Версия для слабовидящих

Инновационные формы взаимодействия учителя – логопеда ДОУ с родителями

  ср., 11.09.2019

Составитель: учитель – логопед МАДОУ ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени Т.В. Синицкая

 

  Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка.

   Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений между дошкольным учреждением и родителями.

   В результате этого, одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений с родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.

  В нашем учреждении большое внимание уделяется вопросу взаимодействия педагогов с родителями. Особое значение имеет сотрудничество учителя – логопеда с семьями воспитанников, так как все дети в логопедических группах ДОУ имеют тяжелые нарушения речи, и их дальнейшее развитие и социализация зависят от эффективности коррекционной работы и степени речевого развития.
 В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.

По источнику информации все формы работы условно можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические.

   К словесным формам относятся: 

Беседы. Их цель – оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед дается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс.

Одной из первых задач в работе учителя-логопеда является изучение семей и особенностей семейного воспитания каждого ребенка для выбора оптимальной индивидуальной программы развития. Для этого необходимо в начале учебного года поближе познакомиться с каждой семьёй, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы, здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы воспитания и развития их детей.

В течение года с родителями воспитанников проводятся индивидуальные беседы по запросу родителей. Индивидуальная работа имеет преимущество над коллективной, так как позволяет установить более тесный контакт.

Консультации (общие и индивидуальные) – каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома. Привлекая родителей к обсуждению различных проблем, логопед старается вызвать у них желание сотрудничать. Примерные темы консультаций: «Почему наши дети плохо говорят», «Что такое общее недоразвитие речи?» «Чем занять ребенка дома», «Нужно ли родителям обучать детей чтению», «Готов ли ваш ребенок к школе», «Готовность руки к письму» и др. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела.

Анкетирование по разным видам деятельности, по вопросам нравственного и физического воспитания, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка. Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка.

Родительские собрания. Здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Эти встречи могут проводиться в форме классического собрания (донесение информации для родителей, вопросы родителей, ответы педагога), но могут быть и в виде тренингов, конференции, ролевой игры.

С целью повышения интереса родителей к работе учителя-логопеда и ознакомления их с некоторыми методами и приемами развития речи, в конце учебного года в нашей группе проводится родительское собрание в форме игры «Что? Где? Когда?», "Умники и Умницы", где соревнуются команды детей и родителей.

  К наглядным формам работы относятся:

Речевой уголок.   В нашем корпусе создан речевой уголок под название «Логопед советует». Здесь родителям даются практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме. Рубрика “Играем дома” знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.

  К практическим формам работы можно отнести:

Открытые занятияПозволяют родителям познакомиться с приемами проведения игр и упражнений с детьми, увидеть уровень успеваемости своего ребенка, в сравнении с другими детьми.

День открытых дверей позволяет родителям увидеть своих детей в различных видах деятельности, поближе познакомиться с распорядком дня и правилами дошкольного учреждения.

Занятия-практикумы - взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходят на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание родителей обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.

Также мы проводим семинары-практикумы для родителей. В начале года родители приглашаются на семинар - практикум «Подготовка органов артикуляции к постановке звуков. Следующий семинар-практикум «Как заниматься с ребенком дома». К данным семинарам организуется выставка методической литературы и пособий «Занимаемся логопедией дома», на которой родители могут ознакомиться с пособиями по коррекции и развитию речи.

 Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних занятий. Она служит для нас “телефоном доверия” - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнения заданий ребёнком.

Полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала оказались речевые праздники. Такая форма сотрудничества с родителями позволяет заинтересовать их работой логопедических групп ДОУ, вызвать положительное отношение к педагогам, оценить значимость их работы, увидеть успехи своих детей.

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы. Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им их необходимо вначале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

 Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный «плод» - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Мы стараемся работать так, чтобы родители понимали: педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так мы сможем добиться положительных результатов

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: 8 (3452) 30-61-95
Эл. почта: madoy.dc.detctvo@yandex.ru
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: