Версия сайта
для слабовидящих

Как держать ручку – 8 основных методов обучения

  вс., 21.10.2018

Составитель: учитель – логопед МАДОУ ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени Т.В. Синицкая

 Почему возникают ошибки?

Ситуация, когда ребенок неправильно держит ручку, карандашики, фломастеры во время письменных работ, достаточно распространена. Откуда же берётся подобная проблема? Эта привычка формируется в самом раннем возрасте, ещё задолго до поступления в школу.

Всё может начаться с того периода, когда ребёнок заинтересуется погремушкой, удерживая её в ручке. Потом наступает очередь кисточек, мягких карандашей, которыми кроха изображает каракули на альбомных листочках.

Кроме того, навык удерживания письменных принадлежностей формируется за счёт работы с пластилином или специальным тестом.

Правильные щипки и лепка совершаются правой рукой, при этому используются большой, указательный и средний пальчики.

С 4-летнего возраста необходимо наблюдать за тем, как ребёнок рисует. Одни малыши удерживают карандаш в кулачке. Другие же с чрезмерной силой сдавливают письменную принадлежность.

Нельзя пускать процесс формирования захвата на самотёк. Если ребёнок будет держать фломастеры так, как ему хочется, то в школе его придётся переучивать. Чем раньше будет сформирован правильный захват, тем легче первоклассник сможет адаптироваться к школе.

На 6 году жизни дети уже должны уметь пользоваться карандашом, даже если это просто рисование узоров в прописях или вычерчивание печатных букв. Причём родителям нужно постоянно следить за правильностью письма, чтобы предупредить переучивание.

Чем чревато неправильное держание карандаша?

Как уже было отмечено, неверный захват письменной принадлежности может привести к проблемам со здоровьем у ребёнка. Самые опасные нежелательные последствия – ухудшение зрения, искривление позвоночного столба из-за неправильного сидения за столом.

Даже если подобные неприятные осложнения и не возникнут у ребёнка, он просто станет скорее утомляться при письменных работах, штриховании или черчении. А это сможет негативно отразиться на школьной успеваемости и психологической адаптации.

Такие неприятности можно предупредить, если вовремя обнаружить неправильное положение руки и неверный захват пишущей принадлежности. Распознать будущую школьную проблему можно по следующим признакам:

  • малыш держит большой пальчик при работе несколько ниже указательного;
  • карандашик придерживает указательный или безымянный пальчики, а не средний;
  • фломастер берётся щепотью;
  • пальчики располагаются либо чрезмерно низко, либо чрезмерно высоко;
  • ребёнок, рисуя картинку, вращает не карандаш, а сам альбомный листок;
  • верхнее окончание карандаша направлено не к плечу, а к шее;
  • малыш нажимает на бумагу или с излишней силой, или чрезмерно слабо.

Вопрос, как правильно держать ручку при письме, обычно возникает перед родителями, когда ребёнку исполняется 5 или 6 лет. Но специалисты убеждены, что приступать к обучению нужно гораздо раньше, чтобы первокласснику не пришлось переучиваться в авральном режиме.

Маленький ребёнок пытается взять карандаш наиболее удобным для себя образом, чаще всего в кулак. Однако ситуация осложняется тем, что подобная привычка быстро укореняется, поэтому тип держания письменных принадлежностей сохраняется на всю жизнь.

Естественно, страдает детский почерк, однако это не самая важная проблема. При неправильном положении пишущего аксессуара у ребёнка устаёт рука при работе, снижается скорость письма, может страдать осанка, усугубиться искривление позвоночника.

Существует несколько несложных методик, при помощи которых можно приучить ребёнка правильно держать ручку или карандаш. Причём приступать необходимо в самом раннем возрасте, когда карапуз впервые берёт в ладошки погремушку, ложку или мелок.

На сегодняшний день существует несколько методик, алгоритмов и способов, которые подскажут родителям, как научить ребенка правильно держать ручку. Их отличает простота, эффективность и универсальность. Вам останется только подобрать наиболее подходящий метод и приступить к обучению.

Метод № 1. Пинцетный захват

Если ребёнок всё время неправильно берёт ручку в ладонь, покажите, как действует способ пинцетного захвата.

Упражнение выглядит следующим образом: малыш держит карандаш тремя главными пальчиками за верхний кончик, а нижним ставит его перпендикулярно поверхности стола. Затем пальцы плавно двигаются вниз, пока они сами не займут идеальное положение, требуемое при письме.

Метод № 2. «Убаюкивание» ручки

Если ребёнку совсем мало лет, то с ним вполне можно поиграть в любопытную забаву. Предложите малышу представить, что ручку необходимо уложить спать в «постельку». А для этого следует уложить ей под «головку» «подушечку», а сверху накрыть «покрывалом».

Как легко догадаться, «постелька» – средний пальчик, «подушечка» – указательный пальчик, а «покрывало» – соответственно, большой палец.

Метод № 3. С помощью салфетки

Для этой методики понадобится салфетка и карандаш. Складываем этот аксессуар в несколько раз и предлагаем ребёнку прижать его к ладошке безымянным пальчиком и мизинцем. Оставшиеся «рабочие» пальцы выпрямляем и берём ими письменную принадлежность, как мы описывали выше. Зажатые пальчики уже не будут «мешать» правильному захвату.

Метод № 4. Дартс

Оказывается, метание дротиков также помогает вырабатывать навыки письма. Поэтому если ребёнок никак не может понять принцип захвата карандаша, постарайтесь научить его играть в такую увлекательную и динамичную игру, как дартс.

Известно, что правильное держание дротика (тремя пальчиками) существенно повышает вероятность попадания «в яблочко». Так что научив ребёнка этой игре, просто напоминайте каждый раз, когда он садится за письмо, что карандаш – тот же дротик.

Метод № 5. Специальная накладка

Сегодняшние изготовитель канцелярских товаров предлагают множество приспособлений-тренажёров, которые помогают скорее освоить умение писать. Среди них и специальные насадки на письменные принадлежности, в которых имеются выемки для пальчиков, так что взять карандаш неправильно у ребёнка попросту не получится.

Ещё один плюс подобных насадок – многообразие форм, окрасок и материалов и, конечно, разделение на тренажёры для правшей и леворуких деток.

Метод № 6. С помощью мелков

Ещё один хороший тренажёр для письма – обыкновенные пастельные мелки, разломанные на куски длиной не более 3 сантиметров. Мелки подобного размера ребёнок попросту не сможет взять в кулачок, так что ему придётся захватывать его только пальчиками.

Малыш, научившись рисовать с помощью подобного способа, с лёгкостью перейдёт на другие письменные принадлежности.

Метод № 7. Ручка-самоучка

Для учащихся писать ребятишек разработаны специальные ручки-тренажёры, которые обладают трёхгранной формой и особыми выемками для пальчиков, что существенно облегчает процесс написания.

К тому же масса этих письменных принадлежностей чуточку меньше, чем у обычных ручек и карандашей, что также помогает будущему «писарю».

Метод № 8. Метка на пальце

Пожалуй, это наиболее простая методика. Вам нужно будет лишь нарисовать точку на пальчике – там, где обязана располагаться письменная принадлежность. Точно такую же метку, но, к примеру, в виде чёрточки вы можете оставить на расстоянии 1,5 см от кончика стержня. Объясните ребёнку, что пальчики не должны опускаться ниже этой отметки.


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: