|
«Весёлое, увлекательное и полезное занятие – пальчиковые игры»пт., 25.01.2019Составитель: учитель – логопед МАДОУ ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени Т.В. Синицкая Прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и не согласованны. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей. Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело. Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И вам, родителям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи. Когда малыш говорит и стихами сопровождает упражнения из пальчиковой гимнастики — это делает его речь более четкой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образом, он может усилить контроль за своими движениями. Зачем нужны пальчиковые игры? - поднимают настроение ребенка - собирают вместе семью, укрепляя контакт между поколениями - стимулируют развитие головного мозга через развитие мелкой моторики - стимулируют развитие речи малыша - дают знание об окружающим мире, быту, самом себе... 1. Знакомимся с ручками Побудка Будут пальчики вставать, Наших деток одевать. Встали пальчики - ура! Одеваться нам пора. Семья Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья. Как зовут пальчики Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой! Этот пальчик для того, чтоб показывать его! Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине! Этот пальчик безымянный, он избалованный самый! А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал! Что делают пальчики (Поочерёдно загибаем пальчики) Этот пальчик — в лес пошёл, Этот пальчик — гриб нашёл, Этот пальчик — занял место, Этот пальчик — ляжет тесно, Этот пальчик — много ел, Оттого и растолстел. Ладошки Ладошки вверх, Ладошки вниз, А теперь их на бочок И зажали в кулачок. Раз, два три четыре пять! 1. Один, два, три, четыре, пять - (Разжимаем поочередно пальчики из кулачка) Вышли пальчики гулять. Один, два,три, четыре, пять - (Зажимаем пальчики в кулачок) В домик спрятались опять! 2. Раз, два три четыре пять! Будем пальчики считать Крепкие, дружные, Все такие нужные. На другой руке опять: Раз, два, три, четыре пять! Пальчики быстрые, хоть не очень чистые! Много пальчикам хлопот: То играют в ладушки, То зачем-то лезут в рот, Книжки рвут у бабушки... Переделав все дела, Тянут скатерть со стола. Лезут в соль и в компот, А потом наоборот. Пальчики дружные, все такие нужные! З. Александрова Этот пальчик хочет спать Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать, Этот пальчик уж вздремнул, Этот пальчик уж уснул. Этот крепко, крепко спит, И тебе он спать велит. 2. Зоосад Сорока Сорока, сорока! Где была? - Далеко! Печку топила, Кашу варила, На порог скакала Гостей созывала. Идет коза рогатая (Изображаем пальцами «козу») Идет коза рогатая Идет коза бодатая, Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп. Кто каши не ест, Молока не пьёт, Забодает, забодает, забодает. Черепаха Шла по полю черепаха (идем пальчиками) И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат) Говорит она: «Кусь, кусь! ( большой и указательный пальцы «кусаются») Никого я не боюсь!» ( отрицание –указательным пальцем) Сороконожки Две сороконожки ( Средний и указательный пальчики перемещаются) Бежали по дорожке. Встретились, (Ладошки друг напротив друга) Обнялись, (Ладошки переплелись) Насилу расстались - (Ладошки разжались) И – попрощались! (Ладошки машут, прощаясь) Котик (действия по смыслу) Котик лапкой умывается Видно, в гости собирается Вымыл носик. Вымыл ротик. Вымыл ухо. Вытер сухо. Рыбка Рыбка в озере живет (Ладошки соединены и делают плавные движения) Рыбка в озере плывет Хвостиком ударит вдруг (Ладошки разъединить и ударить по коленкам) И услышим мы – плюх, плюх! (Ладошки соединить у основания и так похлопать) 3. Социальные игры Замок На двери висит замок Кто его открыть бы смог? (Руки в замке) Потянули, ( Пальцы тянем, не разжимая) Покрутили, ( Вращаем руки, пальцы не разжимая) Постучали (Стучим основанием ладоней) И – открыли! ( Руки разжимаются) Апельсин Мы делили апельсин (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает) Много нас – а он – один. Эта долька – для ежа ( Правой рукой поочередно разжимаем пальцы на левой) Эта долька – для чижа руке, начиная с мизинчика) Эта долька – для котят Эта долька - для утят Эта долька - для бобра А для волка – кожура! ( Встряхиваем обе кисти) 4. Помогаем маме и бабушке по дому Тесто Тесто мы месили ( Сжимаем кисти рук) Мы пирог лепили ( Ладошки «лепят») Шлеп, шлеп, Шлеп, шлеп Слепим мы большой пирог! ( разводим руки) Капуста Мы капусту рубим, рубим ( Ладошки движутся параллельно друг другу) Мы морковку трем, трем ( Кулачки трут друг друга) Мы капусту солим, солим ( «солим» щепоткой) Мы капусту жмем, жмем ( Пальчики сжимаем и разжимаем) В баночку кладем и пробуем. |