Версия сайта
для слабовидящих

Темп - наш дирижер

  вс., 21.10.2018

Составитель: учитель – логопед МАДОУ  ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени С.С. Бадрызлова

Вся наша жизнь подчинена движению, скорости, темпу. Последний заложен в столь важных психических процессах, как мышление, восприятие, внимание, память, воображение, речь. У каждого малыша они индивидуальны и неповторимы. Любое грубое вмешательство из вне способно вызвать сбой в тонких механизмах их взаимодействия. Последствия общеизвестны: болезни, неврозы, речевые расстройства, заикание...

Определяем типы

От слова "темп" произошло и слово "темперамент". Еще Гиппократ разделил людей на четыре типа: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Черты, свойственные какому-то типу, можно подметить уже в ребенке. Если малыш по большей части пребывает в прекрасном расположении духа, у него завидный аппетит и крепкий сон, если он любитель пообщаться, без сомнения, кроха — сангвиник! Ребенок-холерик быстр в движениях и поступках. Любые запреты и преграды вызывают лишь негодование и громкий рев.

Впрочем, огорчения быстро забываются и появляется счастливая улыбка. Карапуз-флегматик упитан, спокоен, рассудителен. Он не завизжит от восторга при виде чего-то необычного и не закатится в плаче, если не получит желаемого. Но будет искать оптимальное решение любой проблемы и в конце концов добьется своего. С малышом-меланхоликом проблем больше.

Ему необходима постоянная забота и внимание окружающих. Он боится засыпать один в темной комнате, боится потеряться в толпе, боится незнакомых людей и предметов. Очень эмоциональный по натуре ребенок будет рыдать над каждой сломанной игрушкой. Меланхолик с удовольствием поможет по хозяйству: уберется в квартире, польет цветы. Не забудьте похвалить и поощрить его за добрые начинания. Это помогает обрести уверенность в себе.

Речь вприпрыжку

У сангвиника и холерика формирование речи идет с хорошей скоростью, активно накапливается словарный запас. Темп речи у сангвиника нормальный. У малыша-холерика он несколько ускорен, а в моменты волнений резко возрастает, дыхание становится прерывистым. Если подобное возникает достаточно часто, речь перебивают запинки, повторения, проглатывания и перестановки слогов и слов. Погасите накал страстей и переведите разговор в спокойное русло.

Если этого не сделать, у ребенка может появиться нарушение темпа — тахилалия, по-другому полтерн. Явление достаточно часто встречается у детей 2-5 лет. При благоприятных условиях все такие "спотыкания" проходят сами собой. Если же в семье, где растет маленький холерик, нередки ссоры, а кроху часто наказывают и одергивают, в его нервной системе процессы возбуждения начинают преобладать, и полтерн приобретает стойкий характер.

Малыш бывает просто неуправляем! Его речь становится все более неряшливой, малопонятной. Такой ребенок к 5-6 годам начинает говорить "взахлеб", порой на вдохе, без остановок и пауз. Со стороны кажется, что звуки и слова гонятся друг за другом, а мысль вообще скачет где-то впереди. Трудно понять смысл детских высказываний. К тому же вид возбужденного ребенка, размахивающего руками, его гримасы эстетически неприятны. В этом случае приходится говорить о более тяжелом нарушении темпа речи — баттаризме. Здесь одними педагогическими уловками не обойтись.

Придется обратиться за помощью к психологу и логопеду, использовать медикаментозную терапию, массаж, лечебную физкультуру, контрастный душ. Без всего этого комплекса мер у ребенка могут возникнуть, помимо прочего, и проблемы с обучением. Тахилалия и баттаризм — еще не заикание! В их основе (что очень важно!) лежат запинки несудорожного характера. Но и то, и другое может быть предвестником грозного недуга. Достаточно незначительного толчка, импульса, и механизм заикания будет запущен.

Флегматики и меланхолики порой отстают в речевом развитии, им чаще других ставят диагноз «задержка речевого развития». Но родителям не стоит отчаиваться. Просто темп психических процессов у таких детей несколько замедлен. До 3-4 лет флегматик может молчать, а потом начнет говорить фразами. На вопрос взрослых, почему так долго молчал, он пожмет плечами и скажет; "А зачем? Я вас и молча понимал!"

Меланхолик молчит из-за своей боязни сказать что-то не так. Ему бывает трудно подобрать нужное слово, выразить свои чувства. Тогда ребенок вдруг прерывает речь паузой. Она может тянуться достаточно долго: внезапно малыш отворачивается и уходит, а порой разражается громким плачем. У меланхолика темп внутренней речи замедлен. Во внешней — также отмечается тягучесть и монотонность. Это обусловлено тем, что тормозные процессы доминируют над процессами возбуждения. Патологическое замедление темпа речи носит название "брадилалия".

Она имеет наследственный характер либо является синдромом соматического, психического или неврологического заболевания, например органического поражения центральной нервной системы после травмы, миненгоэнцефалита, вирусных инфекций и т.д. Некоторых родителей раздражает медлительность малыша, начинаются подтрунивания, ребенка заставляют говорить быстрее.

Одним словом, взрослые ломают речевой стереотип крохи. К добру это не приведет. Сначала у малыша появляется напряжение, когда надо произнести первый звук в слове. Его кроха будет как бы проталкивать. Потом начнутся повторения начального звука (слога, слова), появится прерывистый темп речи. Пока все "спотыкания" носят несудорожный характер. Но это до поры до времени. Малыш-меланхолик легко пугается, переживает любую неудачу.

Огорчения способны вызвать у него душевные страдания и заикание. Нельзя безоговорочно утверждать, что только холерики и меланхолики могут стать жертвами логоневроза (заикания). Просто среди них этот недуг встречается чаще. По большому счету важна не принадлежность ребенка к тому или иному типу темперамента, а поведение взрослых. При всей любви к малышу мы бываем так беспечны в словах и поступках, что способны в одночасье разрушить хрупкое равновесие детского мира. А потом принимаемся казнить себя и посыпать голову пеплом. Наверное, на каждом ребенке скоро придется вывешивать табличку: "Осторожно—стекло!"

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: