Версия сайта
для слабовидящих

Музыкотерапия в коррекционной работе

  чт., 18.10.2018

Осколкова Л.А., учитель-логопед

МАДОУ ЦРР – д/с № 50 г. Тюмени 

Эмоциональные нарушения детей являются одной из наиболее острых проблем не только для психологов, педагогов, но и для общества в целом. Происходит увеличение числа детей с эмоциональными нарушениями. Эмоции помогают познавать мир во всем великолепии. Эмоции обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость. Нарушения эмоциональной сферы не позволяют стать полноправной личностью.

Поэтому на современном этапе выдвигаются задачи изучения психологических условий, вызывающих эти явления. Особенно важным являются изучение эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте. Так как нарушения находятся на стадии своего становления, еще можно предпринять своевременные меры.
Недостаточное исследование агрессии и тревожности в дошкольном возрасте затрудняет определение их влияния на дальнейшее развитие ребенка. Например, тревожность, как устойчивая характеристика, диагностируется уже в трехлетнем возрасте, что и определяет необходимость создания эффективного метода ее коррекции. На наш взгляд, исследования в данном направлении помогут решить ряд проблем дошкольного возраста, в том числе развитие личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, успешность учебы и т.п.

Именно в младшем возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, психолого-педагогическая работа наиболее эффективна: ребенок получает возможность проиграть и прожить разнообразные роли, приобрести новый психологический опыт, научиться выстраивать гармоничные отношения с взрослыми и сверстниками.

Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие авторы отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая  эмоциональную нестабильность, речевые нарушения и многое другое.

Российский врач М.Л. Лазарев, директор московского детского центра восстановительного лечения подтверждает, что под воздействием специально подобранной классической музыки дети (даже которые находятся в утробе матери) развиваются гармонично как в физическом, так и в духовном плане. Он рекомендует слушать спокойные мелодии Моцарта и Вивальди. А В.М. Бехтерев подчеркивал очень важную роль колыбельных песен для полноценного развития детей. Современные ученые и врачи выделили ряд произведений, положительно влияющих на эмоциональные состояния: для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать «Мазурки» и «Прелюдии» Шопена, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна, произведения Шуберта; для уменьшения раздражительности – «Лунную сонату» Бетховена, «Грезы» Шумана, «Экспромты» и «Прелюдии» Шопена; для общего успокоения – «Колыбельные» Брамса, «Аве Мария» Шуберта, «Баркарола», «Сентиментальный вальс» Чайковского и мн. Др.

Музыкотерапия - это метод психотерапии, который основан на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритма и исполнения, музыка может оказывать различные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до агрессивного поведения. Ее можно использовать для влияния на самочувствие и поведение ребенка. О том, что музыка способна менять душевное, физическое и психосоматическое состояние человека, знали еще в древние времена. В настоящее время в мире музыкотерапия занимает достойное место среди педагогических методов. Особая роль ей отводится в воспитании детей дошкольного возраста. Цель занятий с использованием классической музыки: создание положительного эмоционального фона; развитие и коррекция сенсорных процессов и сенсорных способностей; стимуляция двигательных функций; растормаживание речевой функции.

Возникновение музыкотерапии как метода лечения прослеживается с древности. Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицине древнего Египта, Греции, Рима. Бог Солнца — Аполлон был одновременно богом медицины и музыки, что свидетельствует о тесных отношениях, существующих между этими видами знаний у древних греков.

Достоинствами музыкотерапии являются:

• Абсолютная безвредность;

• Легкость и простота применения;

• Возможность контроля;

• Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, которые дают больше нагрузки и отнимают больше времени. С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка, построенная по законам психофизиологического воздействия, может успешно отражать и передавать: самые различные настроения — радость, грусть, веселье, бодрость, нежность, уверенность; также интеллектуальные и волевые процессы — решительность, энергичность, серьезность, сдержанность, задумчивость; обобщённые свойства явлений действительности — легкость, силу, продолжительность, направленность; самые разнообразные характеристики движений — быстрые, медленные, умеренные, порывистые.

Основные формы музыкотерапии:

• Рецептивная (пассивная) музыкотерапия отличается тем, что ребенок в процессе сеанса музыкотерапии не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя.

• Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе ребенка с музыкальными инструментами, а также вокалом.

• Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства, таких как живопись, литература и т.д.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка.

Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.

Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

К шести-семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса — способность дать оценку произведениям и их исполнению. Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой. Если четырехлетние дети еще нуждаются в постоянной поддержке взрослого, то при систематическом обучении большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения.

Действия детей направлены на выполнение учебных и творческих заданий. Они усваивают исполнительские навыки и импровизируют собственные незатейливые мелодии, а при исполнении различных танцев стремятся по-своему передать различные танцевальные движения, музыкально-игровые образы.

Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с  речевым, нравственным, умственным, физическим.

Но самое главное — это “школа чувств”, которые формируются благодаря особому свойству музыки — вызывать сопереживание слушателей.

Под воздействием музыки активизируется также познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи  вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства и рассказать о них.  Эти действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, фонематический слух, чувство ритма), формировать певческий голос, речевое дыхание мелкую и общую моторику. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация

7. Использовать возможности музыкального воздействия в речевом развитии дошкольников.

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному.  Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.

К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди свой домик», «Найди свою матрешку», «Собери цветок» (дети собирают лепестки определенного цвета). Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, на березе появляются листочки клена с плодами яблок), а ребенок должен это заметить. Или при слушании «Колыбельной музыки» игрушка, пришедшая на занятие, начинает весело плясать и маршировать и, наоборот, во время веселой – спать. Игровые технологии во многом способствуют развитию мышления ребенка.

Мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя его основными формами: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Приобретаемый детьми уровень владения музыкально-определительным лексиконом постоянно используется при знакомстве с новыми произведениями, служит базой для навыка давать не одиночные определения, а целые терминологические “цепочки», близких по смыслу слов.

Беседуя с детьми о темпах музыки, можно использовать такой игровой приём, как наматывание на кисть левой руки шнура или ленточки. Для детей становится понятным открытие, что под музыку А. Хачатуряна “Танец с саблями” ленточку нужно наматывать очень быстро, так как музыка звучит в стремительном темпе, а под музыку М. Мусоргского “Слеза”, медленно, так она звучит в медленном темпе, и, наконец, в умеренном темпе ленточка наматывается под “Венгерский танец” И. Брамса.

Исходя из вышесказанного, следует вывод:  при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности; у неуравновешенных детей сформировать чувства внутреннего покоя, радости, положительные эмоции; желание общаться друг с другом, используя слова, соответствующие эмоциональному состоянию. Словесные конструкции напрямую связаны с внутренними переживаниями детей, умение их высказать – с правильным речевым дыханием, чувством ритма, умением выделить в речи фонему и воспроизвести ее самостоятельно.


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: 8 (3452) 30-61-95
Эл. почта: madoy.dc.detctvo@yandex.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: