Версия сайта
для слабовидящих

Знакомим детей с гласными звуками

  сб., 20.10.2018

Участие родителей в речевом развитии не должно быть эпизодическим. Каждая речевая игра или упражнение с ребёнком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если вы, как родитель, самоустранитесь от этой работы, то пострадает ребёнок. Во время занятий с детьми в домашних условиях используйте разные наглядные средства: картинки, иллюстрации, кубики, игрушки. Отбирая материал, я постаралась, учесть вашу загруженность домашними делами и накопленную усталость.

 Предлагаю вашему вниманию следующие упражнения с детьми:

«Хлопни, если услышишь  в слове звук (А)»:

 Говорим слова (аист, рот, мыло, рама, каша, кит, кот). Ребёнок должен хлопнуть только в том случае, если услышит нужный звук в слове. Далее в игре изменяется заданный звук на (О), (У), (Ы), (И), (Э).

Игра «Три слова». Объясняем ребёнку: «я произнесу три слова, а ты назови звук, который встречается во всех этих словах (утка, уши, ужин).

2 вариант игры: выделяем услышанный звук из конца слов (О): кино, пальто, окно.

3 вариант: далее выделяем звук из середины слова (Ы): сыр, дым, мыло.

Следующее упражнение: «Путешествие по комнате»:

Побеждает тот, кто найдёт больше предметов, обозначаемых словами,  с определённым звуком, например:  А, О, У, Ы, И,Э.

2 вариант игры: у каждого играющего по 4 фишки определённого цвета. Найдя предмет, обозначаемый словом с оговорённым звуком, играющий кладёт фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки. В конце игры - проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребёнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него.

Игра с мячом «Звуки спрятались в словах»:

Предлагаем ребёнку такие условия игры: «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч, а ты будешь ловить его только тогда, когда в названии услышишь звук (например «А», «О», «У», «И», «Ы», «Э»). Если в слове нет этого звука, то мяч ловить не надо.

Игра «Назови предметы (одежду, посуду, мебель и т.д.)»

Ребёнку бросаем мяч, называя слова из разных обобщающих понятий, например фрукты  на звук «А». Он возвращает мяч обратно, называя видовые понятия (апельсин, арбуз, абрикос, ананас). Так можно классифицировать диких и домашних животных, насекомых, рыб и птиц.

Дети – дошкольники  очень любят двигаться, поэтому вашему вниманию хочу предложить подвижные игры: «Лягушка»

Предложите ребёнку выделить звук из ряда гласных: А,О,У,И.Э, Ы. Скажите ему, что он будет прыгать как лягушка, если звук услышит «А», а на другие звуки опускать низко руки. По аналогии проводится игра и на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

Игра «Узнай букву»

1 вариант: Вы  показываете букву. Произносите стишок и одновременно показываете движение; дети повторяют за вами:

А- А- А- А-

Закачалась голова.

(Качать головой вправо- влево.)

О- О- О-О-

Закрутилось колесо.

(сложить руки кольцом перед собой, слегка вращать вправо- влево.)

У- У- У- У-

У машины руль держу.

(вытянуть руки вперёд, «держать руль».)

И- И- И- И-

Руки выше потяни.

(тянуть руки вверх.)

Ы- Ы- Ы-Ы-

Моем в доме мы полы.

(Опустить руки вниз, отводить вправо- влево.)

Э – Э – Э –Э –

Две руки на голове.

(Поднять руки за голову.)

 

2 вариант.  Когда ребенок запомнит буквы, можно ему их  показать.  Ребенок будет произносить стихи  и выполнять соответствующие движения.

С помощью этих занимательных игр со словами можно достичь удивительных результатов: они побуждают ребёнка думать, искать и пробуждают интерес к познавательной деятельности, а это – основа обучения!

 

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: