Версия сайта
для слабовидящих

Что нужно знать о дисфазии?

  сб., 20.10.2018

Моторная алалия (дисфазия) — системное недоразвитие экспрессивной речи центрального генеза. У ребенка имеются нарушения артикуляционного праксиса и организации речевых движений, поэтому речевое развитие задерживается. Наблюдаются поиски артикуляции, неумение выполнить определенные артикуляционные движения и их последовательности. Ребенок не может найти правильную последовательность звуков в слове, слов во фразе, не может переключиться с одного слова на другое. Это ведет к обилию в речи ошибок, перестановок, персевераций (многократное повторение одного и того же слога или слова). Вследствие этого у ребенка с моторной алалией при хорошем слухе и достаточном понимании речи, при отсутствии парезов артикуляционной мускулатуры самостоятельная речь долго не развивается, либо она остается на уровне отдельных звуков, слов.

Уже в раннем возрасте обращает на себя внимание отсутствие или ограничение лепета. Родители отмечают молчаливость, подчеркивают, что ребенок все понимает, но не желает говорить. Вместо речи развиваются мимика и жестикуляции, которыми дети пользуются избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях.

 

Дисфазия – это нарушение формирования речи вследствие поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем (доречевом) периоде развития ребенка. В отличие от афазии, при которой из-за различных причин (сосудистые заболевания головного мозга, черепно-мозговая травма) происходит распад имеющихся речевых стереотипов, суть дисфазии в изначальном нарушении формирования этих стереотипов (то есть неправильно формируются постановка губ, языка при произношении букв, слогов и слов, регуляция ритма дыхания и т.п

Симптомы дисфазии

  • Позднее появление речи: обычно нормально развивающийся ребенок произносит первые слова в 11-12 месяцев, активно подражая родителям и окружающим людям. У детей с дисфазией отмечают позднее появление лепета.
  • Бедный словарный запас: речь состоит из крайне ограниченного списка слов (50-100).
  • Трудности в поиске правильной последовательности звуков в слове, слов во фразе, в переключении с одного слова на другое: это ведет к появлению в речи ошибок, перестановок, персевераций (многократное повторение одного и того же слога или слова).
  • Молчаливость: создается впечатление, что ребенок все понимает, но не желает говорить. Вместо речи развиваются мимика и жестикуляции.
  • Множество искажений слов в речи (пуговица — « пузыка», « пузувиса», февраль — « фраль», « вираль», « фараль»).
  • Дети не умеют употреблять синонимы, антонимы, обобщающие слова.
  • Непонимание речи окружающих, родителей, безразличность к речи (в тяжелых случаях ребенок не воспринимает речь, относясь к ней как к шуму).
  • Неполное понимание речи: при этом ребенок может неправильно реагировать на слова, так как не до конца понимает все слова (например, не идет к родителям, когда они его зовут).
  • Эхолалии: многократное повторение только что услышанных слов, часто без понимания их смысла.

Формы

В зависимости от особенностей проявления дисфазии выделяют две ее формы:

  • моторную дисфазию - при этой форме в основном затруднено произношение и подбор слов при речи;
  • сенсорную дисфазию -  при этой форме страдает понимание услышанных слов. В самых тяжелых случаях ребенок не понимает человеческую речь, относясь к ней как к шуму.

Причины

  • Повреждающие факторы, воздействующие на плод через организм беременной женщины.
    • Ионизирующее излучение (например, при частом использовании рентгена у беременной).
    • Химические агенты (например, бытовые токсины, алкоголь, наркотики, попадающие в организм беременной).
    • Инфекционные заболевания у беременной:
      • цитомегаловирусная инфекция;
      • сифилис;
      • краснуха;
      • токсоплазмоз.
      • Недоедание у беременной (или грубое нарушение диеты, например, отказ от употребления мяса в контексте вегетерианства, но без должной компенсации необходимых веществ с помощью разнообразия продуктов).
      • Недостаток йода у беременной (необходим для правильного развития нервной системы).
  • Травмы головного мозга ребенка в процессе родов: асфиксия (удушье), родовая травма (например, сдавление головки ребенка акушерскими щипцами при родовспоможении, внутричерепное кровоизлияние).
  • Недостаток йода в пищевом рационе ребенка в раннем возрасте (новорожденность и до 2-3 лет).
  • Аутизм.Записаться к врачу логопеду

Диагностика

Анализ жалоб и анамнеза заболевания (опрос матери ребенка):

как протекала беременность этим ребенком (не было ли у беременной женщины простудных заболеваний, не принимала ли она лекарственные препараты, алкоголь);

как протекали роды (было ли наложение акушерских щипцов на головку ребенка, кислородное голодание);

полноценно ли питалась женщина во время беременности.

Неврологический осмотр ребенка: поиск возможных признаков неврологических нарушений (повышение мышечного тонуса, повышение рефлексов).

Осмотр ребенка логопедом: оценка речи, наличия перепутывания слогов, неправильного произношения букв и звуков.

КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) головы ребенка: позволяет послойно изучить строение головного мозга, выявить какие-либо структурные нарушения (недоразвитие головного мозга, последствия травмы).

Лечение дисфазии

  • Длительная и упорная работа с логопедом: с помощью специальных техник производят формирование и развитие речи, правильного произношения отдельных звуков, слогов и слов.
  • Препараты, улучшающие питание головного мозга (ноотропы).

Осложнения и последствия

  • Сохранение речевого дефекта на всю жизнь.
  • Нарушение социальной и трудовой (в будущем) адаптации.

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: