционируют 5 спортивных и музыкальных залов, бассейн, мини - тренажерный зал, логопедические кабинеты, кабинет психолога, комната психологической разгрузки, физкультурные площадки для разных возрастных групп.

Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки, в которых есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

В дошкольных группах детского сада созданы «уголки здоровья», где дети получают знания валеологического характера. Они помогают ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном образовательном учреждении: игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, изобразительное творчество.

Занятия в бассейне решают не только образовательные и воспитательные задачи, такие как - научить детей плавать, и воспитывать умение вести себя в воде, но и оздоровительные - закаливание организма. Дети всех корпусов имеют возможность посещать бассейн в выходные дни.

Инструкторами по физической культуре проводятся физкультурные занятия, на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию интереса к занятиям, укреплению своего здоровья.

Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, общения «Давайте поговорим», минутки музыко- и смехотерапии, сказкотерапии.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. В дополнение к нормативным требованиям в нашем ДОУ расширен ассортимент продуктов обогащённых витаминами и рекомендованных для детского питания (хлебобулочные изделия, кисели, напитки).

Управление здоровьеориентированной деятельностью в детском саду выстраивается на принципах личностно-ориентированной направленности педагогического подхода к оздоровлению, профессионального сотрудничества и сотворчества педагогов и родителей, синкретичности. Система планирования и организация деятельности учреждения на уровне проекта «Будь здоров, малыш!», реализация базовой оздоровительной программы «Здоровый ребёнок», эффективная организация контрольной деятельности, многоуровневое и тематически разнообразное сопровождения сотрудников позволяет достичь более высокого уровня их профессионализма.

Подтверждающим фактором активизации педагогического коллектива в вопросах здоровьесбережения является обобщение актуального педагогического опыта, публикация в разных сборниках, результативное участие в конкурсах разного уровня.

Успешность нашей работы зависит от правильного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Поэтому одним из направлений деятельности стала активизация семьи по вопросам здоровьесбережения, включение их в процесс управления здоровьеориентированной деятельностью, который осуществлялся в направлениях:

1. актуализация потребностей родителей в здоровьесбережении собственного ребенка;

2. медико-педагогическое просвещение родителей как заказчиков на различные образовательные и медицинские услуги в дошкольном учреждении;

3. партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу которого заложены идеи здоровьесохранности, приоритет общечеловеческих ценностей.

В работе с семьей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы, такие как:

  • коллективные – суббота для родителей «Создание здоровьесберегающей среды в семье», дни открытых дверей, родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, конференции, круглые столы, презентации здоровьесберегающей среды, клуб «Азбука здоровья», мастер-классы, дни здоровья, секция «Вместе с мамой», организация конкурсов, праздников;
  • индивидуальные – знакомство с семьей, заключение договорных отношений, составление паспорта семьи, консультации, анкетирование, участие в общественных органах управления, комиссиях, обобщение семейного опыта по воспитанию ребенка здоровым, посещение родителями занятий и развлечений, участие в проектах и творческих конкурсах;
  • наглядно-информационные – информационные стенды, вестник «Счастливое детство», газеты, выпускаемые в группах воспитателями («Будь счастлив малыш!»), видеотека, библиотека, публикации в СМИ, выставки, брошюры и памятки.

Большую популярность за последнее время в сфере общения с родителями приобретает сайт учреждения, в рамках которого они могут не только обогатиться определёнными знаниями, познакомиться с опытом, но и задать вопрос, обратиться с определённой просьбой, выразить обеспокоенность той или иной проблемой.

Таким образом, предложенная система управления процессами здоровьесбережения позволяет отслеживать результаты деятельности на всех уровнях, вносить необходимые корректировки. В целом, эффективность здоровьеориентированной деятельности в детском саду прослеживается в возросшем уровне компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, в развитии валеологической грамотности родителей, а также в целом в активизации оздоровительной деятельности в детском саду.

Наилучшими доказательствами результативности работы в учреждении в данном направлении являются первое место по детскому туризму в рамках городской спартакиады среди дошкольников «Малыш» (май 2013), финалисты соревнований по минифутболу, лёгкой атлетике городской спартакиадв среди детских садов «Малыш», первое место в городском конкурсе на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении (ноябрь 2013), участие в очном туре инструкторов по физической культуре в ХI, XII областных конкурсах «Мастер педагогического труда по внеурочным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» (ноябрь 2014, 2015), второе место на городском конкурсе профессионального мастерства «Воспитатель года 2014» (февраль 2014), первое и второе место на городском дне Здоровья (март, октябрь 2014, март 2015).

 

Перспективы развития

 

Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования для нашего учреждения является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительной деятельности.

Поиск новых путей, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка, позволил найти апробировать ряд новых подходов, в том числе использование энергизаторов, коммуникативных игр, динамических пауз в конце прогулки, музыкальных театрализованных игр-импровизаций по мотивам русских народных сказок, стихов-шумелки, сказочек-шумелок, музыкотерапии, танцетерапии в режиме дня.

Мы считаем, что система управления процессами здоровьесбережения, созданная общими усилиями коллектива, должна гарантировать возврат затраченных ресурсов в виде крепкого здоровья и полноценного физического и психического развития воспитанников нашего дошкольного образовательного учреждения.

 

PS. Представленный опыт учреждения позволил по итогам Всероссийского конкурса «100 лучших дошкольных образовательных организаций России» войти в 100 лучших дошкольных образовательных организаций в номинации «Лидер в реализации здоровьесберегающих технологий».

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: