Версия сайта
для слабовидящих

«Левополушарные» и «правополушарные» - в чем их разница?

  вс., 21.10.2018

Составитель: учитель – логопед МАДОУ  ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени С.С. Бадрызлова

Долгое время в истории физиологии левое полушарие человека считалось главенствующим и доминантным.

При доминировании левого полушария в большинстве случаев ведущей оказывается правая рука, то есть  большинство «левополушарных» людей – правши.

Левое полушарие остается главенствующим, поскольку в нём сосредоточено управление важными психическими функциями сознания, контроля, речи и абстрактного мышления, а также ведущей правой руки.

Но развитие науки показало, что и правое полушарие выполняет огромную роль в управлении подсознательными психическими процессами. практической наглядной деятельностью, интуицией, музыкальным и художественным творчеством, образным мышлением.

Правое полушарие обладает способностью регулировать биоритмы, «создавать» сновидения и вытеснять из сознания неприятные переживания, а также способность возбуждать активность левого полушария, определять продолжительность сна, внушаемость и подверженность гипнозу.

У каждого третьего человека вообще нет преобладания одного из полушарий. У остальных людей можно говорить об активности того или иного полушария.

Среди «левопулашарных» личностей много инженеров, математиков, философов, лингвистов, представителей теоретических дисциплин. Нередко это люди подчёркнуто рациональны и рассудительны. Много и охотно пишут, свободно запоминают длинные тексты, владеют иностранными языками, речь их грамматически правильна. Характерны заострённое чувство долга, ответственности, принципиальности, внутренний характер переработки эмоций. «Левополушарные» последовательны в действиях и поступках, хорошо прогнозируют будущее, критичны, склонны к язвительной иронии и сатире.

А каковы же «правополушарные», среди которых много художников, артистов, музыкантов, мастеров на все руки и экстрасенсов? Речь их эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, сопровождается жестикуляцией. В ней нет особой «выстроенности», возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки, проглатывание окончаний.

В начале обучения чтению и письму они могут читать или писать «наоборот» (справа налево, зеркально), пропускать буквы, не заканчивать слова, особенно в состоянии утомления. Им удобнее диктовать текст, чем писать, В то время как «левополушарным» легче писать, чем диктовать. Как правило, «правополушарные» целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы и внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и плакать, как впрочем, приходить в состояние гнева и ярости.

Но не стоит думать, что все изобретатели, исследователи, выдающиеся учёные – исключительно левополушарные. Гениальный Эйнштейн в возрасте 4-х лет ещё не умел говорить, в школе обнаруживал неважные способности по математике и физике. Зато потом он создал теорию относительности, всплеск гениальности, особого нетрадиционного видения мира и его законов.

И в жизни он не был «застёгнут на все пуговицы», слыл большим шутником, одевался как художник, играл на скрипке, вёл себя крайне непринуждённо, широко пользовался жестами и рисунками для выражения своих мыслей. При вскрытии его правое полушарие оказалось значительнее больше левого.

К «правополушарным» отнесены Вагнер, Дебюсси, Скрябин, Чайковский, Шопен, Шумен, а к «левополушарным» – Бах, Гендель, Мендельсон, Прокофьев, Шестокович.

При рождении у человека оба полушария функционально одинаковы. Дифференциация их становится отчасти заметной к концу первого года жизни, когда ребёнок произносит первые слова – одно из полушарий начинает развиваться стремительнее.                                                                                                                                                                                                                               

Следующим толчком к активизации левого полушария, или, точнее, её выражением, будет проявление у ребёнка чувства «Я» осознания себя. В это время, в 2 года, максимально выражено упрямство. Поскольку у мальчиков процесс разделения функций идёт сравнительно быстрее, чем у девочек, то и упрямство у них в этом возрасте заметнее.

Из этого следует то, что 2 года – самое неподходящее время для борьбы с упрямством детей, их развивающимся чувством «Я». Ведь здесь упрямство имеет не только психологические, но и физиологические корни. Набраться терпения, одновременно необходимо представить больше возможностей, эмоционально  двигательной разрядки негативных чувств в играх детей.

В последующие годы нарастание активности левого полушария происходит вместе с появлением сложных понятий, развитием абстрактного мышления, умением считать и писать. Здесь опять впереди – мальчики: уже к 6-ти годам левое полушарие у них может быть активнее, чем у девочек. Девочки же до 13 лет сохраняют определенную пластичность мозга, эквивалентность его половин.

Бывают случаи, когда у повышенно эмоциональных, впечатлительных и художественно-одарённых мальчиков дифференциация мозга идёт по такому же пути, как у девочек. У них дольше сохраняется «правополушарная» специализация мозга: и здесь любое чрезмерное давление родителей при раннем обучении чтению и письму может привести к перенапряжению ещё неокрепшего, а тем более не доминирующего левого полушария. Его утомление, в свою очередь, ещё больше затруднит усвоение правил грамматики, письма, чтения, таблицы умножения, и тех математических понятий, которые связаны с присущему левому полушарию функциями. А пока, до школы, особенно не допустимо раннее (тем более насильственное обучение тех детей, которые имели задержку в развитии речи в первые годы жизни, или сейчас не выговаривают ряд звуков). Это означает, что у них, как у большинства тех, кто пользовался левой рукой, по-прежнему доминирует правое, неречевое полушарие. А родителям следует знать, что надо повременить со своими требованиями. А когда дойдёт дело до школы, не ругать и не наказывать детей, что, они «не так пишут», «не так читают и считают». От этого дети заниматься лучше не будут, зато опасность невроза станет намного реальнее. Не требовать нужно, а помогать, хвалить – пусть даже за небольшие успехи.

Именно поэтому не нужно поддаваться и давлению некоторых «левополушарно» ориентированных учителей, которые требуют от родителей принять незамедлительные меры по устранению леворукости ребенка. Ведь гораздо важнее психическое здоровье детей, нежели соответствие некому надуманному стандарту.

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: