Версия сайта
для слабовидящих

Синонимы, антонимы, омонимы

  ср., 17.02.2021

Синонимы, антонимы, омонимы

Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по значению. Антонимы  – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.

Омонимы – это слова, совпадающие друг с другом в своем звучании при полном несоответствии значений.  Знание синонимов и антонимов позволяет  более точно выражать свои мысли, приближая речь к образцам художественной выразительности. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль.

1) Игра «Хитрая подмена».

Замените  повторяющиеся слова в тексте их синонимами.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник(Робкий, пугливый, трусливый, боязливый).

2) Игра « Подбери слово»

Подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА. Работа -           З...(занятие)

Родник -          И... (источник)

Холод -           М... (мороз)

Деятельный -  А... (активный)

3) Игра «Замени слово»

Замените в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставкой без- или бес-. Смелый человек - …

Тихая погода - …

Ясное небо - …

Тихие шаги - … (Бесстрашный, безветренная, беззлобный, безоблачное, бесшумные)

4) Игра – соревнование « Кто быстрей».

Составьте свои ряды синонимов с данными  словами из разговорного языка  – смешные, несмешные, страшные.

Например: упасть

смешные синонимы – шлёпнулся, брякнулся, чебурахнулся, растянулся, полетел вверх тормашками …

несмешные синонимы – повалился, полетел, свалился…

страшные – рухнул, сорвался, полетел и разбился…

5) Игра «Третье лишнее»

 Вычеркни третье лишнее слово, которое не является антонимом:

а)

Весело, веселый, грустный.

б)

Разлучаться, встреча, встречаться.

в)

Полный, худой, толстый.

г)

Смелый, храбрец, трусливый.

д)

Легкий, тяжелый, легко.

е)

Твердый, твердость, мягкость.

6) Игра «Найдите антонимы в пословицах».

Дети в пословицах должны найти антонимы и подчеркнуть.

Корень учения горек, да плод его сладок. Работать — день коротать; отдыхать — ночь избывать. Старость не радость, а молодость не корысть. Ученье — свет, а неученье — тьмаПодальше положишь, поближе возьмешь. Радость не вечна, печаль не бесконечна. Нет худа без добра. Лучше свое отдать, нежели чужое взять. Умей взять, умей и отдатьГлупый осудит, а умный рассудит. Коли день хвалить, так ночь бранить. Хорошо говорит, да было бы чего слушать. При счастье бранятся, при беде мирятся Умная ложь лучше глупой правды.

7) Игра «Подбери слово»

Подбери к подчеркнутым словам антонимы 

Будничный день

(выходной)

Веселая история

(грустная)

Интересный репертуар

(скучный)

Скрытный характер

(открытый)

Сказать правду

(ложь)

Большой оптимист

(пессимист)

Сильно любить

(ненавидеть)

Уехать на юг

(приехать)

Исчезнуть в волнах

(появиться)

В первую очередь

(в последнюю)

Заканчивать урок

(начинать)

Встретить карлика

(великана)

8) Игра  «Ударение меняет смысл».

Нужно поставить ударение, а затем изменить место ударения так, чтобы получилось другое значение слова, и записать его рядом с данным:

хлопок-                       замок-                           кружки-

полки-                         пары-                              мука-

пропасть-                   дорога-                         плачу-

стоит-                        трусить-                       поля-

мелки-                         крою-                             мою-

потом-                        стрелки-                        знаком-

сушу-                          угольный-                     солью-

9)Игра «Различай на слух!»

Вслух читается четверостишье. Нужно найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному (омонимы), и объяснить их правописание проверочными словами.

1  Мама простыни стирала

 И на речке полоскала.

К дочке кошка подбежала,

Дочка кошку поласкала.

2 Гири брат мой поднимает,

Свою силу развивает.

 А на крыше мой флажок

 Развевает ветерок.

3 К старости наш дедушка

 Очень поседел.

Он в саду на бревнышко

Сел и посидел.

10) Игра Часть I «Подбери пары»

Детям раздают карточки. Один ребенок называет глагол и спрашивает, у кого подходящая картинка на карточке.

Каждый составляет предложения по картинкам.

Образец: Дятел сидит на дубе и стучит клювом по стволу. - Мальчик стучит в закрытую дверь.

Часть II «Скажи то же самое иначе»

Играющие после подбора парных карточек не только называют действия по этим картинкам и составляют с ними предложения, но и ЗАМЕНЯЮТ эти действия подходящими, но смыслу синонимами.

Образец: Малыш топает по ковру. - Малыш медленно идет по ковру. Девочка топает ногой. – Девочка стучит ногой.

11) Игра «Большая или маленькая».

Взрослый читает предложения, в которых есть два слова, сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, другое – имя или фамилию. Нужно сказать, какое из слов пишется с маленькой буквы, а какое - с большой буквы и почему.

  1. Улетел орел за город Орел.
  2.  Наш Шарик поймал воздушный шарик.
  3.  Не бойся морозов, Сережа Морозов.
  4.  Хороши груши в корзине у Груши.
  5. Наша Поля вернулась с поля.
  6. Домик для скворцов делал Алеша Скворцов.
  7. Вася Рыбаков был у рыбаков.
  8. У пастухов выступал Андрей Пастухов.
  9. Вот моя подружка Роза, а в руке у Розы роза.

10. Пять горшков принес Петя Горшков.

11. Коля Арбузов купил пять арбузов.

Материал подготовила учитель-логопед Жайворонок О.Б.


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: