Версия сайта
для слабовидящих

Фольклор в работе с ТНР

  пт., 13.01.2023

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Устное и песенное народное творчество - это история народа и его духовное наследие. И детям, и взрослым хорошо известны считалки, скороговорки и прочие формы устного народного творчества, которые незаменимы в коррекционной работе с детьми с ТНР. Коррекционно-образовательная среда требует от педагога творческого поиска, сочетания различных технологий, умения работать с детьми и их родителями, взаимодействия со специалистами, обеспечивающими коррекционный процесс. Поэтому важно в коррекционной работе активно использовать возможности устного и песенного народного творчества, которое стимулирует формирование воображения и речи детей. 

Велика ценность фольклора в формировании у детей фонематического слуха, слухового внимания и правильного произношения. Также фольклор незаменимый помощник в развитии связной речи. Например, в сказках, небылицах, играх мы развиваем у ребёнка монологическую и диалогическую речь. 

Коррекционная работа с детьми с ТНР предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, связной речи, лексико-грамматического строя, мелкой моторики рук. 

 

Дети с нарушениями речи очень часто не справляются с пропеванием мелодии, плохо запоминают текст песен, недостаточно связывают движения с музыкой, затрудняются в передаче ритмического рисунка, использование фольклора является эффективным средством для формирования правильной речи у детей с ТНР. 

Это способствует:

  • развитию голоса: тембра, силы, диапазона;
  • развитию дыхания: глубины вдоха, продолжительности речевого выдоха;
  • формированию гибкости, пластичности;
  • развитию координации движений, моторики, мимики лица;
  • развитию артикуляционного аппарата.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем правильнее, богаче у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем лучше он познаёт окружающую действительность, полноценнее и содержательнее у него складываются отношения со сверстниками, активнее осуществляется психическое развитие.

В современном дошкольном образовании развитие речи рассматривается как основа воспитания и обучения детей. И поэтому овладение родным языком является очень важным приобретением ребенка в этом возрасте.  

В основе развития речи лежит звукопроизношение. И его правильное формирование - очень сложный процесс: ребёнок учится управлять своим артикуляционным аппаратом, воспринимать речь, обращённую к нему, осуществлять контроль над речью окружающей и собственной. Существует много средств для формирования правильной речи (игры, упражнения, художественные и музыкальные произведения и т. д.) Поэтому педагоги и родители должны помочь детям овладеть родным языком. Этому способствует активное использование фольклора. 

Репортаж подготовила учитель-логопед Осколкова Л.А.

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: