Версия сайта
для слабовидящих

Тактильные мешочки в работе учителя-логопеда

  чт., 07.12.2023

Тактильные мешочки в работе учителя-логопеда

Сенсорное восприятие – важнейшая составляющая гармоничного и полноценного развития ребенка. Это умение распознавать характеристик формы и структуры предмета путем непосредственного контакта с кожей.

Тактильные (сенсорные) мешочки – это небольшие “мешочки” или “подушечки”, наполненные различными наполнителями: крупами, бусинами, мелкими предметами. Главное - чтобы наполнители были разными по размеру и фактуре, тогда на ощупь можно отличить один мешочек от другого. В целях безопасности такие мешочки зашиты со всех сторон, чтобы содержимое не высыпалось.

Тактильные мешочки - отличный инструмент для развития сенсорных способностей детей, начиная с самого раннего возраста. На логопедических занятиях с помощью таких мешочков можно осуществлять различную деятельность. Предлагаю познакомиться с некоторыми упражнениями и играми.

Для начала дети знакомятся с названием того или иного наполнителя, наблюдают его на картинке и в прозрачном пакетике. Называют самостоятельно. Также дети знакомятся сенсорными свойствами того или иного наполнителя. Например: вата мягкая, пушистая, воздушная, легкая.

 

Каждый мешочек имеет пару – второй мешочек с тем же наполнителем. Когда дети хорошо усвоят свойства материалов, можно играть в игру «Найди такой же».

Самым маленьким детям можно предложить игру «Разложи по цвету» с использованием схемы.

Для детей более старшего возраста предлагаем игру «Найди по описанию». Например, предлагаем ребенку найти мешочек, наполненный чем-то мелким, круглым, желтым и сьедобным (пшено).

Игра «Найди противоположность». Предлагаем ребенку взять в руки мешочек, описать свойства материала внутри. Затем предлагаем ребенку найти мешочек и противоположным по свойству материалом. (Пенопласт легкий – гайки тяжелые, пуговицы плоские – помпоны объемные, пшено мелкое – фасоль крупная и т.д.).

Также мы используем тактильные мешочки для развития ловкости, координации, ориентации в пространстве и схеме тела. Для этого используем следующие упражнения «Попади в мишень», «Право-лево» (предлагает ребенку взять мешочек в правую/левую руку, подкинуть мешочек правой рукой, а поймать – левой и т.д.). Также можно проводить по изучению частей тела (положи мешочек на правое колено, левый локоть и т.д.) или работать по схемам тела.

Игры с сенсорными мешочками позволяют развивать восприятие свойств предметов, речь, ориентацию в пространстве и решать многие другие задачи.

подготовила: учитель-логопед Бадрызлова С.С.


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: