Версия сайта
для слабовидящих

Нижегородская глухая резьба по дереву

  вт., 16.08.2022

Большой и важной частью отечественной культуры является декоративно-прикладное искусство. Оно является хранилищем информации об истории народной культуры, быте людей разных времен, традициях, передаваемых из поколения в поколение. Воздействие на картину миру ребенка тем больше, чем больше возможность увидеть, потрогать, услышать, т.е. задействовать различные органы чувств. На этом фоне происходит воспитание нравственных и эстетических чувств, развитие воображения, художественного вкуса, обогащение словарного запаса яркими, запоминающимися словами. Всему вышеперечисленному с успехом может служить глухая нижегородская резьба. 

Нижегородский край знаменит своими талантами и беспрекословным соблюдением традиций. Именно здесь сосредоточена примерно треть всех народных художественных промыслов России. Так исторически сложилось, что русские мастера уделяли особое внимание резьбе по дереву. 

Второе название нижегородской резьбы по дереву – «глухая», «корабельная» или «барочная». Ее корни уходят в середину XVIII-начало XIX века, когда с помощью такой рези украшали волжские суда. Глухим этот вид резьбы окрестили потому, что он не предполагал никаких сквозных отверстий.

Другие отличительные черты – крупность, сочность, необходимость рассматривания с большого расстояния, выразительность и символизм. Самые распространенные орнаменты включали символы цветущей природы – звери, птицы и цветы, символизирующие щедрость и плодородность земли. Львы, русалки и сказочные чудовища служили в качестве оберегов, защищающих людей от злых духов. А роль вестника счастья, радости и благополучия выполняла птица Сирин. То бишь, эти узоры были не просто украшением – они несли мощный магический характер. Резьбой украшали наличники, ставни, подзоры, ворота. При этом народные умельцы использовали различные мотивы родной природы и образы мифических, сказочных существ: русалок, сиринов с женским лицом и роскошным хвостом павлина, львов с ветвью в лапах, чудесных птиц. 

Сама традиция вырезать в качестве декора дома травяной орнамент и «чудо-существ» сохранилась ещё с языческих времён, когда люди придавали каждому изображению смысл и вкладывая в них значение оберегов.

Одним из самых узнаваемых и любимых элементов домовой резьбы на Нижегородчине является «Фараонка». По местной легенде, «фараоны» (египтяне), преследовавшие евреев при переходе через Красное море, утонули, но не умерли, а превратились в морских чудовищ. Поэтому «фараонкам» нередко придавали мужские черты лица, хотя и изображают их с женской грудью. Иногда им даже добавляли курительные трубки. 

Несмотря на ярко выраженную индивидуальность тех, или иных образцов резьбы, имен мастеров сохранилось очень немного. Михайла Малышев, С.Удалов, А.С. Нестеров известны лишь благодаря тому, что среди завитков орнамента остались их подписи и даты выполнения работы.

Нижегородский уезд был районом наибольшей концентрации умельцев резьбы по дереву – в итоге с кораблей этот декор перекочевал на избы. Дело в том, что зимой судостроители воздвигали суда, а весной приходилось искать подработку. Так и возникла мода на резной убор домов, гармонирующий с архитектурно-ландшафтным решением и придающий им праздничный вид. Особое внимание уделялось оформлению наличников, т.е. оконных проемов здания, ведь именно они являются лицом дома и его визитной карточкой. Двустворчатые, распашные ставни, и боковые части наличника украшались скромно. Особый интерес представляет фигурное изображение на доске «очелья» ( верхняя часть наличника). Выполнение «глухой» резьбы было доступно далеко не всякому, а лишь мастерам высокой квалификации, знающим свойства дерева, умеющим работать целым набором полукруглых долот – главными в этом виде резьбы инструментами. Работали артелью, главный в которой был обычно и её художественным руководителем. У него имелись рисунки резьбы, так называемые «припороки». По контурам рисунка были нанесены иглой отверстия. Поэтому, когда рисунок накладывали на гладко обструганную сосновую доску, обычно толщиной 4 – 6см., и мастер припорашивал его холщовым мешочком с истолчённым углем – «паузой», на доске отчётливо проступал весь контур фантастической ветви или чудо – зверя. Рисунок обводили плотницким карандашом, затем по торцу доски отмечали допустимую глубину рельефа, и резчик начинал работать несколькими закруглёнными долотами, выбирая фон и создавая рельеф. Но мастер не оставлял острыми, прямо вырубленными края узора. Он «заваливал» узор, делал его более мягким, пластичным, способным создавать мягкую игру света и тени. Но и на этой стадии работа не прекращалась, ибо мастер считал необходимым «выгладить» шероховатую поверхность рельефа, нанести мягкие детали – жилки на листья, сделать более рельефными лепестки цветов, разузорить их серединки, подчеркнуть игру чешуек на хвостах русалок – берегинь. На этом кончалась резная работа: доска 2 – 3 раза покрывалась олифой (в целях консервирования) и иногда раскрашивалась. Технику нижегородской «глухой» домовой резьбы удалось установить исследователю народного искусства М.П.Званцеву, со слов бывшего резчика Василия Михайловича Попова из села Владимирского Борского района в 1929году. 

Над «глухой» нижегородской резьбой работали мастера – виртуозы, каждый из которых в совершенстве знал дело, был подлинным художником, вносившим в традиционный узор резьбы свои детали. Гордые своим мастерством, эти народные художники оставили нам свои имена Михаил Малышев д. Малые Вишенки, Фёдор Конкин, Александр Родионов, А. Молодцов 1889г. д. Бешенцево, С.Д. Удалов 1872г. Кстовский р - н. Как мы видим, народная резьба далеко не безымянна, лучших мастеров знали при жизни, помнят и сейчас. Ведь рассказывали о мастерах резьбы, помогали расшифровывать их инициалы именно жители тех сёл, где ставили они свои замечательные дома.

Глухая резьба просуществовала до начала XX в., так как уже в конце XIX в. появляется "пропильная" техника, более легкая в исполнении. Но еще можно встретить в Нижегородской области старые дома с глухой резьбой, а отдельные ее образцы, собраны и хранятся в музеях. Современное направление художественной резьбы по дереву развивается на фабрике "Семеновская роспись" в г. Семенове. Здесь возрожден старинный промысел резьбы на деревянной посуде и бытовых предметах. Семеновские резные ковши и ложки, точеные бочата, чаши и вазы и поставки - цилиндрические сосуды с крышкой, а также шкатулки и декоративные панно украшены плоско-рельефной резьбой геометрического и растительного характера. 

Нижегородская область - древняя земля, давшая нашему народу удивительных мастеров деревянной игрушки, которая по праву является ярким и оригинальным явлением в российском народном искусстве.

Во все времена мастеров нижегородской резьбы по дереву очень ценили, ведь они были настоящими художниками, освежающими традиционный узор своими деталями. Память о них сохранилась благодаря местным жителям, помогающим расшифровывать инициалы на собственных домах. На сегодняшний день в Нижегородской области существуют как целые тематические заводы, так и резчики-одиночки, почитающие как классический декор, так и свободный современный стиль. Все они в своих работах сохраняют красивую текстуру и естественный цвет дерева, а также существенно обогащают форму предмета.

В настоящее время резчиков-специалистов нижегородской резьбы не так много. Увлечённые люди, овладевшие старинным ремеслом, внимательно изучают сохранившиеся образцы наличников и декоров ворот и помогают в их восстановлении. Много образцов сохранилось в Городце, городке в Нижегородской области.

Ценные экземпляры есть в хранилищах музеев. Там резные доски хранят с соблюдением температурного и светового режима. 

Такая резьба теперь считается памятником культуры. В 1920-е —30-е годы в Приволжских землях велось переустройство и при этом безжалостно уничтожались целые поселения, а вместе с ними и образцы народного искусства. Но, благодаря научным работникам ряда музеев, образцы резьбы удалось сохранить. Например, Государственный исторический музей хранит в своих фондах экспонаты, привезённые из экспедиций в Нижегородскую область. Именно благодаря им, мы сейчас имеем возможность знакомить современных детей с историей возникновения и развития декоративно-прикладного искусства нашей страны.

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: