Версия сайта
для слабовидящих

Русский народный фольклор в развитии речи

  пн., 28.10.2019

Русский фольклор представляет большую ценность как средство комплексного, в том числе речевого, развития ребенка раннего возраста. Фольклор является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании интереса к родной речи. Он помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Малышей привлекает звучность, напевность, ритмичность и занимательность фольклорных форм, вызывая желание повторить, запомнить.

Произведения русского фольклора — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста, заключая в себе народную мудрость и поэтические ценности. Детский фольклор необходим в развитии детей, так как он отражает в себе деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры. С помощью фольклорного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.

Использование малых фольклорных форм в общении и в занятиях с ребенком раннего возраста способствует:

– развитию речевой среды;

–развитию умения вслушиваться в речь, улавливать её ритм, слышать отдельные звукосочетания и проникать в их смысл;

–расширению словарного запаса;

–формированию и развитию связной речи;

–развитию образности речи детей;

–формированию чувства ритма и рифмы, интонационной выразительности речи;

–формированию творчества, самостоятельности мысли детей, их нравственному развитию;

– развитию воображения, обогащению и развитию эмоции.

Ценность фольклора также заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним пестушки, потешки, прибаутки, у детей развивается воображение, обогащается и развивается речь, эмоции.

В методических рекомендациях представлены следующие формы русского фольклора, рекомендуемые к использованию в повседневном общении и занятиях с ребенком.

Колыбельные песни – песни, которыми убаюкивают ребенка, получили свое название от слова колыбать (колыхать, колебать, качать). Особенности этих песен определяются их функцией – стремлением убаюкать, усыпить детей. Отсюда их ритмическое соответствие движениям женщины, укачивающей на руках или в колыбели ребенка. Ученые говорят о родстве колыбельной песни и заговора в соединении слова с действием (качание). Еще в древности люди хорошо понимали, что в первые годы жизни детский организм занят главным образом собственным созиданием. В первые месяцы жизни ребенка спокойный длительный сон – непременное условие его роста и развития. Люди замечали, что в пути, при ритмичном движении, покачивании, ребенок быстро засыпает. Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает ребенка и убаюкивала его.

Пестушки (от слова «пестовать» – нянчить, растить) – это коротенькие приговоры. Ими забавляют ребенка, прививая ему первые жизненные навыки, заставляя его садиться, потягиваться, ходить. Пестушки также используются с целью воспитания положительного отношения к режимным моментам: умыванию, приёму пищи и т. д.

Потешки служат развлечению ребенка, с их помощью взрослые втягивают ребенка в игру. При этом они не только развлекают ребенка, но и способствуют физическому развитию ребенка –в ходе знакомства с потешками используют пальчиковые гимнастики, что способствует лучшему развитию мелкой моторики, а, в последствии и речи.

Прибаутки и небылицы– это песенки сюжетного характера, которыми взрослые забавляют детей. Все прибаутки имеют одну общую задачу – веселить слушателей. И вместе с тем они призваны расширить знания ребенка об окружающем его мире. К прибауткам относятся песенки о животных, насекомых, делающих человеческие дела. Нередко прибаутки построены по типу небылиц. Прибаутку характеризуют высокие художественные достоинства: яркая образность, рифмы, ритм и пр. В прибаутке многократно повторяется мотив, дающий новую информацию, что способствует ее закреплению в памяти ребенка. Художественная структура прибауток и небылиц позволяет дать обширную сумму знаний об окружающем, обеспечить их прочное запоминание, привести ребенка к пониманию причинно-следственных связей, того, что все предметы и явления природы взаимосвязаны и взаимозависимы. Жанр прибауток разнообразен. В него входят короткие песенки (без элемента комического), обращения к детям. Есть прибаутки-притчи, которые представляют собой доступный детям урок нравственности, облеченный в занимательную форму.

Потешки, прибаутки и небылицы могут быть использованы для чтения взрослым ребенку, разучивания с ребенком наиболее понравившихся, использования в играх с детьми, обыгрывании игрушек, предметов, словесного комментирования действий взрослого или ребенка, в упражнениях в повторении и договаривании слов за взрослым, в домашних театрализованных постановках.

Материал подготовила учитель-логопед Жайворонок Оксана Борисовна


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: