Версия сайта
для слабовидящих

Неречевые звуки

  сб., 20.10.2018

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь - основное средство общения.

С самого рождения ребёнка окружают разнообразные звуки: шум дождя, мяуканье кошки, гудки машин, музыка, людская речь. Но слуховые впечатления, которые переживает кроха, воспринимаются им неосознанно. Ребёнок пока ещё не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков.

Для того, чтобы малыш научился правильно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать все возможности голоса - говорить выразительно, менять громкость и скорость речи, - сначала он должен научиться слушать. Для этого надо уметь напрячь слух и сосредоточиться на звуке, улавливать и различать разнообразные звуки.

Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Лучше делать это в игре. Наша цель - познакомить малыша с разнообразными неречевыми звуками. Помимо интересного сюжета, мы предлагаем описание некоторых полезных и занимательных игр.

При обучении ребёнка различать на слух неречевые звуки советуем соблюдать следующую последовательность:

звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды;

звуки, которые издают предметы: стук молоточка, звон бокалов, скрип двери;

транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета;

звуки звучащих игрушек: погремушек, свистулек, трещоток, пищалок;

звуки детских музыкальных игрушек: барабан, бубен, дудочка, пианино.

Это является первым этапом для развития фонематического восприятия.

 

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры: показываете и называете предметы, демонстрируете их звучание. За ширмой выполняете различные действия с предметами (переливаете воду, пересыпаете крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды)

Игра «В мире звуков»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Описание игры: предлагаете детям закрыть глаза и послушать, что происходит вокруг.

Игра «Скажи, что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка.

Описание игры: знакомите ребенка с музыкальными инструментами, играете на них, предлагаете поиграть ребенку. Затем предлагаете малышу закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет.

Игра «Найди пару»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: три пары одинаковых коробочек из-под фотопленки с разным наполнением (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха).

Описание игры: ставите перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. По очереди гремите своими коробочками, попарно ставите коробочки, которые гремят одинаково. Затем перемешиваете коробочки и предлагаете ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.

Игра «Поставь по порядку»

Цель: развитие слухового внимания, памяти, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: ширма, музыкальные инструменты (от 2 до 5), картинки с изображением этих инструментов.

Описание игры: показываете музыкальные инструменты, играете на глазах у ребенка, просите показать картинку с изображением этого инструмента. Предлагаете поиграть на них ребенку. Знакомите с правилами игры: «Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая игрушка звучит. Покажи мне картинку со звучащей игрушкой. Положи картинку перед собой на стол. Послушай внимательно, какая картинка звучит после первой. Найди и положи картинку с её изображением. Определи, какая игрушка звучит последней. Найди соответствующую картинку». Когда ребенок научится выполнять задание правильно, усложнить задание, предложив разложить инструменты в последовательности их звучания после окончания прослушивания; увеличить количество звучащих инструментов.

Игра «Угадай, кто кричит».

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных.

Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Включаете запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.

 

Игра «Встречайте гостей»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звукоподражаний.

Оборудование: шапочки с ушками разных животных.

Из детей выбираются гости (три-четыре), им даются шапочки с ушками разных животных. Они уходят за ширму, поочерёдно подают звуки за ширмой, а дети угадывают, кто появится. Собравшись, гости под аплодисменты пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости.

Игра «Солнце или дождик»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Оборудование: бубен.

Описание игры: говорите детям, что погода хорошая, светит солнышко, и сейчас они пойдут на прогулку. В это время звените бубном, а дети гуляют. Затем говорите, что погода испортилась, пошёл дождь. Теперь стучите в бубен и просите детей подбежать, спрятаться от дождя. Объясняете детям, что они должны внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

 

Игра «Что делала Маша?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Оборудование: кукла.

Описание игры: Взрослый показывает куклу, называет её имя, просит представиться детей. Предлагает поиграть с ней. Выполнить действия в соответствии с текстом: Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп.

Мы топаем ногами – топ, топ, топ.

Мы чмокаем губами, (почмокать три раза).

Мы носиком сопим. (посопеть три раза).)

Предлагаете детям закрыть глаза и угадать, что делает кукла. Выполняете действия и каждый раз спрашиваете, что делала Маша.

 

Игра «Льет или капает»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Оборудование: емкость с водой, резиновая груша, металлический тазик, ширма.

Описание игры: говорите детям, что в сказочной стране начался дождь. Он то сильно льет (сильно нажимаете на грушу с водой), то капает (капаете воду из груши). За ширмой чередуете эти действия, а дети говорят, льет дождь или капает.

 

Игра «Угадай, кто идёт»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.

Оборудование: картинки с изображением цапли и воробья, бубен.

Описание игры: показываете картинки и объясняете, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем медленно стучите в бубен, а дети ходят, как цапли. Когда взрослый быстро стучит в бубен, дети скачут, как воробьи.

 

Игра «На поляне»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.

Оборудование: шапочки с изображениями зайцев и волков по числу детей, барабан.

Описание игры: делите детей на две группы: зайцы и волки. Объясняете детям, что когда будете медленно стучать в барабан, на поляне будут гулять волки, когда быстро – будут прыгать зайцы. Чередуете быстрое и медленное звучание.

 

Игра «Дождик»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация темпа звучания.

Оборудование: картинка с изображением дождя.

Описание игры: предлагаете рассмотреть картинку, повторить рифмовку.

Дождик капнул на ладошку: Кап – кап! (медленно)

На цветы, на Мурку – кошку: Кап – кап! (медленно)

А потом он разыгрался. Лил да лил,

Во всю старался: Кап – кап – кап –кап! (быстро)

Предлагаете показать, как медленно идет дождь: ударять указательным пальцем одной руки по ладошке другой, произнося: «Кап – кап!». Затем предлагаете показать, как дождь идет быстро: выполнять те же действия в более быстром темпе: «Кап – кап – кап –кап!».

Затем предложить ребенку поиграть в эхо: «Повторяй, как я».  Из-за экрана произнести звукоподражание, попросить повторить.

1) кап – кап- кап;  2) кап; 3) кап – кап; 4) кап – кап – кап – кап.

 

Игра «Кто стучится?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросенка»

Описание игры: говорите детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (отстукиваете ритм), второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Предлагаете внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.

 

Игра «Звенит капель»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны.

Описание игры: проситк детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Предлагает детям повторить песенки весны. Отстукиваете ритмы на музыкальном треугольнике, а ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //...

 

Игра «Капельки»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.

Описание игры: объясняете ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Показываете картинку и отхлопываетк соответствующий ритм. Потом просите ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.

Игра «Тихо - громко!»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.

Оборудование: музыкальные инструменты.

Играете на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом. Можете выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.

 

Игра «Иди-беги»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.

Оборудование: бубен.

Описание игры: стучите в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребёнок выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий - бежит.

 

Игра «Найди игрушку»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация звуков по силе звучания.

Оборудование: небольшая игрушка.

Описание игры: один ребёнок выходит из комнаты. Другой ребенок прячет в комнате игрушку. Когда первый ребёнок возвращается в комнату, вы объясняете ему, что другие дети помогут найти игрушку. Когда он подойдёт близко к спрятанной игрушке, дети будут громко хлопать в ладоши. Когда он отойдёт от неё, хлопать будут тише.


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: