|
Пальчиковый театр в речевом развитии ребенкачт., 18.10.2018Составитель: учитель – логопед МАДОУ ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени С.С. Бадрызлова Вследствие целого ряда причин у детей, страдающих речевыми нарушениями, нарушаются, речевая активность у детей резко снижена. Пальчиковый кукольный театр в таком случае может служить средством для активизации речевой деятельности детей. Его основные цели:
В логопедической работе можно использовать как покупной пальчиковый театр, так и самодельный, который помогают изготавливать родители. Используется: — для инсценирования русских народных сказок («Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и т. д.) — для разыгрывания коротких диалогов («Лис и мышонок», «Медведь и лиса» и т. д.) Речевой материал закрепляется через пальчиковый театр, поэтому прослеживается связь с лексической темой занятия. Например, при изучении лексической темы «Дикие животные» разыгрывается сказка «Теремок» (где присутствуют дикие животные). Или, например,: при изучении лексической темы «Дом. Жилище» разыгрывается сказка «Три поросенка». Здесь же идет автоматизация звуков у говорящих детей и вызывание звукоподражания у неговорящих детей. Для лучшего понимания детьми смысла взаимодействия и взаимоотношений персонажей эмоционально разыгрываются нравственно насыщенные ситуации с доступным сюжетом, короткими диалогами персонажей. Для этих целей очень подходят русские народные сказки («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др.) Сначала проводится предварительная работа: знакомство с художественным произведением в книге, прослушивание, анализ сюжета, разбор действий и поступков персонажей, их характеристика. Затем детям показывается образец инсценировки, подробно обыгрывается каждая сценка, проговаривается реплика. А потом уже сами дети участвуют в разыгрывании сказок и диалогов. Дети получают положительный эмоциональный заряд, преодолевают робость, застенчивость. Становясь активными участниками процесса, они отвлекаются от своих речевых трудностей, т.е. происходит речевое раскрепощение ребенка, несмотря на имеющиеся у него речевые возможности. Кроме того, пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики рук. А мы знаем, что существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление ее недостатков. Таким образом, решаются следующие задачи: — повышение мотивации и потребности в речевом общении — правильная оценка речевой ситуации — усиление контроля за речью — подражание речевому образцу Из всего этого вытекает вывод, что пальчиковый кукольный театр: — регулирует психоэмоциональное состояние детей — формирует положительную мотивацию к занятиям — помогает преодолевать барьер в общении — создает ситуацию успеха для каждого ребенка — создает эмоционально— благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия — тем самым позволяет осуществлять активизацию речевой деятельности наиболее эффективно.
|