Версия сайта
для слабовидящих

Загадка как средство развития речи

  сб., 20.10.2018

Составитель: учитель – логопед МАДОУ  ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени С.С. Бадрызлова

Загадка является малой формой устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его с разных сторон.

Загадка легко запоминается, интересна детям в любом возрасте, формирует понятийную сторону речи, повышает внимание, тренирует память и развивает логическое мышление.

Богаты и разнообразны изобразительно-выразительные средства загадки: употребление слов в переносном значении, многозначность слова, олицетворение, многообразие эпитетов и сравнений. Размышления над загадками содействуют обостренному восприятию словообразовательных и формообразующих средств русского языка — его морфем. Загадка помогает детям осваивать и синтаксис родной речи. Он становится привычным, доступным, понятным.

Загадки можно разделить по степени сложности на:

1) простые

На спинке иголки

Длинные и колкие,

А свернется он в клубок,

Нет ни головы, ни ног.

(Ёж)

2) с типичными и нетипичными признаками

Закипит – исходит паром,

И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит.

- Эй, сними меня! – кричит.

(Чайник)

На голове пуговка,

В носу решето,

Одна рука,

Да и та на спине.

(Чайник).

3) сравнения

Бел, как снег,

Надут, как мех,

На лопатах ходит.

(Гусь)

4) противопоставления

Кругла, да не мяч,

Желтая, да не масло,

Сладкая, да не сахар,

С хвостиком, да не мышь.

(Репа)

Груз несёт, а не осёл,

Рога показывает, а не козёл.

(Улитка)

5) метафорические

К нам приехали с бахчи

Полосатые мячи.

(Арбузы)

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина.

(Град)

По типу загадки бывают:

загадки – иносказания («Стоит матрёшка на одной ножке, закутана, запутана». Иносказательно представлена капуста).

загадки – описания (загадка о реке «Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит». В ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, который иносказательно напоминал о реке.)

загадки – вопросы («Без чего человеку жить нельзя?» Ответ: «Без имени». Это загадки, требующие от отгадывающего неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все.

загадки, имеющие шуточные отгадки. Например: «Какой месяц короче всех?» Ординарный ответ: «Февраль». Но правильный – «Май» (всего три буквы). «Каких камней в море нет?» - «Сухих».

загадки – задачи (Они очень похожи на задачки из школьных учебников. Например: «Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось на дереве?» «Разумный» ответ — чисто арифметический: осталось на дереве две вороны. Нонет! Одну-то он убил, а остальные — улетели).

Загадки-задачи, как и загадки-вопросы,— неординарны, это своего рода тесты на сообразительность, они развивают, активизируют мыслительную деятельность.

Для детей с нарушениями речи больше подходят краткие, лаконичные загадки, содержащие главные отличительные признаки предмета или явления.

Направления коррекционно - речевой работы с дошкольниками на основе использования загадок

Расширение лексического строя речи:

— расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий, числительных, местоимений;

— употребление синонимов и антонимов;

— сопоставление с человеком (олицетворение);

— многозначность слова;

— употребление эпитетов и сравнений, создающих вы-разительную характеристику предмета в загадке.

Формирование грамматического строя речи:

— образование уменьшительно - ласкательных форм существительных и прилагательных;

— согласование имен существительных с именами прилагательными и именами числительными;

— изменение глаголов по родам, видам, временам, числам;

— ознакомление со словообразовательными свойствами суффиксов и приставок;

— со способами образования слов;

— использование предлогов.

Развитие связного высказывания:

— построение предложений с противопоставлением с использованием союзов а и да;

— ознакомление с вопросительными предложениями и их построением;

— с однородными членами предложения.

Использование загадок в работе с детьми с ОНР способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать – это не только уметь логически мыслить, но и выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции.

Целесообразно при отгадывании загадок ставить перед ребенком задачу: не просто отгадать загадку, а доказать, обосновать правильность отгадки. При осуществлении анализа загадки педагог подчеркивает своеобразие художественного образа, речевых средств, передающих этот образ. Детей учат выделять и запоминать признаки загаданного предмета, применять прием перегруппировки этих признаков, стимулируют самостоятельность и оригинальность мышления.

Таким образом, занимательная форма загадки позволяет легко и непринужденно обучать детей рассуждению и доказательству, самостоятельному анализу текста загадки, поиску путей решения логической задачи. Освоение образного языка загадки, осознание переносного значения слов и словосочетаний возможно при определенном уровне развития абстрактного и образного мышления.


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: