Клоун в цирке —
Это клоун!
С ним смеётся весь народ!
В три ручья льёт слёзы то он,
То под куполом поёт!
Я - приправа в каждом блюде.
И всегда полезен людям.
Угадали? Я – ваш друг,
Я – простой зеленый лук!
Ешьте больше овощей –
Будете здоровы.
|
Крупотерапия в коррекционной работечт., 18.10.2018Осколкова Л.А., учитель-логопед МАДОУ ЦРР – д/с № 50 г. Тюмени Дети с системным недоразвитием речи испытывают большие затруднения в формировании связной речи: у них снижена речевая активность, что влечет за собой низкую коммуникативную направленность их речи. Использование метода крупотерапии в логопедической работе дает детям возможность взаимодействовать с окружающим миром, способствует формированию речевых навыков, творческой активности, а также развитию тонкой моторики рук. На первых этапах работы предложите детям сортировать крупу, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Велико разнообразие поделок, которые можно смастерить из подручных средств. Кроме доставленного удовольствия эта работа развивает у детей координацию движений, внимательность, изобретательность и расширяет словарный запас, их представления о формах и размерах предметов. Дети могут фантазировать и изобретать. Применение крупотерапии в ходе логопедических занятий у детей позволяет решить сразу несколько коррекционно — развивающих задач:
Использование игр и игровых упражнений с различной крупой в индивидуальной логопедической работе с детьми, имеющими системное недоразвитие речи очень эффективно, так как обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Эффективно применение таких приемов этого метода, как рисование на подносе и «сухой бассейн», пластиковые баночки и бутылочки, коробочки, палочки. Также будет необходим исходный материал: зернобобовые (цветная и белая фасоль, горох), масличные (семечки подсолнечника), семена овощей и фруктов (тыквы, арбуз), крупа (манная, рис). Прием рисования на подносе используется для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу (манку) на поднос ровным слоем. Сначала порисовать самой, чтобы заинтересовать ребенка и рассказать правила работы с крупой. Например, провести пальчиком по крупе, получится яркая контрастная линия. При рисовании на подносе с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать пальцами. Рисовать можно все, что угодно: хаотичные линии, домики, заборы, круги, облака, спирали, лица. Можно изучать форму, буквы, цифры. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной. Не менее эффективен и прием «сухого бассейна»: погружаясь как можно глубже в наполнитель, руки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения - координированными. Этот прием способствует:
На первых этапах работы предлагаю в «сухой бассейн» с крупой набросать мелких игрушек, ракушек, пуговиц, затем показать ребенку, как их можно искать и раскапывать. Задания достаточно просты, так как ребенок на данном этапе преимущественно захватывает и держит предмет ладонью. Можно поставить рядом небольщую мисочку, куда он сможет складывать найденные «сокровища», а можно, найдя фигурку животного (например, собачки) - закрепить лексический материал по теме «Домашние животные», предложив составить краткий описательный рассказ. Для детей это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а также оказывает терапевтическое воздействие на весь организм в целом. Движение рук ребенка в «сухом бассейне» снимают судороги, тормозят фиксацию на своей речи, так как он увлечен действием и игрой, а крупа обладает релаксационным действием. Если дети не умеют сочетать речь с движениями рук в «сухом бассейне», они либо играют, либо говорят. Необходимо обучать этим совместным действиям. Для исправления звукопроизношения ребенка сначала надо научить сочетать движения языка и пальцев в «сухом бассейне» при разучивании и отработке специальных артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривании слогов и слов. Если звукопроизносительная сторона речи ребенка не страдает, нужно побуждать его рассказывать знакомые стихотворения, потешки, сочетая их с ритмичными движениями кистей рук. Часто при работе с детьми в «сухом бассейне» требуется брать руки ребенка в свои и действовать совместно. Навыки, приобретенные на предыдущей стадии, постепенно совершенствуются, дети начинают активнее использовать пальцы рук, поэтому при работе с крупой применяем следующие упражнения:
Чтобы упражнения проходили веселее и ярче, проводим их в игровой форме. Для детей с системным недоразвитием речи проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь рифмуется с движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. «Послушай и повтори». Игра, направлена на развитие слухового внимания и памяти. Педагог говорит слова, а ребенок отстукивает количество слогов с помощью грецких орехов или каштанов. Во время игр с крупой, обучающий материал становится более доступным. Обобщение, классификация предметов дается легко, психологические процессы протекают более спокойно, повышается уровень вербальной памяти, внимания, восприятия. Совместное выполнение заданий способствуют развитию коммуникативной функции, воспитывает уважительное отношение друг к другу и умение работать сообща. В работе с крупой можно использовать стеклянные камни МАРБЛС, камни-кабошоны и мелкие игрушки, это вызывает у детей ещё больший интерес. Здесь же могут быть использованы все возможные игры с песком.
|