|
Главная / Страничка логопеда / Логопедические тропинки / Развитие фонематического восприятия и слуха /
Знакомим детей с гласными звукамисб., 20.10.2018Участие родителей в речевом развитии не должно быть эпизодическим. Каждая речевая игра или упражнение с ребёнком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если вы, как родитель, самоустранитесь от этой работы, то пострадает ребёнок. Во время занятий с детьми в домашних условиях используйте разные наглядные средства: картинки, иллюстрации, кубики, игрушки. Отбирая материал, я постаралась, учесть вашу загруженность домашними делами и накопленную усталость. Предлагаю вашему вниманию следующие упражнения с детьми: «Хлопни, если услышишь в слове звук (А)»: Говорим слова (аист, рот, мыло, рама, каша, кит, кот). Ребёнок должен хлопнуть только в том случае, если услышит нужный звук в слове. Далее в игре изменяется заданный звук на (О), (У), (Ы), (И), (Э). Игра «Три слова». Объясняем ребёнку: «я произнесу три слова, а ты назови звук, который встречается во всех этих словах (утка, уши, ужин). 2 вариант игры: выделяем услышанный звук из конца слов (О): кино, пальто, окно. 3 вариант: далее выделяем звук из середины слова (Ы): сыр, дым, мыло. Следующее упражнение: «Путешествие по комнате»: Побеждает тот, кто найдёт больше предметов, обозначаемых словами, с определённым звуком, например: А, О, У, Ы, И,Э. 2 вариант игры: у каждого играющего по 4 фишки определённого цвета. Найдя предмет, обозначаемый словом с оговорённым звуком, играющий кладёт фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки. В конце игры - проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребёнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него. Игра с мячом «Звуки спрятались в словах»: Предлагаем ребёнку такие условия игры: «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч, а ты будешь ловить его только тогда, когда в названии услышишь звук (например «А», «О», «У», «И», «Ы», «Э»). Если в слове нет этого звука, то мяч ловить не надо. Игра «Назови предметы (одежду, посуду, мебель и т.д.)» Ребёнку бросаем мяч, называя слова из разных обобщающих понятий, например фрукты на звук «А». Он возвращает мяч обратно, называя видовые понятия (апельсин, арбуз, абрикос, ананас). Так можно классифицировать диких и домашних животных, насекомых, рыб и птиц. Дети – дошкольники очень любят двигаться, поэтому вашему вниманию хочу предложить подвижные игры: «Лягушка» Предложите ребёнку выделить звук из ряда гласных: А,О,У,И.Э, Ы. Скажите ему, что он будет прыгать как лягушка, если звук услышит «А», а на другие звуки опускать низко руки. По аналогии проводится игра и на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки. Игра «Узнай букву» 1 вариант: Вы показываете букву. Произносите стишок и одновременно показываете движение; дети повторяют за вами: А- А- А- А- Закачалась голова. (Качать головой вправо- влево.) О- О- О-О- Закрутилось колесо. (сложить руки кольцом перед собой, слегка вращать вправо- влево.) У- У- У- У- У машины руль держу. (вытянуть руки вперёд, «держать руль».) И- И- И- И- Руки выше потяни. (тянуть руки вверх.) Ы- Ы- Ы-Ы- Моем в доме мы полы. (Опустить руки вниз, отводить вправо- влево.) Э – Э – Э –Э – Две руки на голове. (Поднять руки за голову.)
2 вариант. Когда ребенок запомнит буквы, можно ему их показать. Ребенок будет произносить стихи и выполнять соответствующие движения. С помощью этих занимательных игр со словами можно достичь удивительных результатов: они побуждают ребёнка думать, искать и пробуждают интерес к познавательной деятельности, а это – основа обучения!
|