27 марта - Всемирный день театра. Театр творит чудеса: веселит, обучает, развивает творческие способности дошкольников, корректирует их поведение, способствует эмоциональному раскрытию, развивает речь, придает уверенность в себе, помогает приобрести навык публичных выступлений.
Одежда и обувь – важная часть нашей жизни. Она не только защищает нас от холода и дождя, но и делает нас красивыми и стильными. Давайте узнаем больше о разных видах одежды и обуви!
Светофор – большой помощник,
Лучший друг для всех в пути.
Он всегда предупреждает
Цветом, можно ли идти.
В тихой тундре, в белой тундре.
Ничего от глаз не спрячешь, оттого-то знают в тундре -
Кто ты есть и что ты значишь (А.Кымытваль)
Весна – замечательное время года ! С ее приходом все вокруг преображается, природа оживает, настроение становится радостнее, солнечнее.
|
Пересказываем короткие рассказыср., 29.05.2019До начала чтения рассказа объясните ребёнку смысл трудных слов, проговорите их. Если ребёнок плохо знаком с тем, о чём пойдет речь в рассказе, то проведите небольшую беседу, подводящую малыша к содержанию произведения. Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы с целью выяснить понял ли его ребёнок. Только после этого попросите пересказать прочитанное. ДОБРАЯ УТКА В. Сутеев Утка с утятами, курица с цыплятами пошли гулять. Шли-шли к речке пришли. Утка с утятами умеют плавать, а курица с цыплятами не умеют. Что делать? Думали- думали и придумали! Речку переплыли ровно в полминутки: цыплёнок на утёнке, цыплёнок на утёнке, а курица на утке! 1. Ответить на вопросы: Кто пошёл гулять? Куда пошли гулять утка с утятами курица с цыплятами? Что умеет делать утка с утятами? Чего не умеет делать курица с цыплятами? Что придумали птицы? Почему про утку сказали «добрая»? Птицы «переплыли речку в полминутки», что это значит? 2. Пересказать. ГОРКА Н.Носов Ребята построили во дворе снежную горку. Полили её водой и пошли домой. Котька не работал. Он дома сидел, в окно глядел. Когда ребята ушли, Котька нацепил коньки и пошёл на горку. Чирк коньками по снегу, а подняться не может. Что делать? Котька взял ящик с песком и посыпал горку. Прибежали ребята. Как же теперь кататься? Обиделись ребята на Котьку и заставили его песок снегом засыпать. Котька отвязал коньки и стал горку снегом засыпать, а ребята снова полили её водой. Котька ещё и ступеньки сделал. 1. Ответить на вопросы: Что делали ребята? Где был в это время Котька? Что случилось, когда ребята ушли? Почему Котька не смог подняться на горку? Что тогда он сделал? Что же случилось, когда прибежали ребята? Как поправили горку? 2. Пересказать. ОСЕНЬ. Осенью небо пасмурное, затянуто тяжёлыми тучами. Солнце почти не выглядывает из-за туч. Дуют холодные пронизывающие ветры. Деревья и кусты стоят голые. Облетел их их зелёный наряд. Трава пожелтела и засохла. Кругом лужи и грязь. 1. Ответить на вопросы: Какое сейчас время года? Что описывается в рассказе? Какое осенью небо? Чем оно затянуто? Что сказано про солнце? А ветры какие дуют? Как автор говорит про деревья? Что стало осенью с травой? И ещё что отличает осень? 2. Пересказать. КУРОЧКА. Е.Чарушин. Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пёрышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает. А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает? 1. Ответить на вопросы: Где курочка с цыплятами ходила? Что случилось? Что сделала курочка? Как цыплята прятались под крылышки курицы? А кто не спрятался? Что они стали делать? 2. Пересказать. ЛАСТОЧКА. Ласточка-мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький. Он неумело и беспомощно махал слабенькими крылышками. Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал неподвижно и жалобно пищал. Ласточка-мама очень встревожилась. Она кружила над птенчиком, громко кричала и не знала, как ему помочь. Птенчика подобрала девочка и положила в деревянную коробочку. А коробочку с птенчиком поставила на дерево. Ласточка заботилась о своём птенчике. Она ежедневно приносила ему пищу, кормила его. Птенчик начал быстро поправляться и уже весело щебетал и бодро махал окрепшими крылышками. Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался, залез на дерево и был уже у самой коробочки. Но в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом кота. Кот бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего размаха хлопнулся на землю. Вскоре птенчик совсем выздоровел, и ласточка с радостным щебетанием увела его в родное гнездо под соседней крышей. 1. Ответить на вопросы: Какое несчастье случилось с птенчиком? Когда случилось несчастье? Почему оно случилось? Кто спас птенчика? Что задумал рыжий кот? Как ласточка-мама защитила своего птенчика? Как она заботилась о своём птенчике? Чем закончилась эта история? 2. Пересказать. БАБОЧКИ. Стояла жаркая погода. На лесной полянке летали три бабочки. Одна была жёлтая, другая коричневая с красными пятнышками, а третья бабочка была голубая. Опустились бабочки на большую красивую ромашку. Тут прилетели ещё две разноцветные бабочки и сели на ту же ромашку Тесно было бабочкам, зато весело. 1. Ответить на вопросы: О ком рассказ? О чём говорится сначала? Какие были бабочки? Куда опустились бабочки? Какая была ромашка? Сколько бабочек ещё прилетело? Какие они были? О чём говорится в конце? 2. Пересказать. ВНУКИ ПОМОГЛИ. У бабушки Нюры пропала коза Ночка. Бабушка сильно расстроилась. Пожалели внуки бабушку и решили помочь ей. Ребята пошли в лес искать козу. Она услыхала голоса ребят и пошла навстречу. Бабушка очень обрадовалась, когда увидела свою козочку. 1. Ответить на вопросы: О ком говорится в рассказе? Почему расстроилась бабушка Нюра? Как звали козу? Что решили сделать внуки? Почему? Как нашлась коза? Чем закончилась эта история? 2. Пересказать. ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ. В. Сухомлинский. Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку. -Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля. -Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит. -Стыдно … перед соловушкой, - тихо ответила Лида. 1. Ответить на вопросы: Кто пошёл в лес? Для чего Оля и Лида пошли в лес? Что услышали девочки в лесу? Как Оля поступила с мусором? А Лида? Почему рассказ называется «Стыдно перед соловушкой? Чей поступок вам больше нравится? Почему? 2. Пересказать. ДРУЖБА. Летом дружили белка и зайка. Белка была рыжая, а зайка – серый. Каждый день они дружно играли. Но вот пришла зима. Выпал белый снег. Рыжая белка залезла в дупло. А зайка залез под ветку ели. Однажды белка вылезла из дупла. Она увидела зайку, но не узнала его. Зайка был уже не серый, а белый. Зайка тоже увидел белку. Он тоже не узнал её. Ведь он был знаком с рыжей белкой. А эта белка была серая. Но летом они снова узнают друг друга. 1. Ответить на вопросы: Когда подружились белка и зайка? Какими они были летом? Почему белка и зайка не узнали друг друга зимой? Где прячутся белка и заяц зимой от морозов? Почему летом они снова узнают друг друга? 2. Пересказать. БАСНЯ «ДВА ТОВАРИЩА». Л.Н.Толстой. Шли по лесу два товарища, и вскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл. Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся. - Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил? - А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают. 1. Ответить на вопросы: Почему басня названа «Два товарища»? Где были мальчики? Что с ними случилось? Как поступили мальчики? Как вы понимаете выражение «упал наземь»? Как отреагировал медведь? Почему медведь подумал, что мальчик мёртвый? Чему учит эта басня? Как бы вы поступили в данной ситуации? Настоящими ли товарищами оказались мальчики? Почему? 2. Пересказать. МУРКА. У нас есть кошка. Её зовут Мурка. Мурка чёрная, только лапки и хвостик белые. Шёрстка мягкая, пушистая. Хвост длинный, пушистый, глаза у Мурки жёлтые, как огоньки. У Мурки пять котят. Три котёнка совсем чёрные, а два пёстренькие. Все котята пушистые, как комочки. Мурка и котята живут в корзинке. Корзинка у них очень большая. Всем котятам удобно и тепло. Ночью Мурка охотится на мышей, а котята сладко спят. 1. Ответить на вопросы: Почему рассказ назван «Мурка»? Что вы узнали о Мурке? Расскажите про котят. О чём говорит концовка? 2. Пересказать. КАК МЕДВЕДЬ САМ СЕБЯ НАПУГАЛ. Н.Сладков. Вошёл медведь в лес. Хрустнула под его тяжёлой лапой сухая веточка. Испугалась белка на ветке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сорок, из-под кустов выпрыгнул. Те крик подняли на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать. Тут остановился медведь, насторожил уши: белка лопочет, сороки стрекочут, лоси кусты ломают… «Не уйти ли лучше?» - подумал медведь. Рявкнул и дал стрекача. Так медведь сам себя напугал. 1. Ответить на вопросы: Куда вошел медведь? Что хрустнуло у него под лапой? Что сделала белка? На кого упала шишка? Что сделал заяц? Кого увидела сорока? Что она сделала? Что решили лоси? Что они сделала? Как повел себя медведь? Что означает выражение «дал стрекача», «рявкнул»? Чем заканчивается рассказ? Кто же напугал медведя? 2. Пересказать. ПОЖАРНЫЕ СОБАКИ. Л.Н.Толстой. Бывает часто, что в городах на пожарах остаются в домах дети и их нельзя вытащить, потому что от испуга спрячутся и молчат, а от дыма их нельзя рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорается дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей, ее звали Боб. Один раз загорелся дом. Когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме еще есть что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла большую куклу. 1. Ответить на вопросы: Что произошло один раз? Где это случилось, в каком городе? С кем приехали к дому пожарные? Что делают на пожаре собаки? Как они называются? Кто выбежал к пожарным, когда они приехали? Что делала женщина, о чём говорила? Как Боб нёс девочку? Что сделала мать девочки? Что делали пожарные после того, как собака вынесла девочку? Куда рвался Боб? Что подумали пожарные? Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, что они стали делать? 2. Пересказать. КОСТОЧКА. Л.Н.Толстой Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: — А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали: — Нет. Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: — Нет, я не ел. Тогда отец сказал: — Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал: — Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал. 1. Ответить на вопросы: Как звали главного героя? Что купила мама детям? Почему Ваня съел сливу? Когда мама обнаружила пропажу? Что спросил отец у детей? Почему он сказал, что можно умереть? Почему Ваня сразу признался, что съел сливу? Почему мальчик заплакал? Правильно ли Ваня поступил? Жалко ли вам мальчика или нет? Как бы вы поступили на его месте? 2. Пересказать. КАК САША ПЕРВЫЙ РАЗ УВИДЕЛ САМОЛЁТ Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолёт. Засмотрелся Саша на самолёт, а лодочки уплыли. 1. Ответить на вопросы: Какое было время года? 2. Подобрать определения к словам: весна (ранняя, поздняя, тёплая); 3. Объяснить значение сложного слова самолёт. Привести примеры других сложных слов (дровосек, пароход, полотёр и др.). 4. Составить рассказ, где действующим лицом является Наташа, Оля, Таня. ЗИМА Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и на коньках. 1. Ответить на вопросы: Какое наступило время года? 2. Объяснить значение словосочетаний: деревья голые, кругом снег лежит, звери спрятались в норы. 3. Подобрать эпитеты к словам: снег (какой?) – белый, мягкий, пушистый, лёгкий; 4. Повторить, кто где живёт: медведь – в берлоге, белка – в дупле, лошадь – в конюшне, лиса – в норе, собака – в конуре. СНЕЖНАЯ БАБА Мы слепили во дворе два огромных снежных ко́ма. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу. 1. Ответить на вопросы: Кого дети слепили из снега? 2. Рассказать этот рассказ от первого лица (от лица мальчика, девочки). ПРЕДВЕСТНИКИ ВЕСНЫ Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!» 1. Ответить на вопросы: Какая была зима? 2. Пересказать близко к тексту. ПРИЛЕТЕЛИ ГРАЧИ Первыми к нам прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы. 1. Объяснить значение словосочетаний: гнёзда вить, вершина дерева, птенцов выводить. 2. Ответить на вопросы: Какие птицы прилетают весной первыми? 3. Образовать множественное число от следующих существительных: грач – грачи, 4. Закончить предложения: На дереве гнездо, а на деревьях … (гнёзда). МЕДВЕДЬ Медведь имеет тёплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, двигая лапами как-то вкось, потому его и прозвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мёд. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосёт лапу. 1. Рассказать, как медведь ходит и бегает, чем питается, где живёт зимой. 2. Составить рассказ-описание медведя. 3. Вспомнить загадки про лесных зверей ЁЖ В лесу жил ёж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Ёж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму. 1. Объяснить значение словосочетаний: находил яблоки, накалывал на иголки, заготавливал корм. 2. Ответить на вопросы: Кто жил в лесу? КРОЛИК Папа купил Мише кролика. Кролик был красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвостик. Кролик любит капусту, морковку. Он сидит и быстро-быстро грызёт морковку. 1. Ответить на вопросы: Какой у Миши кролик? 2. Пересказать текст, ставя существительное «кролик» и прилагательные к нему во множественном числе. 3. Образовать сравнительную степень прилагательного: красивый – краси́вее, ВЕРБЛЮД В жарких сыпучих песках живёт верблюд. Верблюд дольше всех голод и жажду терпеть может. На спине у него горбы, налитые жиром. Неделю может верблюд без еды и питья прожить – жир его прокормит. 1. Ответить на вопросы: Где живёт верблюд? 2. Образовать прилагательные от существительных типа: шкура льва – львиная шкура; ДРУЖОК Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку. 1. Объяснить значение словосочетаний: стадо овец, отбил овечку. 2. Закончить предложение, поставив недостающее по смыслу слово в нужном числе: Стадо пас … (пастух). 3. Подобрать названия предметов к названиям действия. Дружок погнался (за кем?) – за волком, медведем, лисой, зайцем, мальчиком и т.д. ЛЬВЫ 1. Ответить на вопросы: Где живут львы? 2. Сравнить тигра и льва: чем отличаются и чем похожи? 3. Назвать детёнышей диких животных (льва, тигра, слона, верблюда). Подобрать к названиям зверей формы множественного числа, например: У льва пять львят и т.д. ОСЕНЬ Желтеют на деревьях листья. Часто дует ветер и моросит мелкий осенний дождик. Становится холоднее, исчезают в лесу цветы. Птицы собираются в дальний путь. 1. Объяснить значение словосочетаний: желтеют листья, моросит дождик, исчезают цветы. 2. Рассказать, чем отличается осень от весны. 3. Какие птицы улетают в тёплые края? Как называются такие птицы? 4. Образовать множественное число от существительных: дерево – деревья, лист – листья, дождь – дожди, ствол – стволы́, ветер – ве́тры, ветра́. 5. Подобрать слова-действия к названию растений и птиц: лист – желтеет, опадает, вянет, сохнет, зеленеет, распускается; ЛЕТО Наступило лето. Мы гуляли на лугу. Трава выше колен, густая, зелёная. А сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки. Одни – в лиловых колпачках, другие – в белых веночках. А у иных головка вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко. 1. Ответить на вопросы: С чем сравнивает автор цветы? Весна Солнце пригрело. Начал таять снег и побежали ручьи. У деревьев набухли почки и уже вот-вот появятся нежно-зелёные листочки. На проталинках уже кое-где появляются первые подснежники. Воздух стал прозрачным и как будто звенящим. Вся природа пробуждается ото сна. 1. Ответить на вопросы: Что тает весной? 2. Объяснить значение словосочетаний: прозрачный воздух, нежно-зелёный цвет, звенящий воздух, природа пробуждается. 3. Подобрать прилагательное: Солнце (какое?) яркое, греющее … 4. Пересказать рассказ. УТКА Утка на пруду ныряет, купается, свои пёрышки клювом перебирает. Пёрышко к пёрышку укладывает, чтобы ровно лежали. Пригладится, почистится, в воду, как в зеркальце, глянет – вот до чего хороша! И закрякает: 1. Ответить на вопросы: Где купается утка? 2. Пересказать. ЖУРАВЛИ Журавли живут возле болот, лесных озёр, на лугах, берегах речек. Гнёзда строят прямо на земле. Журавль кру́жит над гнездом, охраняет его. 1. Ответить на вопросы: Где живут журавли? 2. Пересказать. ПИНГВИНЫ 1. Ответить на вопросы: Где живут пингвины? 2. Объяснить значение словосочетаний: вечная зима, высиживает птенцов. 3. Пересказать. Коза (Е.Чарушин) 1. Ответить на вопросы: Куда идёт коза? 2. Пересказать. 3. Пересказать во множественном числе (Идут козы домой по улице, торопятся…) КОШКА (Е.Чарушин) Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике, сытая, довольная. Песенки поёт-мурлычет, а её котёночек маленький – ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет – сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится. 1. Ответить на вопросы: Как зовут кошку? 2. Пересказать. Пересказать от лица кошки (Я кошка Маруська. У меня…) Пересказать от лица котёнка (У меня есть мама-кошка, зовут её Маруська. Она…) БАБОЧКА Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летала жёлтая бабочка. 1. Ответить на вопросы: Какое было время года? 2. Пересказать рассказ. Пересказать от лица бабочки (Однажды я полетела на луг…) Пересказать от лица вороны (Летела я себе спокойно, вдруг вижу, над лугом порхает. Материал подготовила учитель-логопед Жайворонок Оксана Борисовна |