Составитель: учитель –логопед Т.В. Синицкая
Предлагаю игры и упражнения, которые помогут ребенку развить фонематический слух, научат различать звонкие и глухие согласные, закрепят знания о парных глухих и звонких согласных.
«Какой звук чаще всего слышим»
Взрослый читает ребенку стихотворение. Ребенок должен определить, какой звук встречается в нём чаще всего.
З.
Звенит звонок, звонок зовёт,
И Зоя в класс к себе идёт.
С.
Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны.
Б.
Был у бабушки баран,
Бойко бил он в барабан.
П.
Петрушка озорник привез
На самый полюс
Пылесос.
«Раз-два-три – без ошибок повтори»
Взрослый называет слоги, ребенок повторяет всю цепочку.
ЗА-СА-ЗА; ПО-ПО-БО, ЖУ-ШУ-ЖУ.
Игра с мячом
Взрослый называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, называет парный согласный и возвращает мяч взрослому.
Магазин игрушек
Взрослый раскладывает на столе игрушки: кукла, зайка, грибок, волчок, танк, барабан.
«Я буду продавцом, а ты покупателем. Подумай, какую игрушку ты хочешь купить. Покупая игрушку, ты должен заплатить за неё буквой, выбрав ту, которая обозначает первый звук в названии игрушки». Также надо объяснить, какой это звук – звонкий или глухой. Если ответ правильный, игрушка считается купленной.
«Придумай и назови»
Ребенок должен назвать как можно больше слов на заданный звук.
Например, звук «С»: сон, стол, сын и т.п.
Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении звонких и глухих согласных звуков.
Игра «Назови звук» (в кругу с мячом)
Взрослый говорит: «Я буду называть слова и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны назвать только этот звук». Например, «молллоко» — «л»; «самолеТ» — «т». В игре принимают участие все дети. Для выделения используются глухие и звонкие согласные звуки. Если ребенок затрудняется с ответом, взрослый сам называет звук, а ребенок повторяет.
Чтение чистоговорок
Чистоговорка разучивается и затем читается на два выдохи то две строки на выдох:
«Чок, чок, каблучок, наступил на сучок,
Оторвался, поломался, чок, чок, каблучок».
Чистоговорку читают хором 2 раза, затем 4-5 детей индивидуально.
Игра «Изменилась песенка» (звуки-товарищи «Ж» и «Ш»).
Взрослый: «Вспомните, как жужжит жук («ж~ж-ж). Вот что однажды произошло с жуком: он летел и так громко жужжал, что потерял голос и стал петь не звонко. У него получалась песенка: «Жж-ж-ж-ж-шш-ш-ш» (дети повторяют). Чью песенку пел жук? (Ветра.) Когда я покажу на мальчиков, они будут петь звонкую песенку жука: «Ж-ж-ж-ж»; когда покажу на девочек, они будут петь не звонкую песенку жука: «Ш-ш-ш-ш». (Дети делятся на две группы: мальчики и девочки. Упражнения повторяется 2 раза. Дети меняются и игра повторяется.) Когда жук пел звонко, с голосом, то его песенка была похожа на звук «Ж»; когда пел без голоса, песенка была похожа на звук «Ш». Звуки «ж» и «ш» — товарищи. «Ж» произносится с голосом. А «Ш» — без голоса (дети повторяют).
Я научу вас проверять, с голосом или без голоса произносится звук. Подставьте ладошку к горлу и произносите долго «Ж-ж-ж-ж» — горлышко «играет» (кто не ощущает, целесообразно предложить приложить руку к горлу воспитателя). Значит, звук «ж» — звонкий и произносится с голосом. Теперь скажите: «Ш-ш-ш-ш» — горлышко «не играет», этот звук произносится без голоса, он не звонкий.
«Выделяй»
Цель: развивать умение выделять глухой и звонкий звуки из слов, развивать фонематический слух, внимание и память
Оборудование: 8 больших карточек, 64 маленькие карточки с изображением предметных картинок.
Ход игры: дети берут себе по большой карточке и решают, что будут ориентироваться на звонкий (глухой) согласный звук в начале слова. Взрослый показывает по одной картинке и спрашивает: «Кому она подходит?» дети выкладывают картинки, которые начинаются, например, с глухого согласного [С]. Выигрывает тот, кто первым соберет все картинки на своей большой карточке.
Взрослый: На большую карточку с желтым прямоугольником в середине мы должны собрать картинки, в которых слова начинаются со звонкого согласного звука. На большие карточки с сиреневым прямоугольником – картинки, если в слове глухой согласный звук находится в начале слова.
«Утки и окуни»
1. Взрослый учит детей узнавать звонкие и глухие согласные: «Положите руку на горлышко и скажите: [М]. Чувствуете, как горлышко дрожит? А дрожит оно, потому что звук [М] - звонкий. Он состоит не только из шума, но и из голоса. Голос и заставляет дрожать горлышко.
Снова положите руку на горлышко и скажите: [с]. Горлышко не дрожит. В звуке [с] нет голоса, а есть только шум. Это звук безголосый, или глухой».
2. Ведущий просит детей определить, есть ли голос у звуков: [Н], [Х], [Ж], [Ч] ([н] - звонкий, [х] - глухой, [ж] - звонкий, [ч'] - глухой).
«Глухой - звонкий»
Ведущий называет согласный звук. Если звук звонкий, дети громко хлопают в ладоши, если глухой - беззвучно дотрагиваются одной ладошкой до другой.
Успехов и творчества!