Изменяем слова с помощью суффиксов
Подготовила: учитель-логопед Бадрызлова С.С.
Дети, имеющие речевые нарушения, зачастую сталкиваются с проблемами словообразования и словоизменения. Это также касается образования новых слов при помощи суффиксов или приставок. Сегодня мы рассмотрим некоторые речевые игры на изменение слов с помощью суффиксов, которые подходят для детей 5-6 лет.
Упражнение «Поле чудес» («Большой — огромный»)
Задача: образовывать существительные с увеличительным суффиксом -ищ- .
Например: ключ — ключище, дом — домище и т.д.
Игра «Зверюшки»
Цель игры: образовать новые слова с помощью суффиксов. Изменяем каждое слово максимально возможное количество раз.
Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайчище - зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.
Волк – волчонок – волчище - волчица – волчишка – волчий.
Кот - …, еж - …, слон - … и т.д.
Упражнение "Большой - маленький"
Цель. Учить образовывать слова с уменьшительными, увеличительными суффиксами.
На доске картинки с изображением разных животных. Дети подбирают слова к картинкам:
У кота лапа, у медведя – лапища, а у мышки – лапка.
Лапка – лапа – лапище.
Носик – нос – носище.
Хвостик – хвост – хвостище.
Ручка – рука – ручище.
Глазик – глаз – глазище.
Зубик – зуб – зубище.
Ножка – нога – ножище.
Упражнение «Гномик»
Взрослый произнсит: Жил-был в лесу маленький гномик, и был у него маленький домик, и всё-всё у гномика было маленькое: у нас нос, а у гномика носик; у нас колпак, а у гномика — ?
Предлагается образовать уменьшительно-ласкательную форму от существительных:
куртка, пальто, комната, кухня, кастрюля, кровать, кресло, шкаф, окно, огород, борода, брюки, носки, туфли и т.д.
Брат и братик
Старший брат домой пришел,
Сел обедать он за стол.
Младший братик Толик
Сел за детский - … (столик).
Ёлка и ёлочка
На высокой ёлке
Колючие иголки.
А на низкой ёлочке
Колючие - … (иголочки).
Диван и диванчик
Поставил папа на диван
Огромный синий чемодан.
Сынок на свой диванчик
Поставил - … (чемоданчик).
Дорога и дорожка
По большой дороге
Шли большие ноги.
Рядом по дорожке
Шли поменьше - … (ножки).
Игровое упражнение «Еж и ежик»
Цель: сформировать навыки словообразования при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов
Наглядный материал: предметные картинки, 2 ежика большой и маленький.
Ход игры: детям показывали игрушки: ежа и ежика, и объяснялось детям, что они делают на зиму запасы, и надо им помочь. У детей картинки с изображением овощей больших и маленьких. Далее дети раздали овощи ежам, и рассказывали, что кому они дадут.
Речевой материал: - Я дам ежу свеклу (огурец, капусту, баклажан и т.д.), а ежику свеколку (огурчик, капустку, баклажанчик).
Чтение сказки «Заяц-хваста»
Хвастуны встречаются не только среди людей, но и среди зверей тоже. Не довелось ли вам познакомиться с необычным зайцем-хвастой? Наверное, нет. Ведь он живёт далеко, за семью морями, за семью долами, в сказке. Там заяц умеет человеческим голосом разговаривать. Умеет и хвастунишкой быть. Хвастать, как мы знаем, нехорошо. Но в нашей сказке всё хорошо заканчивается.
«Заяц-хваста»
Русская народная сказка
Слушаем сказку:
Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвасту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
Вот она его маленько и потрепала:
— Боле не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
— Как бы вороне помочь?
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
— Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!
Детям предлагается найти слова, обозначающие большие части тела. Подобрать к ним родственные слова:
усищи - усы - усики
лапищи - лапы - лапки
зубищи - зубы - зубки