Версия сайта
для слабовидящих

Использованием моделей для ознакомления детей с художественной литературой

  ср., 20.10.2021

Работа с использованием моделей для ознакомления детей с художественной литературой проводится в два этапа. На первом этапе вводятся наглядные модели только в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы - научить, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения; научить детей абстрагироваться (на сколько, это вообще возможно в данном возрасте) от мелких деталей и подробностей, помочь понять принципы замещения: заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы. Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы. Включаются в работу с детьми разные игры, упражнения, задания на развитие воображения, которые помогают детям стать свободнее, избегать готовых образцов, штампов, шаблонов, и подталкивают к поиску своих оригинальных собственных решений, к свободному высказыванию их и запечатлению.

 Работа по обучению перессказыванию русских народных сказок начинается с трёх лет. Разыгрываются с заместителями такие сказки: «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Волк и козлята», «Заяц, Лиса и Петух», «Маша и Медведь», «Три медведя». Для выявления структуры сказки, формирования умения выделять наиболее существенные моменты, используются разные наглядные модели.

Наиболее простой вид наглядных моделей - модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины. При разыгрывании сказки «Репка» нужен кружок желтого цвета (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Вместе с детьми обсуждается, кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. После того как дети успешно освоили, предложить им самим разложить заместители в нужном порядке. Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки.

После овладения детьми сериационным рядом, можно использовать двигательное моделирование. Для этого вида моделирования характерна следующая особенность: при рассказывании сказки, дети выполняют все нужные действия (ушёл, пришёл и так далее). Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых обозначает конкретный персонаж. К сказке «Заюшкина избушка» нужны круги: белый (заяц), оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух).

В некоторых сказках сочетаются два вида моделирования: двигательный и сериационный ряд. В сказке «Три медведя» решить с детьми какому медведю какой круг подходит. При рассказывании сказки дети показывают на соответствующий круг и выполняют с ним простые действия. При проведении таких занятий особенно важно, чтобы ребёнок понимал принцип замещения. Поэтому, до начала занятия обсуждается, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Ребёнок использует заместитель на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа. В сказке «Красная шапочка» круг красного цвета обозначает Красную шапочку. При соотношении величин героев, заместителями являются полоски разной длины. В сказке «Теремок» героев замещают полоски, разной длины, самая маленькая серая полоска мышка, больше полоска зеленого цвета лягушка.

Иногда на занятиях или в организованной деятельности используется цветовая символика, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный - тёмными. В сказке «Иван Царевич», Баба Яга или Злой Волк обозначаются чёрным кругом, а Добрый Молодец - белым. Помогая ребенку, надо не просто играть с предметами-заместителями, но и чётко соблюдать последовательность действий сказки, что помогает ему анализировать основные события и связь между ними. Ребёнок делает не то, что ему хочется в данный момент, а то, что нужно для решения задачи - показывает основные действия и события сказки.

В сказке «Снегурушка и лиса», при чтении слов о том, как Снегурушка отпрашивается у дедушки и бабушки в лес погулять, дети выкладывают кружок, обозначающий Снегурушку возле дедушки и бабушки, воспитатель зарисовывает эту ситуацию на схеме. Затем последовательно зарисовывает следующие эпизоды. Каждая схема делается взрослым после того, как дети с помощью кружков изобразят соответствующую ситуацию. Детям предлагается по этим рисункам рассказать сказку. Если ребенок путает последовательность рисунков, то лишние рисунки прикрываются листом бумаги, оставляется открытым только тот рисунок, по которому он должен рассказать в данный момент.

Данное задание предусматривает не только дословный пересказ. Оно направлено на то, чтобы научить детей воспринимать и передавать общий смысл прочитанной сказки, выделять основные происходящие в ней события. Постепенно дети учатся соотносить два вида действительности (изображаемая и изображающая, моделируемая и моделирующая), рассматривать и использовать одну из них как копию или заместитель другой. Дети начинают придумывать собственные истории, рассказы, сказки, в работу включается воображение. Эта работа предусматривается на втором этапе введения моделей и схем при ознакомлении с художественной литературой.

На занятии по знакомству с художественной литературой при закреплении сказки «Колобок», ребенку предлагались красочные иллюстрации к данной сказке, но иллюстрации были перепутаны и добавлена картинка из другой сказки. Ребенку предлагалось помочь героям сказки и разложить картинки в той последовательности как развивались события в сказке «Колобок». Найти лишнюю картинку, и назвать из какой, она сказки. 

Задание можно усложнить, уменьшая опору на реальность. Ребёнку проще рассказать что-то, когда он видит перед собой детально нарисованные изображения, чем просто представлять себе что-нибудь. Но в, то, же время рано переводить детей к сочинениям только по собственным представлениям, надо сохранить направленный характер воображения, необходимость следовать определённой задаче. Когда дети научились работать с предметами-заместителями и чётко соблюдать последовательность действий сказки, детям даются кружки индивидуально и не по одному кружку, а для начала по два - три разных цветов. И уже недостаточно просто назвать, на кого или на что они могут быть похожи, а надо придумать, кто это такие и что с ними однажды случилось, что помогает им анализировать основные события и связь между ними.

И конечно, новое задание вызывает новые трудности. Одно дело, когда придумывали все вместе, когда перед глазами была довольно полная картина, и совсем другое, когда надо фантазировать, глядя на кружки. И уже не просто придумать, на что они могут быть похожи, но и составить историю Дети учатся придумывать собственные истории и сказки, у многих отмечается оригинальность, развёрнутость сюжета, последовательность изложения. Собственные творения получаются эмоционально окрашенными, дети избегают повторений, каждый старается сам.

Желаю успехов в составлении творческих рассказов!

 

Подготовила учитель –логопед Т.В. Синицкая

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: