Нейропсихологические упражнения в работе логопеда
Подготовила: учитель-логопед Бадрызлова С.С.
В логопедической работе существует множество разнообразных приемов и технологий, уже давно ставших традиционными. В современном быстро изменяющемся мире существует потребность в использовании новых инновационных методик, которые являются эффективным дополнением к классическим методам и приемам. Сегодня мы поговорим про нейропсихологические упражнения или нейроигры.
Нейропсихологические упражнения – отличный помощник логопеда в коррекции речевых нарушений. Они помогают нормализовать психоэмоциональное состояние ребенка, улучшать его двигательные функции и зрительно-моторную координацию, развивать память, внимание (зрительное и слуховое) и решать множество других задач, которые стоят перед педагогом и ребенком, имеющим нарушение речи.
Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:
- игровая форма обучения;
- эмоциональная привлекательность;
- многофункциональность;
- автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью;
- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
- формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем – логопедом.
Зарядка
Подходит для детей с 3 лет, можно пробовать и раньше. Нарисуйте подобные карточки для ребенка, либо распечатайте и разрежьте этот лист. Ребенок берет карточку и пытается принять позу, показанную на рисунке, подвигаться в ней.
Ходьба по массажному коврику
В логопедической работе ходьба по массажному коврику используется в автоматизации звуков (ребенок называет слово на заданный звук и одновременно делает шаг по узкой дорожке)
«Колечки»
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. При каждом соединении пальцев ребенок произносит слог на заданный звук.
Ходьба по шнуру
Предлагаем ребенку пройти по шнуру, лежащему на полу, двигаясь от одного конца к другому след в след, приставляя мысок одной ноги к пятке другой.
«Лягушка»
Положить руки на стол. Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола. Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении. Можно использовать при автоматизации и дифференциации звуков.
«Кулак-ребро-ладонь»
"Кулак-ребро-ладонь" три положения ладони на столе, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, - ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками, и как можно быстрее.
«Ручка»
Ребенок сидит с прямой спиной, высунув язык и положив его на нижнюю губу. Взрослый берет ручку и плавно перемещает ее перед глазами ребенка. Ребенок глазами следит за ручкой и двигает языком вслед за глазами.
«Колено – локоть»
Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
Дыхательное упражнение, лежа на спине
Ребенок лежит на спине. Голова прямо, глаза смотрят в потолок. По инструкции взрослого «Вдох» ребенок поднимает прямые правую руку и левую ногу. По инструкции «выдох» ребенок опускает руку и ногу. Затем руки и ноги меняются.
Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.