Версия сайта
для слабовидящих

Ниткопись как средство развития речи ребенка

  чт., 18.10.2018

 Составитель: учитель – логопед МАДОУ  ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени С.С. Бадрызлова

Исследования отечественных физиологов называют кисти рук «органом речи», как и артикуляционный аппарат. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. Пальцы рук снабжены огромным количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Вот почему так важно развивать мелкую моторику рук ребенка. Активное использование техники «Ниткопись» способствует развитию речевой деятельности ребенка.

Ниткопись – изобразительная деятельность, произведения которой создаются с помощью уложенных по контуру на поверхность шероховатого или ворсистого материала ниток, изображающих картину.

Игры с нитками помогают решать следующие задачи:

1. «Ниткопись» учит чёткой организации деятельности, большому упорству, трудолюбию и мастерству.

2. Малыши учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

3. Игры с нитками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у детей воображение и фантазию, художественный вкус.

4. Развивается память, так как они учатся запоминать определённые положения рук и последовательность движений .

5. Выполнение целенаправленных движений руками и пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

6. В результате освоения данного вида деятельности, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Таким образом, с помощью игры, творчества и создания красочных шедевров, ребенок получает удовольствие, а вместе с этим малыши развивается во многих направлениях.

Длительность «художественно-ниточного действа» поначалу может составлять всего 2-4 минуты. В начале работы, при ознакомлении с данным видом деятельности, дети выкладывают на бархатной бумаге контуры простых предметов (круг, квадрат и т.д.), затем более сложных (цветок, домик, рыбка, машинка и т.д.).

Когда дети хорошо осваивают технику ниткописи, взрослый предлагает выкладывать сюжетные картинки с использованием ниток нескольких цветов. Задача ребенка - приклеить нитку по контуру. Взрослый наносит клей на контур рисунка (позднее это делают сами дети), а малыш прикладывает к бумаге ниточку и придавливает пальчиком. Для такой аппликации используются нитки-мулине разных цветов. Дети сами решают, какие цвета они выберут для своей картины.

Для придания большей художественной привлекательности дети украшают уже готовые картины из ниток разными способами. Например, придают аппликации фактуру, используя шерсть, бусины, бисер, ленты, пуговицы и прочие подручные средства. 

Играя с нитками, ребенок получает и навык в правильном употреблении лексико-грамматических категорий, каждый раз называя цвет выбранной ниточки и ее длину, а также другие качественные характеристики материалов своей поделки. Дети быстро осваивают такие понятия, как «длинный» и «короткий», «длиннее» и «короче», «эта шерстяная нитка толстая, а сейчас мы возьмем шелковую ниточку, она тонкая».

При сопровождении работы короткими стихотворными строчками отрабатывается темпо-ритмическая и просодическая сторона речи, усиливается контроль за выполняемыми движениями.

Кульминацией работы ребенка становится составление описательного (или сюжетного) рассказа по картине, созданной своими руками, что решает задачу развития связной речи дошкольников с нарушениями речи.

Подобное творчество доставляет детям огромное удовольствие и несет неоценимую пользу для развития. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики, кисти рук приобретают хорошую подвижность движений – что в свою очередь оказывает благоприятное влияние на развитие речи и подготавливает ребёнка к письму и рисованию.


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: