Составитель: учитель – логопед МАДОУ ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени С.С. Бадрызлова
При обучении детей связной речи важной задачей является формирование представлений у детей о предложении как интонационно – смысловой единице речи. Для этого предлагаются следующие упражнения.
1. «Кто лучше скажет?». Предлагается сюжетная картинка: «Девочка читает книгу». Обучающий вместо предложения перечисляет слова:
читать, девочка, книга. Правильно я сказал? Кто лучше скажет?
- Девочка читает книгу.
2. «Послушай и посчитай». По сюжетным картинкам составляются предложения с определением в них количества слов (без предлогов, союзов и частиц).
3. «Придумай предложение». Перед детьми сюжетная картинка. Проводится анализ предложения: «Определяем каждый раз, сколько слов в предложении — два, три».
- Кто? Что делает? — Маша рисует. Петя догоняет.
- Рисует что? Догоняет кого? — Маша рисует солнце. Петя догоняет Сашу.
4. «Удлиним». Составление предложения из четырёх слов (при ответе на вопрос какой?)
Например, при изучении темы о животных можно спросить:
- Какую пользу приносит корова?
- Корова даёт молоко.
- Какое бывает молоко?
- Вкусное, тёплое, парное...
Дети составляют предложение: Корова даёт вкусное молоко. Далее определяется количество слов, их порядок.
5. «Придумай и посчитай». Ребёнок придумывает предложение:
а) на заданную тему из трёх-четырёх слов;
б) на любую тему, с любым количеством слов, условие одно — назвать это количество.
6. «Где ошибка?»
Знакомство с маленькими словами — предлогами. Обучающий называет предложение, пропуская предлог. Например, «Лампа стоит ... столе». Где ошибка?
После ряда примеров делается вывод: на, в, под, над, из... — это маленькие слова, в школе их называют предлогами. Кто запомнит, повторяет — «предлог».
7. «Что я делаю?» Обучающий или ребёнок производит действия с двумя предметами, например ручкой и книгой: кладёт ручку на книгу, под книгу... Остальные дети сопровождают все действия предложениями, выделяя предлоги.
8. «Сумей выделить». Ребёнок составляет предложение и по просьбе обучающего выделяет третье, второе, четвёртое и другие слова; выделенное слово делит на слоги, делает полный звуковой анализ, затем составляет его из букв.
9. «Закончи предложение»:
а) по изучаемой теме;
б) по сюжетной картинке;
в) на свободную тему. Пример — предложение на тему о продуктах питания: Я люблю: сладкий чай, сок...
Знакомясь с печатными буквами, дети часто спрашивают: «Почему буквы бывают большие и маленькие?» Лучше сразу объяснить (пока упрощенно), что большая буква пишется в трёх случаях:
- в начале каждого предложения;
- в начале имён людей и кличек животных;
- в начале разных географических названий: стран, городов, сёл, улиц (мест проживания людей); океанов, морей, рек, озер; гор и т. д.
Игры на закрепление написания заглавных букв
1.«Имя — кличка».
Обучающий называет имена и клички, а дети определяют, что это: Настя — имя девочки, Мурка — кличка кошки, Жучка — кличка собаки.
2.«Определи название».
Умение отличать названия (имена собственные) от других слов. Например: река Волга — Волга; озеро Байкал, Чёрное море, город Ростов и др.
3.«Назови большую букву»:
а) в словах: гора Казбек — К, улица Николаева — Н, село Гизель — Г;
б) в предложениях: Сестра живёт в Москве. Примерный ответ: «Большая буква С — это начало предложения, М — название города».
4.«Придумай клички животным».
Обучающий предлагает детям назвать собаку, кошку, корову...
5.«Твой адрес».
Дети называют свой адрес: город, улицу, номер дома и квартиры; определяют, какие слова напишут с заглавной буквы.