Версия сайта
для слабовидящих

Авторские музыкальные стихи для детей «Цветы, музыка и дети составляют лучшие украшения в жизни» П.И. Чайковский

  пт., 24.03.2023

Авторские музыкальные

стихи для детей  

«Цветы, музыка и дети составляют лучшие украшения в жизни»

П.И. Чайковский

 

Автор - составитель:  Суздалева  А.В.,

музыкальный руководитель

(высшая квалификационная категория)

 

  

г. Тюмень

2023

 

 

 

         Методическое пособие для музыкальных руководителей  / Авт. – сост. А.В. Суздалева. – Тюмень: «МАДОУ ЦРР - детский сад № 50

«Счастливое детство». -  2023.

        

        Методическое пособие: «Авторские музыкальные стихи для детей»  содержат пояснительную записку,  наглядно- дидактические материалы для детей от 3-х  до 7- х лет,  стихотворные  рифмы  с  изображением музыкальных инструментов.             Наглядно-дидактический материал поможет  родителям, педагогам и музыкальным руководителям   подготовиться и организовать интересные групповые и индивидуальные  занятия, сопровождая наглядностью весь воспитательно-образовательный процесс  для художественно – эстетического развития детей данного возраста. 

«В музыке нет суеты -

это лекарство для    взрослой

и детской души».

Е. И. Белоусова

      Жизнь человека, связанного с музыкой и детьми, безусловно, наполнена яркими эмоциями и светлыми мыслями.  А заряжают и дарят эти чудесные мгновения, конечно, дети! Каждый человек задумывается о своем будущем, вспоминает свое прошлое и живет настоящим!

Возвращаясь в свое детство, вспоминаю, как увлекало меня искусство, звуки в самом простом движении, танец в глубоком его проявлении. Первые впечатления от искусства живут долго, порой всю жизнь!

На выбор моей будущей профессии и жизненного кредо повлияло творчество польского композитора Фредерика Шопена! Впервые услышав его лирические миниатюры, мой внутренний мир наполнился новыми ощущениями. С того самого момента моя жизнь - это музыка!

Она заставляет любить и нравиться, волноваться и переживать, испытывать прекрасные моменты и эмоции. Она увлекает за собой каждой нотой и аккордом, с каждым крещендо или диминуэндо в невероятный красочный мир. Эти звуки, исходящие с различной периодичностью и в определенной тональности, погружают человека в изумительный мир, еще одно измерение, где всё совершенно и гармонично. Выбирая свой путь в будущее, мне хотелось, чтобы мое хобби и профессия были едины! Для этого я прошла обучение в музыкальной   школе по специальности «Сольное пение», затем поступила и закончила с отличием   музыкальный колледж им. Д.Д.Шостаковича по специальности «Хоровое дирижирование». Став взрослым и самостоятельным человеком, я захотела передать свою любовь, знания, увлечения музыкой детям, которые рядом со мной.

 Сердце мое переполнено радостью  от того, что жизнь   связана   с детьми,  музыкой и творчеством.  Посвящая себя воспитанию и обучению детей, я не перестаю совершенствоваться.  Считаю, что профессия является уникальной и многогранной!  Каждый день я могу узнавать и творить что-то новое. Пробовать себя в роли педагога, художественного руководителя, режиссера, дизайнера, наставника. Помогать раскрывать детям творческий потенциал, прививать нравственно-духовные ценности. Главная цель моей работы -  пробудить и сохранить у детей живой интерес к миру, к Родине, человеку и музыке, научить уважать и ценить традиции, искусство, которые передаются из поколения в поколение.

Ученые утверждают, что детские впечатления сопровождают человека всю жизнь. Если дети будут знать и любить культуру своего народа, землю, на которой они живут, то Россия будет жить, развиваться и процветать! Все это я прививаю детям с помощью таких методов, как игра, беседа, квест, прослушивание музыкальных произведений, вокализация. С детьми мы учимся многому, например, как слушать музыку, интонировать, танцевать и образно передавать элементы лицедейства.  Есть музыка, которую можно слушать фоном. Этой цели служат уникальные вокально-интонационные упражнения Владимира Кирюшина. Они направлены на активизацию речевого развития детей: ребёнок сначала поет нотами, а потом звучит только фонограмма, затем ученик самостоятельно поет сольфеджио. Занятия по данному направлению способствуют развитию речи, дыхания, вокальных и темпо-ритмических навыков.

Стараясь идти в ногу со временем в совместном с детьми творческом процессе, в музыкальной деятельности я основываюсь на сопереживании и сотворчестве. Именно на этом строится  образовательная парадигма в триединстве: дети, музыка, педагог.

Музыкальный руководитель – это призвание, огромная ответственность перед детьми, которые выходят в большую интересную жизнь. И прав тот мудрец, который сказал, что нельзя привить любовь к тому, чего не любишь сам.

О музыке

Музыка - один из видов искусства, язык звуков и интонаций. Издавна люди хотят жить интересно, красочно. Музыка служит взаимопониманию людей, помогает обрести смысл жизни.  В нашей жизни музыка занимает важное место. Она способна выражать глубокие мысли и чувства. Народная песня или сочиненная композитором симфония, романс или музыка современного танца – все это гармония музыкальной жизни. Музыкальное искусство обогащает наш внутренний мир. Музыка раскрывает перед людьми картину мира и души!

О книге

Дорогой читатель! В книге ты найдешь стихи, словарь музыкальных терминов, словарь эмоционально-образного содержания музыки, иллюстрации. Они направлены на формирование добра, чувства любви и могут использоваться на детских праздниках, в ходе тематических бесед, групповых и индивидуальных занятиях.

Фридерик Шопен 1 марта 1810г

 

«Композитор»

Ах, важный инструмент рояль

И черный, белый цвет, педаль!

Как разобраться, как суметь,

Мне звуки яркие пропеть ?

Возьму я в руки карандаш

Найду тетрадку, вот пейзаж!

Я ноты в ряд расположил

И музыку свою сложил.

«Гармошка»

Распахни меха гармошка,

Ну, сыграй же нам Антошка!

Звуки громкие звучат -

Веселят уж всех ребят.

Ты, Антошка, не шути -

В пляс со мной дружней иди.

Расскажи, когда успел

Ты гармошкой овладел?

 

 

«Гитара»

Слышу там вдали гитара

Громко музыку играла.

И сидела там Тамара

Песню звонко запевала.

Изливался голосок,

Словно тонкий лепесток.


«Маракас»

Он похож на погремушку,

Только это не игрушка.

Шур-шуршит, он как листок,

Издавая голосок.

«Ложки»

Ложки расписные,

 звонкие какие.

Отбивая ритм простой

Постучу вслед за тобой.

 

«Скрипка»

Игриво льются звуки скрипки

Даря всем трепетный настрой,

А мы в ней плещемся, как рыбки,

И наслаждаемся игрой!

 

«Дудочка»

Веселая, певучая

соловушка в саду.

Послушать звуки дудочки

Я утром в сад  приду!

 


«Голос»

Голос - это самый лучший

музыкальный инструмент,

самый сложный, самый звонкий,

ярче самых ярких лент!

 

 

«Скрипка и смычок»

Здравствуй, миленькая скрипка!

Ты как золотая рыбка,

Струн касается смычок-

Поиграй еще разок!

 

 

«Бубен»

В цирке обезьяна пляшет

И игриво бубном машет,

Лапой по нему стучит.

Бубен радостно звенит.

 

«Балалайка»

Балалайка, балалайка -

Я в тебя влюбленная!

Ах, какая же родная,

Русская, народная!

 

 

«Фортепиано»

Форте-громко,

Пиано-тихо,

Кто наигрывает мне?

Без смущенья и изъяна.

Ну, конечно, фортепиано!

 

Словарь музыкальных терминов

Динамика – в переводе с греческого - Сила. Музыка богата динамическими оттенками: очень тихо, тихо, умеренно громко, очень громко.

Форте-громко, пиано-тихо.

Звук – это вибрация. Звуки делятся на две группы: шумовые и музыкальные. Из музыкальных звуков складывается мелодия, они называются мелодичными, поющими звуками.

Звуковысотность – каждый музыкальный звук обладает высотой. Высокий звук – тоненький, нежный; низкий звук – толстый, грубый, громовой. Звуковысотность присуща только высотным звукам.

Ритм – в переводе с греческого - Мерность. Музыкальный ритм – это закономерное чередование  разных музыкальных длительностей. Длинные, короткие, средние по длительности звуки, упорядоченно чередуясь, образуют ритмический рисунок.

Тембр – окраска звука. Инструментальный тембр зависит от того, из какого материала сделан инструмент, от способа извлечения звука        

(смычком или щипком). Тембр голоса зависит от строения гортани и голосовых связок.

Темп – скорость чередования звуков. Темп может быть медленным, подвижным, быстрым, тяжелым, сдержанным, очень быстрым, средним.

Характер – основные наиболее устойчивые свойства, качества. В музыке выделяем 3 характера – бодрый, спокойный, веселый.

Настроение – временное состояние. В музыке определенный характер может иметь различное настроение: спокойная музыка может быть задумчивой, нежной, тревожной, грустной, печальной и т.д.

Жанр – понятие, определяющее содержание, характер, направленность музыкального произведения, например жанр оперной, симфонической, вокальной, камерной музыки. Жанровой обычно называют музыку, близко связанную с бытом. Так, по системе Д.Б.Кабалевского, мы выделяем 3 жанра музыки – марш, танец, песня.

                                                  

СЛОВАРЬ   ЭМОЦИОНАЛЬНО – ОБРАЗНОГО   СОДЕРЖАНИЯ   МУЗЫКИ

 

Веселая

 

Радостная

Игривая

Задорная

Звонкая

Озорная

Шутливая

Бойкая

Забавная

Резвая

Прыгучая

Скачущая

Солнечная

Сверкающая

Ослепительная

Плясовая

Улыбающаяся

Живая

Яркая

Лучезарная 

 

Спокойная

 

Добрая

Неторопливая

Убаюкивающая

Колыбельная

Мягкая

Плавная

Напевная

Протяжная

Хороводная

Мирная

Безмятежная

Добродушная

Наивная

Светлая

Прозрачная

Беззаботная

Покорная

Невозмутимая

Неприхотливая

 

Взволнованная

 

Встревоженная

Стремительная

Вьюжная

Ненастная

Тревожная

Беспокойная

Торопливая

Щемящая

Трепещущая

Отчаявшаяся

Раскаявшаяся

Надломленная

 

 Торжественная

 

Праздничная

Бодрая

Важная

Маршевая

Четкая

Отчетливая

Гордая

Могучая

Победная

Величественная

Призывная

Ликующая

Восторженная

Пышная

Шумная

Жизнеутверждающая

Оптимистичная

Грациозная

Эффектная

 

Таинственная

 

Сказочная

Волшебная

Колючая

Пугливая

Осторожная

Загадочная

Настороженная

Острая

Подкрадывающаяся

 

Поэтичная

 

Возвышенная

Мечтательная

Одухотворенная

Сердечная

Задушевная

Трепетная

Душевная

Напевная

Проникновенная

Чуткая

Лиричная

Завороженная

 

Грустная

 

Печальная

Жалобная

Тоскливая

Скорбная

Хмурая

Плачущая

Просящая  

 

Серьезная

 

Сдержанная

Трогательная

Динамичная

 

Мужественная

 

Бесстрашная

Боевая

Смелая

Отважная

Решительная

Богатырская

Грозная

Суровая

 

Тяжелая

 

Грузная

Громоздкая

Мощная

Неуклюжая

Угловатая

Густая

Насыщенная  

 

Нежная

 

Ласковая

Задумчивая

Мечтательная

Легкая

Светлая

Приветливая

Доверчивая

Беззлобная

 

Страшная

 

Зловещая

Грубая

Сердитая

Недовольная

Темная

Трагичная

Тягучая

Грозная

Злая

 

 

Уважаемый читатель!

  1. Что в природе напоминает вам звучание бубна?
  2. Нарисуйте портрет бубна в виде солнышка с лучиками.
  3. Попробуйте себя в импровизации – возьмите деревянные ложки, маракасы и отыграйте ритмический рисунок под музыкальное сопровождение.
  4. Придумайте сказку о композиторе.
  5. Нарисуйте инструмент, который вам нравится.
  6. Устройте выставку рисунков.

 

Дополнительные источники и литература

1. Агарева М.В. Планирование деятельности музыкального руководителя. Сопровождение детей 4-5 лет в мир культуры. ФГОС ДО. – Издательство: «Учитель».- 2018. – 126с.

2. Головина Б.С. Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для музыкальных руководителей: цифровая книга.  – Издательство: «Ridero», 2022.- 128с.

3.  Каплунова И.М.,  Новоскольцева  И.С. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий+3CD. Методическое пособие (рекомендации). - Издательство: «Печатная книга», 2021.- 308с.

4. Конкевич  С.В.  Мир музыкальных образов. Выпуск 1.  Конспекты музыкальных занятий.  – Издательство: «Детство – Пресс», 2018. – 24с.

5. Наглядно – дидактический комплект для детей 2-4 лет. В мире музыки (24 демонстрационно  -  дидактические карты).  -  Серия: «Музыкальное развитие». - 2-е изд. - Сфера, 2021. – 208с.

6. Наглядно-дидактический материал к теме: «Наш детский сад» / Книга Мозаика-Синтез - Программа, основанная на ECERS для 3-х лет. – Издательство: «Мозаика-сервис».- 2021.- 48с.

7. Радынова О.П. Методическое пособие с приложением. Музыкальные инструменты. Струнные. – Издательство «Сфера», серия  музыкальное развитие. – 2021. - 208с.

8. Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Логоритмика.  Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи:  электронное приложение. – Издательство: «Национальный книжный центр», 2021.- 208с.

 

Репортаж подготовила Суздалева Анастасия Владимировна, музыкальный руководитель.


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: