Версия сайта
для слабовидящих

Школа раннего развития

  сб., 20.10.2018

Составитель: учитель – логопед МАДОУ  ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени Т.В. Синицкая

Своевременное и правильное развитие речи и психофизическое здоровье ребенка зависит от многих факторов. Нередко причиной речевых нарушений являются социальные условия, именно они влияют на то, что речь у ребенка формируется патологически. Что же это за условия?Нежелание взрослых общаться с ребенком, отстраненность от его проблем, элементарное незнание законов его развития и не умение играть с ним в соответствии с возрастом и при этом делиться радостью.

А что же нужно, чтобы малыш был успешен, и его психомоторное и речевое развитие формировалось правильно. Прежде всего, нормальное и доброжелательное общение мамы с малышом с самого раннего возраста, еще до его рождения. Сейчас другое время, утверждают многие. Однако законы развития ребенка остались, и будут оставаться теми же. Многие детские педагоги, психологи, психоневрологи утверждают, что на здоровье ребенка не только в физическом плане, но и психоэмоциональном оказывает состояние матери во время беременности. Например, по данным А.А. Захарова переживания матери во время беременности (неудовлетворенность браком, нестабильность в супружеских отношениях, повышенная усталость) может спровоцировать невропатию у ребенка. Ее проявления носят следующий характер. Это нарушение соматики, вегетативная дистония, нарушения обмена веществ, склонность к аллергиям. Проявляется это следующим образом: у детей затруднена адаптация в дошкольном образовательном учреждении, возникают рвоты, головные боли; могут возникать требования спать с родителями, отмечается беспокойный сон; психомоторные нарушения (непроизвольное обмачивание во время дневного и ночного сна, тики, заикание). Невропатия проявляется уже на первом году жизни — это частые срыгивания, колебания температуры, «закатывание» при плаче.

Если соблюдаются общеукрепляющие, оздоровительные мероприятия, в том числе создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы невропатия уменьшается.

Однако, при несоблюдении этих условий невропатия может послужить базовым компонентом для снижения общей активности ребенка, притормаживается темп его психического и физического развития, усиливаются трудности в адаптации. В последствии может быть потерян интерес к жизни, разовьются депрессивные состояния. Пренатальное (внутриутробное) развитие ребенка очень важно, но также важен еще и первые года жизни ребенка.

Да, да именно с самого раннего возраста, когда малыш жадно всматривается в лицо мамы, наблюдает за движением ее губ, ищет глазками ее улыбку и так нуждается в ее мелодичном голосе и ласковых руках. Помните, как когда-то бабушки, не жалея времени спокойно и эмоционально, интонируя голос, рассказывали сказки, наговаривали пестушки и потешки. Баловство ли это или продуманная, заботливая работа, направленная на подражание речи взрослого, развитие психических функций, мелкой и общей моторики ребенка.

Социально-эмоциоанальное общение матери и ребенка в первый год жизни является не только предпосылкой для умственного развития, но и диагностическим критерием, который просматривается в дошкольном возрасте.

По данным многих исследователей детей раннего возраста, дефектологов в частности Е.М. Мастюковой, социально-эмоциональное развитие соотносится с умственным. И в социально-эмоциональном общении выделяют 3 этапа.

В первый период (до 5 месяцев) ребенок еще плохо различает лица, но очень рад любому, и телесному, и речевому контакту со взрослым.

Во втором периоде (от 5 до 6) уже формируются специфические привязанности. Так малыш отдает предпочтение тому человеку, который о нем больше всего заботится, например, маме. Он радуется при ее появлении, активно гулит. Однако может уже показать протест, страх, при приближении другого (чужого) взрослого.

В третьем периоде развиваются привязанности еще к 2-3 взрослым, например, папа, бабушка или дедушка.

Не все дети однотипно проходят эти этапы. Однако, если этот период нарушается, то в последующем затрудняется контакт межу матерью и ребенком их синхронность, не формируется познавательно-исследовательского поведения, могут нарушится социальные взаимоотношения.

На этом этапе очень важно уже правильно общаться с ребенком давать ему нужные игрушки и радоваться общению с ним. Помните игры с пальчиками «Сорока, сорока деток кормила…» или «Ладушки-ладушки…», а в них так весело играть. А главное совсем просто. Нужны только ручки малыша и Ваши теплые заботливые руки и еще ласковые слова.

Если не формируется предметно-игровая деятельность у ребенка с 1 до 2 лет, если с 2 до 3 лет Вы мало уделяли внимания вашему малышу, то не только его речь будет формироваться искаженно, но и все психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие), моторика и значимые для него виды деятельности. А это в сою очередь повлечет за собой плохую готовность к школе и социальную адаптацию, нарушения поведения.

Не все мамы и папы знают, как в самом раннем возрасте надо общаться с малышом, какие выбирать игрушки и как в них играть, так чтобы всесторонне развивать своего ребенка.

Вы купили ребенку замечательный конструктор ЛЕГО или другой конструктор. Ах, какие они красивые! Но с ним можно провести игры-сказки. Узнать какого цвета детали, построить замечательные дома-башни, узнать большие они или маленькие, послить в них разных жителей. Научится весело мыться. Как?! Например, поиграть с конструктором в ванной. Деревянные промысловые игрушки тоже направлены на развитие моторики, функции дыхания, эмоциональности, речи. Наши предки делали такие игрушки для того, чтобы доставить ребенку радость, и для того чтобы эти игрушки выполняли развивающую функцию.

А сколько удовольствия получит ребенок, если вместе с мамой быстро сделает игрушку-самоделку, которая потом поможет спеть песенки звуков А, У, И, О  и поиграть с ней в сказу.

Самым главным и сложным является нахождение первого шага. Каждый ребенок индивидуален, один — очень активный, не сидит на месте. Мы предложим ему активные игры. Другой, наоборот, спокойный. И в этом случае подберем для него интересное занятие. Но для каждого маленького человечка нужно найти свою дорожку, чтобы он отправился по своему пути к развитию речи, психомоторики и успешности в жизни.

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: