Корпус №7пт., 22.03.2024
Свежий воздух малышам
Нужен и полезен!
Очень весело гулять нам!
И никаких болезней!
чт., 21.03.2024
|
Пока сидим дома, развиваем речь детейпн., 20.04.2020Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой - всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы.
Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы, как педагогов, так и родителей. Родители занимают одну из главных ролей в формировании речи у подрастающего поколения. Для родителей самое главное вовремя увидеть и выяснить причины задержки развития речи, а затем принимать необходимые меры. Если в ходе всех диагностик проблем с физическим и умственным развитием ребенка не выявлено, то, скорее всего это связано с дефицитом общения ребенка с родителями. Речь ребенка развивается путем подражания взрослой речи. К сожалению, часто родители слишком заняты, и на общение с детьми у них не хватает времени. Но при отсутствии общения с ребенком, он не получает достаточного количества примеров для практики. От того, насколько правильно и четко научится говорить ребенок, зависит вся его дальнейшая жизнь. Психологи и логопеды советуют родителям создавать для ребенка все условия, чтобы он сам тянулся к общению с родителями и другими членами семьи. Соответственно, взрослые не должны отмахиваться от ребенка, если он хочет им что-то рассказать. Нужно не только передавать ребенку новые знания и пополнять его словарный запас, но и учить четко, произносить звуки и строить предложения в правильном порядке. Всегда следует помнить, что ребенок как губка впитывает в себя полученную информацию и затем ее воспроизводит. Родители должны стать для ребенка образцом правильной и красивой речи, если они хотят получить такой же результат в будущем. Следующим этапом речевого развития является монологическая речь. Этот навык более сложный, который приобретается только после хорошего освоения диалогической речи. В монологе, ребенок начинает говорить произвольно, без подсказок со стороны взрослых. Это не означает, что он разговаривает сам с собой – просто монологическая речь предполагает, что ребенок для выражения своих мыслей сам может подобрать наиболее подходящую форму высказывания. Правильная монологическая речь представляет собой речь с четкой организацией и относительно большим объемом информации. Ее развитие является главной задачей воспитания детей дошкольного возраста. Речь должна не только звучать фонетически правильно, но и должна нести смысловую нагрузку и быть логически связной. Развивать речевые навыки лучше всего в игровой форме. Любое обучение более эффективно в случае, если к нему есть интерес. У детей такой интерес сильнее всего вырабатывается во время игры, которые, к тому же, очень просты и не отнимают много времени. Играть с ребенком для развития речи можно везде: дома, в магазине, на отдыхе, в транспорте и т.д. Ниже приведены одни из немногих примеров таких игр по развитию речи: · «Почему? Потому что». В этой игре необходимо научить ребенка простейшей форме диалога. Когда он задает вопрос «почему..?», нужно всегда начинать ответ со слов «потому что..». Нужно периодически задавать вопросы и ребенку, чтобы он сам «разъяснял» их родителям. · «Что я загадал?» В эту игру хорошо играть в дороге. Взрослый загадывает предмет и описывает его внешний вид и назначение, а ребенок должен его угадать. · «К чему относится?» Взрослый произносит слово, а ребенок должен назвать обобщенную категорию, к которой оно относится (береза – дерево, кошка – животное). · «Правда-неправда» Этой игрой можно проверить не только словарный запас ребенка, но и его знания. Нужно сказать простой факт, а ребенок подтвердит, правда это, или нет. · «Что лишнее?» Ребенку предлагается несколько слов, одно из которых по значению не подходит к остальным (пример: воробей, ворона, карась, сорока). · «Антонимы» Ребенок должен назвать слово, противоположное по значению тому, которое сказал взрослый. Можно аналогичным образом поиграть и в синонимы. · «Прилагательные» Этой игрой проверяется словарный запас ребенка. Взрослый называет предмет (существительное), а ребенок должен придумать как можно больше прилагательных, которые можно применить для описания этого предмета.
Автор статьи: Мишкина Светлана Александровна, воспитатель. |