Версия сайта
для слабовидящих

Юркова А.С., Денисова Ж.Н. Проект "Доброта"

 

Основы воспитания духовно-нравственного здоровья дошкольников

Ж.Н. Денисова, МАДОУ ЦРР - детский сад № 50, г. Тюмень

А.С. Юркова, МАДОУ ЦРР -  детский сад № 50, г. Тюмень

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая  наше общество, не в смене политической системы и в неустойчивом развитии экономики, а в разрушении духовно-нравственных основ личности. Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. Большая часть нарушений, с которыми сталкиваются сегодня педагоги и психологи, имеет социально-педагогическую и духовно-практическую природу. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Формирование основных  качеств личности начинается ещё в дошкольном детстве. Именно в этот период особо значимо духовно-нравственное воспитание ребенка – формирование ценностного отношения к жизни, к своему здоровью, обеспечивающего устойчивое гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. Педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми. Современные родители настолько заняты своими проблемами, работой, карьерным ростом, что не могут подчас выкроить нескольких минут, чтобы поговорить с ребенком по душам, почитать ему книгу, дать элементарные представления о добре и зле. И дети общаются чаще всего с телевизором или компьютером!

Подмена традиционных жизненных ценностей чуждыми нашей культуре установками, изобилующими в мультфильмах иностранного производства приводит к тому, что миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться неведомы современным детям.

Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. В этом смысле не может быть активного или пассивного воспитания. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет.

Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.    Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка.  Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.

Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.

Как изменить сложившееся положение? Как наладить духовно-нравственное общение детей? Как способствовать формированию у детей уважения, доброты, любви к сверстникам, родителям, педагогам,  людям старшего поколения?

Поиск ответов на эти вопросы и способствовал возникновению идеи создания социального проекта «Доброта». Актуальность этого проекта связана в первую очередь с социальным неблагополучием нашего общества, где нарушены каноны общения между подрастающим и старшим поколением.

Традиции, накопленный жизненный опыт передаются от поколения к поколению через общение и совместную деятельность взрослого с ребенком,  поэтому цель проекта: развитие духовно-нравственной связи  между детьми и родителями, педагогами, людьми старшего поколения.

Задачи:

  • развивать у дошкольников умение вежливо общаться друг с другом и окружающими;
  • воспитывать у малышей трудолюбие, аккуратность, доброжелательные отношения;
  • способствовать расширению круга общения детей  со взрослыми;
  • формировать коммуникативные умения и навыки воспитанников;
  • поддерживать и развивать проявления гуманности в поведении детей.

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей к самостоятельной жизни – важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует не только поиска наиболее эффективных путей, но и переосмысления уже известных.

  

Список литературы

 

  1. Алексеев, К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии / К.И. Алексеев //Вопросы психологии. 1996. №2. С. 73-85.
  2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с нем. Под общей редакцией д.ф.н. М.С. Мацковского/ Э. Берн. СПб -М.: «Университетская книга». 1997.
  3. Булашевич, Т.С. Через дремучий лес к душевной гармонии и к гармонии с внешними миром /Т.С. Булашевич // Журнал практического психолога. 1997. №6. С.123-126.
  4. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире /С. А. Козлова //Дошкольное воспитание. 2001. № 9.
  5. Юдина, Л.А. «Уроки вежливости»/ Л.А. Юдина. Дошкольное воспитание. 1988. № 4.

 


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 50 города Тюмени
625025, г.Тюмень, ул.Парковая 2-б
Телефон: +7 (3452) 21-53-43
Эл. почта: ds50@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: