Задержка речевого развития, нарушения речи (алалия, дислалия, заикание и др.) у детей школьного возраста – довольно распространенное явление. По разным данным, в логопедической помощи нуждаются от 20 до 30% учащихся. Такие дети часто испытывают трудности с правописанием (дисграфия).
Дети с выраженными нарушениями речи и других высших психических функций не могут успешно учиться, усваивать общеобразовательную программу.
Среди причин дислалии, помимо психологических проблем, логопеды называют также и физические, в том числе снижение слуха, неправильный прикус и другие.
Остеопатический подход, наряду с использованием стандартных методик лечения и коррекции, позволяет охватить проблему более целостно, не ограничиваясь какой-то одной узкоспециализированной сферой воздействия. Остеопат рассматривает проблему речевого развития в составе единого организма ребенка. Данные остеопатического тестирования позволяют предположить наличие функциональных изменений, более точно выявить страдание тех или иных структур.
С точки зрения остеопата причинами дислалии и других нарушений могут быть внутриутробное поражение центральной нервной системы (ЦНС), родовая травма, тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание, прививки. Перечисленные события, так или иначе, приводят к возникновению напряжений в мышцах и связках, поддерживающих функцию речевого аппарата, нарушению мозгового кровообращения, ухудшению питания участков мозга, ответственных за развитие речи. В результате нарушается речевая функция.
Остеопатическое лечение здесь заключается в восстановлении нормального кровоснабжения, устранении напряжений в мышцах и связках. С одной стороны, лечение является локальным, основное воздействие ведется на проблемную зону (кости черепа, мышцы шеи, дна ротовой полости, языка, шейный отдел позвоночника и др.). С другой стороны, остеопатический подход подразумевает глобальность, то есть лечение конкретной проблемы в составе целостного организма, гармонизация взаимоотношений проблемной области и всего тела в целом (в свете глубоких знаний механических и рефлекторных связей тканей и органов). Поэтому желательно включение остеопата в работу с ребенком наряду с неврологом, логопедом, педиатром. Остеопатическая коррекция позволяет быстрее устранить функциональные проявления нарушений речи, а также, зачастую, существенно уменьшить проявления органического страдания мозга у детей.
Чем раньше выявлено нарушение, тем эффективнее его лечение.
Применение остеопатических методов диагностики и лечения детей, позволяющих интегративно оценить состояние организма, еще на этапе пред- и раннего речевого развития актуально.
Один из базовых принципов остеопатии гласит, что любой организм обладает колоссальными возможностями тонкого и мощного самовосстановления. Задача остеопата состоит лишь в том, чтобы устранить грубые барьеры, мешающие организму проделать эту сложную работу.
В более старшем возрасте лечение будет занимать больше времени, а его результат – зависеть от степени органических повреждений. Однако, пока организм ребенка еще не полностью сформирован, всегда существует вероятность восстановить его нормальные функции с помощью остеопатического лечения.
Прогноз результатов лечения и его продолжительности в каждом случае индивидуален, зависит от степени нарушений, совместных усилий остеопата, логопеда, психолога (при необходимости), родителей ребенка.
Материал подготовлен учителем-логопедом О. Б. Жайворонок при помощи Интернет ресурсов: https://osteocenter-spb.ru/article/153/