Версия для слабовидящих

Педагогам

Формирование информационной грамотности личности

Шмелёва Наталия Георгиевна, кандидат наук, доцент, доцент
Рожкова Любовь Сергеевна, студент
Стерлитамакский филиал, Башкирский государственный университет

Способность человека получать информацию из окружающего нас мира – одно из важнейших условий существования человечества. Современного выпускника общеобразовательной школы необходимо вооружить умениями и навыками информационной грамотности.

Движение современного общества от индустриального к информационному связано с лавинообразным увеличением количества информации во всех сферах деятельности человеческого сообщества, что в свою очередь приводит к изменениям в технологиях её хранения и переработки, увеличению парка компьютеров и нарастанию требований к подготовке подрастающего поколения.

В связи с этим перед системой образования ставятся цели и задачи, решение которых способно осуществить подготовку человека к жизни и деятельности в условиях становления информационного мира. Человек будущего должен иметь совершенно иное мировоззрение: ему необходимо обладать системой знаний о той среде в которой ему предстоит жить и действовать, он должен понимать какую роль в истории и жизни людей играют информационные процессы, он должен быть информационно грамотным.

Информационная грамотность — это намного более ёмкое понятие, чем традиционные навыки чтения и письма, это симбиоз цифровой, компьютерной, технологической, коммуникационной, и, наконец, медийной грамотности.

Содержание информационной грамотности личности: объём знаний об особенностях и тенденциях развития общества, знания об информации и наличие индивидуальных потребностей в информации, умение находить и неоднократно использовать полученную информацию, свободное управление информационными потоками, развитое креативное, алгоритмическое мышление, и в связи с изменяющимися подходами к обработке суммы человеческих знаний свободное владение компьютером и новейшими технологиями обработки информации.

Информационно-грамотные люди обладают набором компетенций, позволяющих им получать, понимать, оценивать, адаптировать под свои потребности, генерировать, хранить и представлять информацию необходимую для анализа проблемы и принятия решения. Им присущи: развитое критическое мышление, способности использования информации для выражения себя, стремление к самообразованию, способность показать профессионализм в разных сферах деятельности, умение руководствоваться в информационной деятельности этическими стандартами и нормами права интеллектуальной собственности.

Информационно-грамотный человек понимает, когда информация становится избыточной, т.к. немыслимо собрать всю информацию о том или ином объекте исследования. Грамотный человек понимает, что собранной информации вполне достаточно для принятия решений и способен остановиться от дальнейшего её накопления.

Способность человека получать информацию из окружающего нас мира — одно из важнейших условий существования человечества. Через органы чувств человека осуществляется связь человеческого организма с внешней средой по информационным каналам, который может иметь как естественную природу, так и быть искусственно созданным.

Изучение информационной грамотности в начальной школе связано с формированием прочных знаний и умений накопления, оценки, структурирования и предоставления информации с применением информационных технологий.

Задачи формирования информационной грамотности в начальной школе следующие:

  • изучение приёмов информационно-поисковой деятельности;
  • работа в библиотечно-поисковых системах;
  • формирование умений и навыков представления информации и её критической оценки.

Содержание обучения предполагает развитие компонента — когнитивного опыта обучающихся, формирует опыт практической деятельности и коллективного взаимодействия в процессе повышения информационной грамотности.

В образовательном учреждении необходимо создавать единую информационно-образовательную среду учреждения, развивать информационную грамотность всех участников образовательного процесса. Недостаточный уровень информационной грамотности учителей снижает продуктивность образовательных усилий, а низкий уровень грамотности обучающихся препятствует их адаптации в социальной среде, затрудняет профессиональную ориентацию и становление их как полноправных членов общества.

Итак, важной задачей образовательных организаций становится подготовка будущих исследователей, к тому, чтобы обучающиеся научились получать информацию из окружающего мира, анализировать ее, выявлять важные существенные закономерности с помощью и на этом фундаменте создавать новые знания.

Умения и навыки поиска и обработки информации не являются показателями информационной грамотности. Существует тесная связь между информационной грамотностью школьника и развитием его интеллектуальных способностей.

Организация обучения информационной грамотности в школе содержит следующие наиболее важные и сложные аспекты:

  • понимание ценности информационной подготовки со стороны всех участников образовательного процесса, создание высокого уровня мотивации к обучению;
  • методически грамотное взаимодействие учителей и библиотекарей в ходе организации обучения;
  • внедрение курсов по информационной грамотности в учебные планы учреждения;
  • определение необходимого и достаточного минимума информационных знаний, умений и навыков в составе курсов;
  • мониторинг эффективности обучения с целью обеспечения оценки качества обучения, разработка средств контроля;
  • финансирование курсов организацией.

Организации необходимо вкладывать средства в среду обучения, в том числе в обеспечение компьютерной техникой, в подготовку преподавателей и учебных материалов для библиотекарей — комплектов методических материалов, видеолекций и электронного контента, осуществлять регулярное обновление учебных материалов.

Цель образования — подготовка обучающихся к жизни в формирующейся информационной среде, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях внедрения новых наукоемких технологий, умеющих самостоятельно принимать и реализовывать свои решения, эффективно противодействовать угрозам и негативным воздействиям формирующейся среды.

Ученики должны освоить работу с различными источниками информации. Их необходимо ознакомить с принципами работы в этих источниках и оптимальными приемами поиска информации.

Школьники должны освоить сменные носители информации, понимать возможность опасности со стороны вредоносных программ. Они должны овладеть основными правилами «компьютерной гигиены»: проверять все поступающие файлы на вирусы, проводить регулярное обновление антивирусных баз.

Образовательные задачи:

  • формирование знаний об информации и информационных процессах, об информационных технологиях, о тех изменениях, которые происходят в содержании и характере деятельности человека;
  • формирование способности к выбору лучшего варианта решения;
  • развитие способностей к обучению и самообучению;
  • закрепление норм правильного социального поведения;
  • изучение возможностей информационных технологий в любой сфере жизнедеятельности;
  • повышение уровня компьютерной грамотности.

Современного выпускника общеобразовательной школы необходимо вооружить умениями и навыками информационной грамотности, способностями креативного подхода к работе с информационными ресурсами, навыками критического и эмпирического мышления.

Проблемы готовности человечества к комфортной жизни в современном обществе определили важность приобретения ими информационной грамотности, и воспитания информационной культуры, как неотъемлемой общекультурной составляющей личности школьника. Для решения проблемы организации обучения информационной грамотности как сложной, многоаспектной и финансовоёмкой проблемы требуется объединение усилий государства и общества, библиотек и образовательных учреждений, всех участников образовательного процесса.

Список литературы

  1. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Школьная б-ка, 2003. – 296 с.
  2. Информационная грамотность: международные перспективы / под ред. Х. Лау. Перевод с английского – М.:, МЦБС, 2010. – 240 с.
  3. Программа ЮНЕСКО Информация для всех // www.unesco.org www.ifap.ru

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: 8 (3452) 30-61-95
Эл. почта: madoy.dc.detctvo@yandex.ru
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: