Версия сайта
для слабовидящих

Изменяем слова с помощью суффиксов

  пт., 20.05.2022

Изменяем слова с помощью суффиксов

Подготовила: учитель-логопед Бадрызлова С.С.

Дети, имеющие речевые нарушения, зачастую сталкиваются с проблемами словообразования и словоизменения. Это также касается образования новых слов при помощи суффиксов или приставок. Сегодня мы рассмотрим некоторые речевые игры на изменение слов с помощью суффиксов, которые подходят для детей 5-6 лет.

Упражнение «Поле чудес» («Большой — огромный»)

Задача: образовывать существительные с увеличительным суффиксом -ищ- .

Например: ключ — ключище, дом — домище и т.д.

Игра «Зверюшки»

Цель игры: образовать новые слова с помощью суффиксов. Изменяем каждое слово максимально возможное количество раз.

Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайчище - зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.

Волк – волчонок – волчище - волчица – волчишка – волчий.

Кот - …, еж - …, слон - … и т.д.

Упражнение "Большой - маленький"

Цель. Учить образовывать слова с уменьшительными, увеличительными суффиксами.

На доске картинки с изображением разных животных. Дети подбирают слова к картинкам:

У кота лапа, у медведя – лапища, а у мышки – лапка.

Лапка – лапа – лапище.
Носик – нос – носище.
Хвостик – хвост – хвостище.
Ручка – рука – ручище.

Глазик – глаз – глазище.
Зубик – зуб – зубище.
Ножка – нога – ножище.

 

Упражнение «Гномик»

Взрослый произнсит: Жил-был в лесу маленький гномик, и был у него маленький домик, и всё-всё у гномика было маленькое: у нас нос, а у гномика носик; у нас колпак, а у гномика — ?

Предлагается образовать уменьшительно-ласкательную форму от существительных:

куртка, пальто, комната, кухня, кастрюля, кровать, кресло, шкаф, окно, огород, борода, брюки, носки, туфли и т.д.

Игра «Добавь словечко»

 


Брат и братик

Старший брат домой пришел,

Сел обедать он за стол.

Младший братик Толик

Сел за детский - … (столик).

 

Ёлка и ёлочка

На высокой ёлке

Колючие иголки.

А на низкой ёлочке

Колючие - … (иголочки).

 

Диван и диванчик

Поставил папа на диван

Огромный синий чемодан.

Сынок на свой диванчик

Поставил - …  (чемоданчик).

 

Дорога и дорожка

По большой дороге

Шли большие ноги.

Рядом по дорожке

Шли поменьше - … (ножки).

 

Игровое упражнение «Еж и ежик»

Цель: сформировать навыки словообразования при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов

Наглядный материал: предметные картинки, 2 ежика большой и маленький.

 Ход игры: детям показывали игрушки: ежа и ежика, и объяснялось детям, что они делают на зиму запасы, и надо им помочь. У детей картинки с изображением овощей больших и маленьких. Далее дети раздали овощи ежам, и рассказывали, что кому они дадут.

Речевой материал: - Я дам ежу свеклу (огурец, капусту, баклажан и т.д.), а ежику свеколку (огурчик, капустку, баклажанчик).

Чтение сказки «Заяц-хваста»

Хвастуны встречаются не только среди людей, но и среди зверей тоже. Не довелось ли вам познакомиться с необычным зайцем-хвастой? Наверное, нет. Ведь он живёт далеко, за семью морями, за семью долами, в сказке. Там заяц умеет человеческим голосом разговаривать. Умеет и хвастунишкой быть. Хвастать, как мы знаем, нехорошо. Но в нашей сказке всё хорошо заканчивается.

«Заяц-хваста»
Русская народная сказка
Слушаем сказку:

Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвасту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
Вот она его маленько и потрепала:
— Боле не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
— Как бы вороне помочь?

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
— Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!

Детям предлагается найти слова, обозначающие большие части тела. Подобрать к ним родственные слова:

усищи - усы - усики

лапищи - лапы - лапки

зубищи - зубы - зубки

 



 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: