Версия сайта
для слабовидящих

Камешки Марблс - как средство развития речи детей дошкольного возраста

  пт., 21.02.2020

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Каждый педагог знает, что движение пальцев рук стимулирует деятельность ЦНС и ускоряет развитие речи ребенка. У детей, которые приходят в детский сад, часто отмечается слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объемом движений, недостаточным темпом. Поэтому так важна постоянная стимуляция зон коры головного мозга отвечающих за мелкую моторику.

Решая задачи по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста, воспитателями используются в работе разнообразные игры, упражнения и пособия. Все они способствуют развитию речи и мелких мышц рук. С целью разнообразить педагогический процесс, поддерживать интерес детей к выполнению заданий педагог находится в постоянном поиске новых методов и приемов, положительно влияющих на тонкую мускулатуру пальцев и кистей рук ребенка. Одним из таких средств, которые можно использовать в развивающей образовательной деятельности, являются камешки Марблс. Поговорим о них подробнее.

Стеклянный камешек марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые много тысяч лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили свое название от английского «марблс», т.е мраморные.

Современные марблс делают из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки. Красота камешков завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Благодаря использованию данной игровой технологии усвоение материала проходит успешнее и быстрее. Вариативность используемого материала дает возможность педагогу дать детям новые знания, а при необходимости закрепить пройденный материал.

Цель использования камешков марблс – разнообразить педагогический процесс, повысить интерес детей к развивающим заданиям, развить мелкую мускулатуру рук, активизировать познавательную и мыслительную деятельность.

Камешки бывают различные. Они имеют круглую или квадратную форму, бывают разные по размеру и по цветовой окраске.

Для детей, имеющих нарушения в опорно – двигательной сфере, применяются камешки с шершавой поверхностью для дополнительной устойчивости.

Наряду с такими камешками используются фигурки, отображающие реальные изображения: листики, яблочки различного цвета, желуди, совы, морские обитатели. Их применяют в работе с сюжетной картинкой. Например, «Развесь осенние, весенние листики на дерево», «Подводное царство».

Использование камешков Марблс позволяет дать ребенку максимальное количество знаний в интересной и доступной для него форме. Действия с камешками положительно влияют не только на речевое развитие, но и доставляют ребенку радость, способствуют созданию комфортного эмоционального настроя.

 

Задачи игр с камешками Марблс:

  • Развитие речи, внимания, памяти, мышления;
  • Развитие сложно-координированных движений пальцев и кистей рук;
  • Формирование положительного эмоционального настроя ребенка на занятии;
  • Развитие ориентировки на плоскости;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Формирование фонематических представлений;
  • Автоматизация поставленных звуков у детей;
  • Профилактика дисграфии.

Требования к организации проведения упражнений с камешками Марблс:

  • Для повышения эффективности воздействия, при выполнении различных упражнений, необходимо задействовать пальцы обеих рук;
  • Подбор упражнений осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей;
  • Наличие познавательной направленности упражнений;
  • Безопасность. Выполнение упражнений не предполагает использования их детьми в сам. деятельности, только под присмотром взрослого.

Перечень игр Марблс и их описание:

  • Использование камешков при изучении лексических тем. Закрепление знаний по изучаемой теме. «Заполни картинку камешками»;
  • Звуко-буквенный анализ. Фишки - камешки выкладываются под буквами;
  • Звуковой анализ по схеме слова;
  • Составление предложений. Цель: развитие связной речи. (Сосчитать сколько слов в предложении, выложить камешками схему);
  • Развитие пространственных представлений и предложно – падежных конструкций. «Положи правильно». Педагог дает устные задания, например: «Положите красный камешек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол» и т.п.. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию или через устный контроль педагогом. «Вокруг да около» (работа с предложно – падежными конструкциями). Педагог дает задание: «Положи красный камешек на божью коровку (где находится божья коровка?) (В середине); синий – над божьей коровкой (уточнить, кто находится над божьей коровкой), (жук и т.п.);
  • Развитие грамматического строя речи (словоизменение, словообразование, согласование) «Помоги Дюймовочке» выбраться из болота, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно – ласкательным суффиксом ИК;
  • Знакомство с буквой. Цель: Закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики. Карточки с образцами букв для наложения камешков;
  • Разноцветные дорожки. Я иду по зеленой дорожке, которая идет налево, направо. Выложи дорожку из камешков. Опиши её маршрут.

Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности. С какого возраста можно использовать данные камешки? - с 2-3 лет и старше.

Таким образом, доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс интересным и увлекательным. С помощью камешков Марблс у детей поддерживается стойкий интерес к познанию.

Материал подготовила учитель-логопед Жайворонок О. Б.


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: