Версия сайта
для слабовидящих

Скоро в школу. Профилактика дисграфии и дислексии.

  сб., 20.10.2018

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Среди них на первом по частоте месте стоят нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия). Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст.

Признаки:

1.В тетради ребенка систематически встречаются следующие ошибки:

- искажение букв и недописание элементов;

- замена рукописных букв графически сходными;

- замена букв другими, обозначающими похожие звуки;

- изменение звуко-буквенной структуры слова: пропуски (огорода - ОГОРДА), перестановки (Москва - МОСКАВ), персеверации (горка- ГОГКА), смешение или соединение букв и слогов (лист-СИСТ);

- нарушения структуры предложения, слитное или раздельное написание слов  (Белая берёза растёт у окна. – БЕЛАБЕ ЗАРАТЁТ ОКА.);

- аграмматизмы на письме (НЕТ КАРАНДАШОВ).

2.  Школьник с трудом овладевает письмом, пишет медленно и неровно.

3. Ребёнку нелегко вычленять из речевого потока законченную мысль.

4. На уровне текста отсутствуют обозначения границ предложения.

 

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями. Занятия  по профилактике дисграфии можно проводить с раннего возраста, необходимо проводить в дошкольном (особенно, если выявлены проблемы в речевом развитии).

Под влиянием таких тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка, тем они значительнее. Постепенная, скурпулезная работа поможет ребёнку усвоить специфику родного языка.

Хороший эффект дают кинезеологические упражнения. Кинезеология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Данные упражнения направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий головного мозга, что позволяет формировать  способности ребёнка или корректировать проблемы в различных областях психики. Самый благоприятный период их использования – до 10 лет, пока кора больших полушарий не сформировалась окончательно.

 

Варианты кинезеологических упражнений.

1.Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

«Колечко» - как можно быстрее перебирать пальчики рук, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.

 «Зеркальное рисование» - на чистом листе бумаги,  одновременно взяв обеими руками по карандашу, фломастеру, рисовать зеркально - симметричные картинки, буквы, узоры.

 «Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположенное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.

Количество повторений:5-15; время упражения:10-35 мин. в день.

2. Массаж рук (кисти) и ног (ступни) с использованием массажеров разной степени твердости и остроты. 

3. Игры – раскраски.

При подготовке к школе эффективны раскраски с подобными заданиями:

- раскраски с кодированием цвета, раскрашивание по образцу;

- раскраски наоборот (нужно раскрасит только фон, а рисунки оставить незакрашенными);

- раскраски – половинки (с дорисовыванием половинки рисунка);

- раскраски, где требуется раскрасить или обвести наложенные контуры;

- штриховки – дорисовки.

Нормы раскрашивания: для рисунков – 1 рисунок в день; для узоров – 2-3 узора в день; для букв -  от 2 до 5 букв в день.

 

Игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии

 

1. Предупреждение ошибок письма на уровни буквы

- Игра «Волшебная буква»

Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, и в каком количестве. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами.

Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание. Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к игре "Буква сломалась". Обведение букв по трафарету, шаблону, вкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой. Эти задания помогают, как следует запомнить образ буквы.

- Игра «На что похожа буква?»

А - антенна, телеграфный столб, стремянка;  У - уши, сучок, вешалка.

- Упражнение «Демонстрация букв в разном положении»

- Определение буквы, "написанной" на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).

- Поиск букв, наложенных друг на друга

Необходимо выделить буквы, написанные одна на фоне другой.

- Придумывание слов на данную букву в определенной позиции: начало, середина, конец.

- Реконструирование букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, К) и из двух (Т, Г, Х) палочек.

 

2. Предупреждение ошибок письма на уровне слога.

- Игра "Живые буквы". Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару, так чтобы получился слог (любой или же заданный по опорной гласной, либо по опорной согласной букве, либо слог называется сразу полностью).

- Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д. Например: даны картинки, на которых изображены улитка, муравей. Составим слог по первым звукам: УМ.

- Придумываем слова с данным слогом: УМный, УМник, УМница.

- Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получился слог?

Увидели - МУ. Вспомним слова с этим словом:

МУка, МУха, МУзей, МУсор - в начале слова.

эМУ, почеМУ, панаМУ (взял) - в конце слова.

заМУтить, заМУчить, приМУла - в середине слова.

 

3. Предупреждение ошибок письма на уровне слова.

Вначале необходимо дать понятие "слово". Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова - союзы и предлоги, состоят из одной буквы У, И, К, В, С. Поэтому при изучении буквы "а" дети знакомятся с союзом "а".Составляем предложения, используя картинки, между которыми буква "а" (противительный союз). Например: Необходимо придумать как можно больше предложений, используя эту картинку. Например: Морковь - овощ, а яблоко - фрукт.

- Заучивание считалок. На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом рукой ограничивая каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими

- Игра "Слово рассыпалось".   Составление из данных букв слова.

Например: М. Т. С. О - мост;    Ы, 3, Б, У - зубы.

- Игра "Потерялась буква". Например, даются следующие сочетания: ДУ.     Д . М Какое получится слово, если вставить буквы?  ДУ. - дуб, дух, душ;  Д . М - дым, дом, дам, дум.

 - Игра "Кто быстрее, кто больше?" Из каждой буквы данного слова придумать другие слова. Например, сироп: соль - сахар; ирис - игра; рак - роль; озеро - ослик; парк - пыль.

 

4. Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания.

- Сочетание существительных с прилагательными.

а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: Какой?, Какая?, Какие?, Чей?, Чья?, Чье?, Чьи? Например: яблоко (какое?) - сочное, спелое, вкусное, зеленое, красное, крупное, червивое, целое, надкусанное, ароматное; след (чей?) - заячий, волчий, лисий, и т.д.

б) Подбор существительного к данному прилагательному. О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое? Например: теплый - день, вечер, пирог, чай, свитер,...теплая - погода, кофта, весна, рука,...теплое - молоко, платье, письмо, озеро,...

в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание, при этом используя как относительные, так и притяжательные прилагательные. Например: зеленый лист, зеленое платье, зеленые лужайки.

г) Предъявление словосочетаний с пропущенным окончанием прилагательного. Например: кофта - красн..., син...; туфли - красн..., син...

д) Предъявление детям неверно составленных словосочетаний. Игра типа "Помоги Незнайке исправить ошибку". Например: длинная вечер (длинный), черный крылья (черные).

- Сочетание существительных с глаголами.

а) Подбор как можно большего количества к данному слову. Например: Что можно сделать с яблоком? Сорвать яблоко - купить, съесть, помыть, разделить, сварить, запечь, нарисовать, и т.п.

б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например: Прийти к ... (дому, отцу, решению); уйти от... (дедушки, дома, проблемы).

в) Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного. Например: Женя упал - Женя упала; Саша ушел - Саша ушла; яблоня цветет - яблони цветут. Это задание нужно проводить, используя картинки.

- Сочетание существительных с числительными.

Необходимо учить детей, верно, согласовывать числительные 1,2,5 с существительными: один цыпленок, два цыпленка, пять цыплят; одна курица, две курицы, пять куриц; одно яйцо, два яйца, пять яиц. При выполнении такого задания успехом у детей пользуются игры типа “Дразнилки". Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определенным количеством предметов; при этом дети проговаривают: “У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов", “У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона".

Иногда детям заранее даются карточки с любыми предметами, и ставится такое условие: в начале у Саши всех предметов будет по одному, у Сережи - по два, а у Ани - по пять. Затем они меняются карточками между собой.

 

5. Предупреждение ошибок письма на уровне предложения.

- Составление предложений по схемам:

______. Зима.  ______ ______. Наступила зима.

______ ______ ______. Наступила холодная зима.

______ ______ ______ ______. Наступила холодная вьюжная зима.

Дается также и обратное задание: составление схем к данным предложениям. Исключение слова из предложения, для того чтобы предложить детям исправить ошибку, составив нужное предложение.

а) Пропуск предлогов: Мы гуляли... лесу. Кошка сидит... окне.

б) Пропуск существительных: Яблоки растут на...

в) Пропуск прилагательных: Летом листья клена зеленые, а осенью...

г) Пропуск наречий: Скажу я слово высоко, а ты ответишь... (низко). Скажу я слово далеко, а ты ответишь... (близко).

д) Пропуск глаголов: Саша... машину. Папа... из машины.

- Выделение границ предложений в тексте.

а) Предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, смысловая фраза закончилась. Взрослый монотонно читает фразы: На улице льет дождь.

б) Постановка точек в предложениях, предъявленных на доске или на карточках. Дети должны усвоить, что начало предложения всегда пишется с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

 

Еще игры и упражнения

Цель: Учить слушать и слышать, различать и узнавать неречевые звуки.

Игра "Назови звуки, которые слышишь"

Взрослый предлагает закрыть глаза и назвать звуки, которые слышаться в группе и за ней (голоса детей, пение птиц, гудок машин.)

Игра "Путешествие".

Занятие проводится с подгруппой детей. Взрослый предлагает послушать и отгадать, что делают взрослые (нянечка моет посуду, дети в группе: садятся за столы, в музыкальном зале дети танцуют под музыку, повар готовит еду.) Взрослый уточняет, какие звуки помогли отгадать, что делают за закрытой дверью взрослые и дети? (Стук посуды, струю текущей воды - эти звуки подсказали, что нянечка моет посуду. Дети ставят стульчики и садятся за столы - этот шум подсказывает, что дети будут заниматься и т.д.)

Игра "Отгадай" что я делаю?"

Дети сидят полукругом. Взрослый за ширмой совершает различные действия с предметами, дети называют эти действия: рвет бумагу, переливает воду, играет на металлофоне, пересыпает крупу, стучит молотком, хлопает в ладоши.

Игра "Где звенит колокольчик?"

Дети встают в круг. Водящий закрывает глаза, дети передают колокольчик, взрослый жестом показывает, кто должен позвонить. Ребенок идет на звук и показывает на того, у кого в руке колокольчик.

Игра "Кто живет у Саши в деревне?"

Взрослый рассказывает, как Саша отдыхал летом в деревне у бабушки. Каждое утро Саша помогал бабушке кормить всех животных, которые были у бабушки. Давайте попробуем отгадать, кого кормил Саша каждое утро? Взрослый включает магнитофон. Дети слушают голоса животных: му-му, ку-ка-ре-ку, гав-гав, мяу-мяу, бэ-э... бэ-э, хрю-хрю. Взрослый предлагает назвать животных: корова, петух, собака, кошка, овечки, поросенок.

Игра "Назови животных"

Вспомним, какие животные жили у Саши? Послушайте еще раз голоса животных и запомните, кто издавал звук первым, вторым и т.д. После прослушивания предлагается на полотне расставить картинки в той последовательности, как животные издавали звуки.

Игра "Оркестр"

Взрослый предлагает послушать музыкальное произведение. После прослушивания назвать инструмент, на котором исполнялось музыкальное произведение (пианино, скрипка, гитара. .)

2 вариант игры "Наш оркестр"

Взрослый предлагает подойти к дверям музыкального зала и послушать "Наш оркестр". После прослушивания назвать инструменты, на которых играли дети (бубен, колокольчик, металлофон, пианино, ложки).

Цель: Учить детей различать одинаковые слова, звукосочетания, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.

Игра "Отгадай, кто позвал?"

Дети стоят в кругу, водящий в центре, закрыв глаза. Взрослый жестом показывает того, кто должен назвать имя водящего. Водящий отгадывает.

Игра "Кто сказал мяу?"

Ребенок называет не имя, а издает звук, подражая котенку. Водящий отгадывает, кто из детей издает звук (мяу).

Игры "Отгадай, кто сказал слово"

Взрослый за ширму приглашает 3-х детей, объясняет правила игры. Каждый ребенок поочередно громко произносит одно и тоже слово: "Мама". Дети отгадывают имена детей, сказавших это олово.

Игра "Как сказать правильно?"

Незнайка принес вам новые игрушки и хочет их (вносится большая коробка). Как вы думаете, какие игрушки в коробке? (спросить 5-6 человек). Незнайка: я покажу вам игрушки: это кукла (показывает куклу). Это тукла, мукла, жукла. Взрослый: дети. Незнайка запутался, как правильно сказать - это кукла. Незнайка: я постараюсь, скажу правильно - это мушка, ношка, мешка (показывает мишку). Это? Дети: мишка.

2 вариант игры "Слушай и поправляй"

Взрослый: Незнайка, ты совсем запутался, потому что торопишься, учись слушать и думать. Посмотри, как дети умеют слушать. Я буду говорить слова, а дети, если я неправильно назову слово - хлопнут в ладоши и поправят меня. Вагон - вакон - факон - вагон - факон - вагом - вагоп - вагон. Какое слово я старалась сказать правильно? Дети: Вагон.

Игра "Какое слово я хотела сказать правильно?"

Взрослый раздает картинки детям (шар, чашка, лента, кукла, флаг). Я буду произносить слова неправильно, догадайтесь, какое слово я хотела сказать, и покажите картинку, обозначающую предмет, который я хотела назвать.

Взрослый: мар, кар, вар, кар, сар... Дети: шар (картинка, выставленная на полотне). Взрослый: ташка, кашка, башка, башка... Дети: чашка.

Игра "Письмо от Незнайки "

Взрослый: ребята, к нам пришло письмо. А написал письмо Незнайка. Давайте прочтем, что он нам написал. "Ребята, я научился писать и читать. У меня новая книска. Там много картинок. Тоска и татенок, собака и кенок, метух и турочка". Ребята, вы поняли, какие ошибки в письме? (Тоска и татенок - кошка и котенок, собака и кенок - собака и щенок, метух и турочка - петух и курочка). Взрослый: у нас тоже есть такая книжка. Давайте, посмотрим картинки и назовем правильно животных.

Цель: Учить детей различать слова, близкие по звуковому составу,

Игра "Цепочка слов"

Взрослый: я начну слово, а вы, заменяя первый звук на любой другой, назовите свое олово. Майка - сайка - зайка - чайка - лайка - Райка; чашка - кашка - Машка - Сашка.

Игра "Найди парные картинки"

Взрослый: на полотне разные картинки, рассмотрите, их я покажу картинку и назову, а вы найдите на полотне картинки, которые по своему названию с той, которую я назвала.

сук - лук рак - мак, дом - сом, пар-шар.

Игра "Назовите лишнее слово"

Взрослый: я буду называть слова, которые по своему звучанию очень похожи друг на друга, но одно слово лишнее. Попробуйте его услышать. Мак - рак - бак - сук (сук); кот - пот - рот - кит (кит); Лук - сук - мак - жук (мак); ком - сом - дом - лом - ром - лук (лук). Взрослый: кто запомнил, какие слова были лишними? Взрослый выставляет картинки (сук, кит, мак, лук).

2 вариант игры "Уберите лишнюю картинку"

На полотне картинки, по своему звучанию очень похожи, но одна картинка лишняя. Найдите ее и уберите. Мак - лак - рак - кот. Сом - дом - ком – мак. 

Цель: Учить детей различать слоги.

Игра "Назовите, какой слог лишний"

Взрослый: я буду называть слоги, слушайте и скажите, какой слог лишний?

На - но - на; ка - ко - ка; па - ба - па.

Игра "Телефон"

Дети сидят на стульчиках в один ряд. Взрослый произносит слог на ухо ребенку и предлагает передать этот слог следующему ребенку и т.д. Взрослый уточняет у каждого ребенка, какой слог он услышал? (Слоги: ПА КА ГА РА).

Цель: Учить детей различать фонемы.

Игра  "Отгадай, какой звук я произнесла?"

Взрослый: мы с вами учились различать разные звуки, по звукам отгадывали действия детей и взрослых, но есть звуки, которые помогают нам понимать друг друга. Эти звуки соединяются в слоги, а слоги - в слова. Попробуйте отгадать, какой звук я произнесу. Будьте очень внимательными. Звуки, которые я произнесу, вы не услышите, но если внимательно смотреть на положение губ, то сразу отгадаете. Взрослый широко открывает рот и беззвучно произносит звук [А]. Как вы догадались? Взрослый: какой звук вы бы услышали сейчас? (Взрослый вытягивает губы в положение трубочки). Дети: звук [О]. Взрослый: губы в улыбке и мы слышим звук? Дети: [И].

Игра "Назови звук"

Взрослый: к нам пришел в гости Незнайка. Он хочет поиграть с нами. Отгадайте, какие звуки "произносит" Незнайка. Дети по положению губ отгадывают гласные звуки. Незнайка вам в подарок принес символы гласных звуков, попробуйте отгадать какие звуки обозначают эти символы? [А У И О] У незнайки есть очень любимая песенка, когда у него хорошее настроение, но всегда ее поет. Давайте споем ее вместе: А О У И. Дети вместе со взрослым поют "песню". Усиливая и уменьшая силу голоса.

Игра "Посмотри и запомни"

Взрослый предлагает посмотреть на полотно и назвать символы гласных звуком. Предлагает детям запомнить последовательность расположения символов гласных звуков. Водящий уходит за дверь - взрослый убирает один из символов, ребенок называет, какой символ убрали.

2 вариант.

Взрослый предлагает посмотреть и запомнить последовательность расположения символов. Затем на полоске расположить символы гласных звуков в той же последовательности, как на доске, но по памяти [У О И А].

Игра "Я назову слова, а вы покажите символы"

Взрослый: я назову слова, а вы подумаете, с какого звука начинается каждое слово и покажете символ этого звука: автобус, альбом, астра - [А] ; утка, улитка, утюг [У] ; осы, ослик, обруч - [О] ; индюк, икра, иголки - [И]

2 вариант.

Взрослый: я покажу символ гласного звука, а вы придумайте слова, которые начинаются с этого звука. Взрослый показывает символ гласного звука - [А]. Дети придумывают слова. Взрослый контролирует правильность выполнения задания. Поочередно показывает символы гласных звуков [О У И].

Игра  "Волшебный кубик"

Взрослый показывает кубик и спрашивает, чем он отличатся от тех кубиков, с которыми играют дети. Дети: на кубике нарисованы символы звуков. Взрослый предлагает бросить кубик и придумать слова, которые начинаются с того звука, символ которого будет на кубике.

Игра "Рулетка"

Взрослый предлагает поиграть в новую игру. На стрелочке цветные кружки - дети выбирают любой цвет и поочередно раскручивают рулетку. Каждый придумывает слово, которое начинается о того звука, символ которого показывает стрелка.

Примечание: Когда дети отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, взрослый учит детей выделять заданный звук в середине, конце слова. По той же схеме дети учатся различать согласные звуки.

Цель: Выработка у детей навыков элементарного звукового анализа.

Игра "Читаем слова"

Взрослый: я вам расскажу историю одной девочки, которая заблудилась в лесу (Взрослый рассказывает). Какое маленькое слово мы кричим в лесу, чтобы найти друг друга? Дети: АУ! Взрослый: давайте попробуем с помощью символов составить это слово. Какой первый звук в слове АУ? Дети: [А]. Взрослый: а второй звук? Дети: [У]. Взрослый: какое же слово мы составили с помощью символов? Дети: АУ. Взрослый предлагает "погулять" в лесу. Дети упражняются в подаче голоса (ау. ау. ау).


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: