Участие родителей в речевом развитии не должно быть эпизодическим. Каждая речевая игра или упражнение с ребёнком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если вы, как родитель, самоустранитесь от этой работы, то пострадает ребёнок. Во время занятий с детьми в домашних условиях используйте разные наглядные средства: картинки, иллюстрации, кубики, игрушки. Отбирая материал, я постаралась, учесть вашу загруженность домашними делами и накопленную усталость.
Предлагаю вашему вниманию следующие упражнения с детьми:
«Хлопни, если услышишь в слове звук (А)»:
Говорим слова (аист, рот, мыло, рама, каша, кит, кот). Ребёнок должен хлопнуть только в том случае, если услышит нужный звук в слове. Далее в игре изменяется заданный звук на (О), (У), (Ы), (И), (Э).
Игра «Три слова». Объясняем ребёнку: «я произнесу три слова, а ты назови звук, который встречается во всех этих словах (утка, уши, ужин).
2 вариант игры: выделяем услышанный звук из конца слов (О): кино, пальто, окно.
3 вариант: далее выделяем звук из середины слова (Ы): сыр, дым, мыло.
Следующее упражнение: «Путешествие по комнате»:
Побеждает тот, кто найдёт больше предметов, обозначаемых словами, с определённым звуком, например: А, О, У, Ы, И,Э.
2 вариант игры: у каждого играющего по 4 фишки определённого цвета. Найдя предмет, обозначаемый словом с оговорённым звуком, играющий кладёт фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки. В конце игры - проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребёнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него.
Игра с мячом «Звуки спрятались в словах»:
Предлагаем ребёнку такие условия игры: «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч, а ты будешь ловить его только тогда, когда в названии услышишь звук (например «А», «О», «У», «И», «Ы», «Э»). Если в слове нет этого звука, то мяч ловить не надо.
Игра «Назови предметы (одежду, посуду, мебель и т.д.)»
Ребёнку бросаем мяч, называя слова из разных обобщающих понятий, например фрукты на звук «А». Он возвращает мяч обратно, называя видовые понятия (апельсин, арбуз, абрикос, ананас). Так можно классифицировать диких и домашних животных, насекомых, рыб и птиц.
Дети – дошкольники очень любят двигаться, поэтому вашему вниманию хочу предложить подвижные игры: «Лягушка»
Предложите ребёнку выделить звук из ряда гласных: А,О,У,И.Э, Ы. Скажите ему, что он будет прыгать как лягушка, если звук услышит «А», а на другие звуки опускать низко руки. По аналогии проводится игра и на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.
Игра «Узнай букву»
1 вариант: Вы показываете букву. Произносите стишок и одновременно показываете движение; дети повторяют за вами:
А- А- А- А-
Закачалась голова.
(Качать головой вправо- влево.)
О- О- О-О-
Закрутилось колесо.
(сложить руки кольцом перед собой, слегка вращать вправо- влево.)
У- У- У- У-
У машины руль держу.
(вытянуть руки вперёд, «держать руль».)
И- И- И- И-
Руки выше потяни.
(тянуть руки вверх.)
Ы- Ы- Ы-Ы-
Моем в доме мы полы.
(Опустить руки вниз, отводить вправо- влево.)
Э – Э – Э –Э –
Две руки на голове.
(Поднять руки за голову.)
2 вариант. Когда ребенок запомнит буквы, можно ему их показать. Ребенок будет произносить стихи и выполнять соответствующие движения.
С помощью этих занимательных игр со словами можно достичь удивительных результатов: они побуждают ребёнка думать, искать и пробуждают интерес к познавательной деятельности, а это – основа обучения!