Версия сайта
для слабовидящих

«Играя дома, развиваем речь детей…»

  вт., 10.10.2023

        Словарный запас дошкольников к шести годам достаточно наполнен, но дети испытывают затруднения в подборе синонимов и антонимов, родственных слов, притяжательных прилагательных, не всегда правильно употребляют приставочные глаголы и существительные, обозначающие, названия профессий. Дети не всегда точно могут объяснить значение знакомого слова, подобрать более 2-3-х прилагательных или глаголов к заданному существительному.

        Устранить пробелы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарный запас ребенка, развить интерес к общению, к речи, что, несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе, помогут игры по развитию речи.

        Для игр можно использовать любые игрушки или картинки, предметы, продукты, то есть то, что найдется в каждом доме. Никаких дополнительных и специальных пособий вам не понадобится. А чтобы ребенку было интересно, выберите персонаж (зверушку) и от его имени ведите с ребенком диалог и увидите в какой восторг придет ваш ребенок.

Игры на развитие мыслительных процессов и связной речи

    Игра «Догадайся, что это?»

       Взрослый описывает какой-то предмет, называя как можно больше признаков, ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь.                   

Например: — это фрукт, оно спелое, круглое, сладкое, румяное, сочное, из него варят компот, делают джем и варенье.                                                                         

— Это овощ, он вкусный, овальный, зелёный, хрустящий, полезный, его употребляют в свежем виде, делают салат, маринуют.

Игра «Узнай животное по описанию»

          Выкладываем на стол несколько игрушек: льва, жирафа, верблюда, слона, белку, ежика, петуха и утку.

 -  Это животное живет в Африке, у него есть хобот и большие уши.

 -  А теперь ты загадай животное.

        Сделайте вид, что персонаж не может отгадать, чтобы ребенок придумал как можно больше определений для описания животного.

Игры на развитие тактильной памяти и чувствительности

Игра «Волшебный мешочек»

        Вам понадобиться любой мешочек, можно использовать коробку, накрыв материей. Положить в мешочек Слона, Ежа, Петушка и Жирафа. Предлагаем ребенку засунуть руку в мешочек, ощупать предмет и назвать.

Игры на развитие внимания и памяти.

Игры «Кто убежал», «Кого не стало», «Кто поменялся местами».

         Просим ребенка закрыть глаза или отвернуться и убираем одну, затем две игрушки или меняем местами.

Игры на развитие слухоречевой памяти

         Для   начала называем трёх животных. Нужно подать их в той последовательности, в которой назвали.

-  Дай мне Слона, Ежа, Льва. Если ребенок удерживает в памяти 3 предмета, это хорошо. Берём 4, 5 предметов.

Игры на развитие пространственной ориентировки.

         Предлагаем ребенку выполнить инструкцию. Поставь белку впереди, а ёжика сзади. Поставь льва справа от белки. Помести верблюда между белкой и львом. Используйте понятия выше, ниже, кто за кем. Попросите ребенка разделить животных на группы по месту обитания. «Домашние птицы», «Дикие животные», «Животные жарких стран».

Игры на формирование грамматического строя речи

  «Большой – маленький»

Большой слон, маленький слоник и т.д.

  «Назови семью»

ЁЖ, Ежиха и Ежонок и т.д.

Игра с мячом «Скажи наоборот»

   Взрослый бросает мяч и называет любое прилагательное, ребёнок должен назвать слово противоположное по смыслу: добрый – злой, широкий – узкий, пришёл – ушёл, бросил – поймал. 

Можно называть глаголы или предлоги…

Игра «Мой, моя, моё, мои»

       Игроки должны назвать предметы (овощи, фрукты, одежду, посуду…) про которые можно сказать: «Она моя», «Он мой», «Оно моё», «Они мои» …                               

Отрабатываем согласование существительного с числительным.

«Посчитай» 1 белка, 2 белки, 5 белок.

«Один-много» Один лев, много львов

Отрабатываем употребление предлогов

       Вам понадобится любая небольшая игрушка или мяч. Сначала игрушку будет прятать ребенок. Попросите его спрятать в коробку, положить на стол, под стол, между стульями и т.п. Во второй части задания игрушку прячете вы. Ребенок говорит – где она. Требовать полных ответов не обязательно. Главное, чтобы ребенок в ответе использовал предлоги и правильно употреблял падежные окончания существительных.

Игры на развитие словообразования.
«Какой, какая, какое, какие?»

-  У Ежа острые иголки, значит он ….. остроигольчатый ёж!

-  У верблюда длинные ноги, значит он какой? – Длинноногий верблюд.

-  У верблюда два горба и т.д.

         Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, задайте наводящий вопрос. Он одногорбый или двугорбый верблюд? Всегда оставляйте ребенку право выбора, для развития мыслительной деятельности.

«Покупаем (делаем) сок»

       Покупая в магазине продукты, выясните, какой бы сок хотел купить ваш ребёнок. Стоя в очереди, вспомните, из каких ягод и фруктов ещё делают соки и как они называются.

«Варим варенье», «Варим кашу (суп)»

Точно так же можно обговорить приготовление варенья, каши.

Игры на формирование фонематических процессов
Игры на закрепление операций слогового анализа

       Давай мы с тобой построим дома для животных. В одноэтажный домик посели животных, в названии которых 1 слог, в двухэтажный – 2 слога, в трехэтажный – 3 слога (Слон, Бел-ка, Пе-ту- шок)

Игры на развитие фонематического слуха

        Змейка очень любит шипеть «Ш-ш-ш». Она ищет друга, в названии которого слышится звук Ш. Давай поможем змейке. Называем животных. (Белка, Слон, Утка, Петушок, выделяя голосом звук Ш).

         Назови животное, название которого начинается на звук С, звук С стоит в начале слова. Звук Н стоит в конце слова. В слове РАК назови все звуки по порядку, сколько всего звуков?

     Вот сколько игр по развитию всех компонентов речи можно обыграть с таким небольшим количеством игрушек.

                                                               Информацию предоставила учитель-логопед Мачтанова Н.А.                                                                        


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: