27 марта - Всемирный день театра. Театр творит чудеса: веселит, обучает, развивает творческие способности дошкольников, корректирует их поведение, способствует эмоциональному раскрытию, развивает речь, придает уверенность в себе, помогает приобрести навык публичных выступлений.
Одежда и обувь – важная часть нашей жизни. Она не только защищает нас от холода и дождя, но и делает нас красивыми и стильными. Давайте узнаем больше о разных видах одежды и обуви!
Светофор – большой помощник,
Лучший друг для всех в пути.
Он всегда предупреждает
Цветом, можно ли идти.
В тихой тундре, в белой тундре.
Ничего от глаз не спрячешь, оттого-то знают в тундре -
Кто ты есть и что ты значишь (А.Кымытваль)
Весна – замечательное время года ! С ее приходом все вокруг преображается, природа оживает, настроение становится радостнее, солнечнее.
|
Главная / Страничка логопеда / Логопедические тропинки / Развитие фонематического восприятия и слуха /
Формирование фонематического восприятиячт., 18.10.2018Осколкова Л. А., учитель-логопед МАДОУ ЦРР – д/с №50 г. Тюмени Развить у ребенка способность к различению звуков в большинстве случаев могут сами родители. Для этого нужно всеми возможными способами показать малышу разницу в звучании тех звуков, которые кажутся одинаковыми. Например, звуки "з-ж". Объясните ребенку, что звук "ж" похож на жужжание жука (ж-ж-ж-ж), а звук "з" - на писк комара (з-з-з-з), и несколько раз подряд попеременно изобразите оба эти звучания. Дополнительно объясните, что комариный писк очень высокий и тонкий, а жужжание жука более низкое, густое и чуть приглушенное. Обратите внимание ребенка и на различное положение губ при этих звуках (при "з" - улыбка, при "ж" - "рупор"). Повторите произношение звуков несколько раз, пусть малыш научится различать их на слух. Для этого в разной последовательности воспроизводите то одно, то другое звучание и каждый раз спрашивайте, чье оно. Сначала ребенок при различении звуков может ориентироваться не только на слух, но и на зрительное восприятие артикуляции, а затем ему придется перейти к чисто слуховой дифференциации звуков - для этого закройте от ребенка свой рот листочком бумаги. После того как малыш будет различать неречевое звучание, свяжите писк комара со звуком "з", а жужжание жука со звуком "ж", сразу познакомив ребенка и с соответствующими буквами. Любая отрабатываемая пара звуков попеременно произносится до тех пор, пока ребенок не научится улавливать различение в их звучании. Иногда такие упражнения приходится проводить в течение нескольких дней. После достижения необходимого результата (устойчивого различения на слух нужной пары звуков в их изолированном звучании) оба звука сразу связываются с соответствующими буквами. Теперь при произнесении взрослым любого из звуков ребенок показывает нужную букву (обе буквы лежат перед ним). Далее нужно потренироваться с ребенком в различении этих же самых звуков в словах, фразах. Вот некоторые игры, которые вам помогут. «Эхо». Играть можно и вдвоем и большой группой. Назначается водящий – «Эхо», который должен повторять то, что ему скажут. Начните с простых слов, затем перейдите к трудным и длинным. Можно использовать в игре и иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение. Попробуйте предлагать для повторения стихотворные и прозаические фразы. Если «эхо» ответило правильно пять раз, назначайте по кругу водящим следующего участника игры. Все, конечно же, помнят игру своего детства «Испорченный телефон». Эта игра как нельзя лучше подходит для развития фонематического слуха у ребенка. «Путаница». Обратите внимание малыша на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли попросите его прочесть (или прочтите ему сами, если он еще не умеет читать) эти шуточные предложения: "Русская красавица своей козою славится"; "Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку"; "Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку". Ребята очень любят всякие небылицы и с радостью могут сами придумать такие же шутки. Попробуйте придумать слова, изменяя только одну букву, например "точка-кочка-бочка-дочка". Можно предложить и такие игры-упражнения хлопнуть в ладоши, если в слове будет слышен, например, звук "ж". При этом сначала в предлагаемых ребенку словах не должно быть других шипящих или свистящих звуков, а сам звук "ж" надо произносить, несколько подчеркнуто. «Упражнение-тест». Пиши "кружочками" для оценки фонематического слуха. Попросите ребенка записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков. Например, слово "суп" надо изобразить тремя кружочками. После того как вы убедились, что ребенку понятно задание, диктуете слова, а он записывает их в виде кружочков на листе бумаги. Другой вариант этого задания: вы предлагаете ребенку картинки, на которых нарисованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и записаны схемы слов, обозначающих животных, в виде кружочков (по количеству звуков в каждом слове). Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к каждому слову. В идеале ребенок шести-семи лет выполняет все задания правильно (допускается одна ошибка). Все приведенные здесь и подобные им упражнения нужно продолжать до тех пор, пока ребенок не научится легко справляться со всеми предлагаемыми ему заданиями. Только при этом условии можно быть уверенным в том, что малыш научился различать звуки на слух, а значит, и обучение грамоте не составит ему особого труда.
В каждой игре преследуется определенная цель, с которой ребенок легче справляется, постепенно вводятся усложнения.
|