Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Выработка того или иного комплекса открывает возможность освоения тех или иных речевых звуков. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая их гулением, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.
Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка.Помните, что в этом возрасте мы помогаем малышу достичь правильного звукопроизношения.
ВОЗРАСТ РЕБЕНКА
|
1-2 года
|
2-3 года
|
3-5 лет
|
5-6 лет
|
ЗВУКИ
|
А О Э
П Б М
|
И Ы У
Ф В
Т Д Н
К Г Х Й
|
С З Ц
Ш Ж
Ч Щ
|
Л
Р
|
Детям 6-7 лет артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-5 раз в день по 3-5 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3.Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме, в контексте сказки, с применением наглядного материала, под музыку.
5. К новому упражнению переходить после полной отработки предыдущего. Если упражнение не выработано до автоматизма, включать его в следующий месяц.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Применять упражнения можнов режимных моментах, на занятии, на прогулке.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (ручкой чайной ложки).
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
Язык к верху подниму
Губу сверху оближу.
Язык вниз я опущу
Губу снизу оближу.
Очень вкусно.
Удержаться не могу.
(упр. «Вкусное варенье»)
|
Губы тянем мы до ушек.
Мы похожи на лягушек.
(упр. «Улыбка»)
|
Губы к ушкам потяну
Зубки вам я покажу.
Беленькие все стоят,
Как заборчик ровно вряд.
(упр. «Заборчик»)
|
Губы трубочкой сложу
И вперёд их потяну.
Получился хоботок.
Точно, как у слоника.
(упр. «Хоботок»)
|
Широко открою рот.
И на нижнюю губу
Широкий блинчик положу.
(упр. «Блинчик»)
|
Ротик открываю
Язык в зубы упираю,
Как у кошки спинку выгибаю.
(упр. «Киска сердится»)
|
Язык к верху поднимаю
И за зубы убираю.
Потом вниз я опущу
И за зубы уберу.
Всё быстрее поднимаю,
Опускаю, поднимаю.
На качелях язычок качаю.
(упр. «Качели»)
|
Язык к верху поднимаю
И за зубы убираю.
Влево – вправо языком
Чищу зубы я кругом.
(упр. «Чистим зубки»)
|
Язык к верху поднимаю
И за зубы убираю.
На лошадке прокачусь
Звонко цокать научусь.
(упр. «Лошадка»)
|
Язык к верху поднимаю
И за зубы убираю.
В бугорочки постучу.
Песню дятла я пою: д-д-д.
(упр. «Дятел»)
|