Упражнение "Подбирай, называй" (подбор определений и глаголов к существительным)
Весна (какая?) - ранняя, теплая, долгожданная
Солнце (какое?) - ...
День (какой?) - ...
Снег весной (какой?) - ...
Сосулька (какая?) - ...
Солнце весной (что делает?) - греет, припекает, ласкает, согревает...
Снег весной (что делает?) - чернеет, тает...
Ручьи весной (что делают?) - ...
Упражнение "Один - много" (употребление родительного падежа существительных мн. числа)
Один ручей - много ручьев, одна лужа - много луж, одна проталина - много ..., одна сосулька - много ... сосулька — … луч — … почка — … подснежник — …
Упражнение "Есть – нет" (родительный падеж)
подснежник – нет подснежника, сосулька — …, луч — …, почка — …, проталина — …, ручей — …
Упражнение "Посчитай" (согласование числительных с существительными)
Один ручей, 2 ручья, 3 ручья, 4 ручья, 5 ручьев.
Одна лужа, две лужи, 3 ..., 4 ..., 5...
Одна проталина, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...
Одна сосулька, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...
(солнце, скворец, дерево., почка, листок, сугроб, ручей, подснежник, льдинка, грач)
"Скажи наоборот"
тепло – холодно светло — … сыро – … грязно — … день — … утро — … пасмурно - ………, светло - ……., день - …….., утро - ………., дождливо - …….
Упражнение "Назови ласково" (образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)
Ручей - ручеек, проталина - проталинка, лужа - лужица, солнце - ..., сосулька - ... сад – садик, огород - ………, грядка - ……, яблоня - ……, солнце - ……., ручей - ………, лужа - ……., дерево - ……….
Учимся образовывать признак по аналогии.
Март - мартовский.
Апрель - апрельский.
Солнце - ...
Весна - ...
Май - ...
Тепло - ...
Упражнение "Скажи наоборот" (подбор антонимов)
Снег зимой чистый, а весной - ...
Зимой дни холодные, а весной - ...
Зимой солнце тусклое, весной - ...
Зимой погода пасмурная, а весной - ...
Пересказ без опоры на вопросы.
Солнце пригревает сильнее. Тает снег, звенит капель, бегут ручьи. День становится длиннее, а ночь короче. На деревьях набухают почки. Появляются первые птицы. Из-под снега прорастают подснежники.
Пересказ с опорой на вопросы.
Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На деревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда.
Словарная работа. Объяснить значение словосочетаний: "набухают почки", "теплые страны".
- Какое время года наступает?
- Как светит солнышко?
- Что набухает на деревьях?
- Кто скоро прилетит из теплых стран?
- Что будут делать птицы?
Познакомить детей с пословицами и поговорками. Разобрать несколько поговорок о весне. Помочь ребенку их запомнить.
- Если в апреле земля преет, значит, вовремя май посеет.
(Выйдет хлебороб за околицу поглядеть, что делается в полях, какими они вышли из-под снега)
- Одна ласточка не делает весны.
(Отдельные признаки, приметы какого-либо явления еще не говорят о его действительном наступлении, существовании)
Подготовила учитель-логопед Жайворонок О. Б.