Версия сайта
для слабовидящих

Волшебные камушки

  ср., 07.12.2022

   Камешки Марблс, являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Несмотря на внешнюю простоту и доступность, Марблс способствуют решению целого ряда задач: развивают сенсорику, обследовательские действия; способствуют закреплению понятий: величины, формы, цвета, количества; развивают умения: сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, анализировать; развивают навыки порядкового и количественного счета; развивают: чувство ритма, цвета, композиции; способствуют развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги; развивают мелкую моторику рук, точность и продуктивность движений; способствуют развитию воображения и творчества. 

    Все эти задачи возможно решить и иным способом, но Марблс помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребёнка. Главное для нас – камешки Марблс способствуют развитию правильной речи

Основные задачи:

  • Развивать координацию движений пальцев и кистей рук;
  • Развивать мышление, внимание, память;
  • Развивать ориентировку на плоскости;
  • Работа над запоминанием цвета, цветотерапия;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Формирование фонематических представлений;
  • Развитие творческих возможностей ребёнка.

Камешки «Марблс» являются полифункциональным пособием, которое находит применение во всех образовательных областях.

Это вариативный материал. Игры и игровые приемы с данным материалом используются в зависимости от поставленных целей и задач. Все упражнения могут варьироваться от возраста детей, их развития, заинтересованности в игре. Игры способствуют развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.

Требования к организации проведения упражнений с камешками:

  • Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать пальцы обеих рук;
  •  
  • Подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей;
  • Наличие познавательной направленности упражнений;
  • Безопасность: выполнение упражнений с камешками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого.

Перечень игр с применением камешек Марблс

1. Изучение лексических тем;

2. Звукобуквенный анализ слов;

3. Составление предложений;

4. Формирование элементарных математических представлений;

6. Развитие пространственных представлений и предложно-падежных конструкций;

7. Развитие грамматического строя речи (словоизменение и словообразование, согласование);

8. Развитие фонематического представления (позволяет закрепить правильное произношение оппозиционных звуков);

9. Самомассаж камешками «Марблс»;

10. Логические игры с «Марблс» 

Игра Знакомство с камешками, "Выложи по образцу"

Цель: познакомить с камушками, провести спонтанную игру.

Инструкция: Посмотри, какие у меня есть удивительные камушки. Давай вместе потрогаем их, рассмотрим. Их можно трогать по одному, а можно набрать целую горсть, сжать в кулачке. Камушки можно рассыпать по столу и гладить всей ладонью. Выбери камушки, которые тебе нравятся. А теперь те, которые совсем не нравятся. Тебе приятно трогать камушки или нет? Что нравится делать? Что хочется сделать?

Игра «Выложи по контуру»

Цель: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.

Материалы: стеклянные камешки, шаблоны с картинками.

Инструкция: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.

Усложнение: Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.

Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

1. Изучение лексических тем

Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.

Вариант 1. «Собери по образцу».

Инструкция: Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.

Вариант 2. «Выложи камушки по контуру».

Материал: Картинки с изображением контура предметов, фруктов, животных и т.д.

Инструкция:«Выложи» (машину, яблоко, апельсин и т. д.)

Вариант 3. «Какой? Какая? Какие?», «Что делает?»

Цель: обогащение словаря прилагательными, глаголами.

Инструкция: Ребенок придумывает слово – описание (прилагательное), слово – действие (глагол), опираясь на предложенную картинку. На каждое правильное слово выкладывается камешек на картинку (морковь: сладкая, оранжевая, твердая и т.д.) 

4. Формирование элементарных математических представлений

Цель: формировать у детей элементарные представления о счете, размере, величине.

Варианты игр:

Выкладывать последовательности: например, разложить камни по размеру от маленького к большому; или предложить составить более сложные ряды: выложить два одинаковых по цвету маленьких камешка и один большой камешек. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и продолжит ряд.

Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно выкладывать геометрические фигуры, предметы и ряды от большого к меньшему и наоборот. Из камешков дети выкладывают дорожки разной длины, а из плоских камешков - башенки разной высоты.

  • Назвать цифры в прямом и обратном порядке, назвать предыдущее и последующее число;
  • Посчитать камешки, используя порядковый и количественный счет;
  • Составление, выкладывание и решение математических «примеров»;
  • Сортировка по заданному признаку;
  • Соотнесение камешков и групп предметов, цифр;
  • «Слепое» выкладывание и поиск предметов среди камешков Марблс;
  • Спонтанное выкладывание (высыпание) камешков с дальнейшим осознанием образов;
  • Диктовка цветом и размером;
  • Ориентировка на листе бумаги по условиям. 

5. Развитие сенсорных представлений

Цель: развивать умения различать цвета, формы, находить цвет по образцу и по словесному обозначению. Усваивать названия цвета. Развивать мелкую моторику рук.

Б) «Разбери по форме»

Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые, квадратные

В) «Межполушарное взаимодействие»

Выкладываем камушки двумя руками, с противоположных сторон 

 

Обозначаем движения рук, отрабатываем двумя руками одновременно. 

6. Развитие пространственных представлений и предложно-падежных конструкций

Игра «Змейка»

Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развивать умения различать длинную и короткую змейку, развивать мелкую моторику рук.

Материалы: стеклянные камешки «Марблс».

Инструкция: Педагог предлагает выложить длинную змейку и короткую, так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.

Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).

Игра «Графический диктант»

Цель: учить ориентироваться на плоскости. Развивать мелкую моторику рук.

Материалы: плоскость (лист бумаги) разлинованная на квадраты (3*3; 4*4), камешки "Марблс".

Инструкция:Педагог дает устные задания типа:

Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом. Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.

7. Развитие грамматического строя речи (словоизменение и словообразование, согласование)

Игра «Найди и назови»

Цель: формирование грамматического строя речи, на развитие фонематических процессов, овладение навыками звукового анализа.

Инструкция: У ребенка есть карточка с предметами разного цвета, по темам. Можно, например, 5 огурцов, 3 перца желтых, 4 морковки, 2 помидора, 1-? Ребенок выкладывает Марблс по количеству предметов и заданному цвету, проговаривает.

8. Развитие фонематического представления (позволяет закрепить правильное произношение оппозиционных звуков) 

Таким образом, волшебные камушки открывают неограниченные возможности использования. 

Репортаж подготовила учитель-логопед Осколкова Л.А.


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: