Версия сайта
для слабовидящих

Фразеологические обороты в работе с детьми с ТНР.

  чт., 18.10.2018

Осколкова Л.А., учитель-логопед

МАДОУ ЦРР – д/с № 50 г. Тюмени

Фразеологические обороты делают нашу речь яркой, эмоционально окрашенной. Так выражение «делать из мухи слона» означает «сильно преувеличивать или придавать чему-нибудь незначительному большое значение», а «грести деньги лопатой» — «много получать, зарабатывать, наживать. Но именно использование таких оборотов придаёт нашей речи яркость, убедительность, выразительность и эмоциональную окраску.

Дидактические игры и упражнения:

1.Подбор картинок или иллюстраций к образным выражениям. Детям предлагается определить и назвать, какие выражения могут быть связаны с этими картинками. (Нос, комар, язык)

2.Подбор конкретных жизненных ситуаций, к которым можно отнести данную пословицу или поговорку — «Семейные истории», «Придумай рассказ с фразеологизмами». Этот вид работы можно проводить совместно с воспитателями группы, создавая альбом или журнал «Семейные истории нашей группы».

3.«Закончи пословицу, поговорку…» («Без труда не вытащишь …»)  

4.«Исправь ошибку» («Два сапога — тара»)  

5.Подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам «Слова-приятели», «Слова-неприятели»  

6.«Расскажи о животном». Детям предлагается назвать какое выражение связано с этим животным лиса- хитрая, еж — колючий, «Трусливый как заяц, а смелый как лев».  

7«Кто больше?» Детям предлагается назвать как можно больше необычных выражений.  

8.«Найди фразеологизм в сказке»

9.Дидактическое упражнение «Спроси у мамы, папы…» Далее следует один из вариантов работы над фразеологизмами на материале викторины «В начале было слово…»

 

«КАША В ГОЛОВЕ» Значение: Путаница, неразбериха, отсутствие ясности и четкости в мыслях.

Ничего я не пойму:

Что? К чему? И почему?

Мыслей в голове — сто две…

Вот так каша в голове!  

 

«МОЛОТЬ ЧЕПУХУ» Значение: «Молоть чепуху» — значит говорить что-то неправильное, глупое, бессмысленное. Так говорят, когда человек рассуждает о том, чего сам не знает.

Что за шум, что за гром

Раздается в поле?

– Целый день Тит с Петром

 Чепуху мололи!

Намололи три мешка…

Вот такая чепуха!

 

«РАЗВОДИТЬ ТАРЫ-БАРЫ» Значение: Тары-бары — пустые разговоры, болтовня. Вспомните просторечные слова «тараторить», «тарабанить». «Разводить тары-бары» — значит болтать пустяки, заниматься пустыми разговорами.

Две подружки, две Тамары

Разводили тары-бары.

Что за тары? Что за бары?

Не поймет никак родня.

Эти тары, эти бары

– Это просто болтовня!

 

«СМЕШИНКА В РОТ ПОПАЛА» Значение: Говорят тогда, когда человек не может удержаться от смеха.

В стране Хохотания Жили смеянцы

Любили смеянцы веселье и танцы,

И просто смеяться любили смеянцы.

Пусть слово не ново и шутка стара,

 – Смеяться готовы они до утра.

 

Народная игра «СМЕШИНКА» Активизировать производные наименования предметов. Соотносит движение и производный глагол. Каждому играющему дают какое-нибудь смешное имя, например: перо, береста, чернильница, книга, азбука, словарь и. т.д. Затем водящий обходит всех по очереди и задает им различные вопросы, на которые те должны ответить именем, какое им дано. Например: — Ты кто? — Перо — Кто твой брат? — Словарь? — Что ты сегодня ел на завтрак? — Бересту. И так далее. (Вопросы относятся к разным детям). Кто засмеется — платит фант. В  конце фанты разыгрываются. Даются шуточные задания: прокукарекай три раза, похлопай крыльями как ворона, прошагай как гусыня и т. п.

 

«СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ — НЕ ПОЙМАЕШЬ!» Значение: Эта пословица учит нас тому, что надо отвечать за свои слова, бережно и вдумчиво к ним относиться. Не торопиться что-то говорить, а сначала подумать, потом отвечать.

Так обо мне твердит молва:

Я вспыльчивый! Я пылкий!

Хочу молчать — летят слова,

Как пробка из бутылки.

Совет недавно мне дала

Одна девчонка в школе:

—Когда закусишь удила,

Вспылишь помимо воли,

Чтоб поскорей в себя прийти,

Считай в уме до десяти.

Попал я в дедушку мячом

И закричал: — А я причем?

Но, досчитав до десяти,

Сказал: — Ну, дедушка, прости.

 

«ЧЕСАТЬ ЯЗЫКОМ» Значение: Пустые разговоры, болтовня, так говорят, когда сплетничают.

Тараторила Сорока:

— Зла Гадюка и жестока.

И её детёныши –

Сущие гадёныши.

 — Перестань чесать язык,

- Ей в ответ сказал Кулик.

И воскликнула Сова:

— Ты, Сорока, не права.

Знать должна любая птица,

Что злословить не годится.

 

Скажи правильно и быстро. (Скороговорки с отработкой звуков).

Пять котят пить хотят.

Дядя Дима иди мимо.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

 

«ЯЗЫК БЕЗ КОСТЕЙ» Значение: Говорится о том, кто не в меру болтлив.

Когда я взрослым стану,

Я все позволю сыну:

Руками есть сметану.

И прыгать мне на спину.

Валяться на диване,

На стенке рисовать,

Жука хранить в кармане,

Лица не умывать,

Кричать, По лужам бегать,

Спилить у стула ножки,

Не спать и не обедать,

Скакать верхом на кошке.

Крутить в часах пружину,

Пить воду из-под крана.

Я все позволю сыну,

Когда я взрослым стану!

 

Исправь ошибку и назови нужное слово.

Черный мел

Старый малыш

Твердая вата

Горячий снег

Молодой старичок

В результате такой комплексной работы у детей в значительной мере улучшается понимание фразеологических оборотов, обогащается словарный запас, речь становится более яркой, образной и выразительной. 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: