Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека. Главное и важнейшее приобретение раннего возраста – речь.
В наше время развитие речи у детей в раннем возрасте является одной из самых важных и главных проблем, так как не у всех детей развитие речи происходит по установленным нормам.
Главный инструмент – создание речевой среды. Для ее создания используются несложные в исполнении приемы. Один из них – постоянный разговор с ребенком. С ним надо много говорить, проговаривать бытовые ситуации, эмоционально комментировать игры с игрушками и картинками. Задавать ребенку вопросы, выжидать паузу и самому отвечать на вопрос. Так ребенок пополняет словарный запас новыми словами и фразами.
«Чудесная корзинка»
Цель: выделять характерные признаки предметов, находить фрукты (овощи) по характерным им признакам (форма, цвет, тактильные ощущения, вкус). Активизация словаря прилагательных.
Оборудование: корзинка, фрукты, овощи (помидор, огурец, банан).
Игровое правило: назвать предмет, его цвет и форму.
Игровые действия: нужно описать предмет, называя по очереди по одному признаку.
Ход игры: Педагог достаёт из корзинки овощ, дети отвечают на его вопросы: что это? (Это помидор) Какой помидор? (Помидор красный, круглый). Аналогично с другими овощами.
«Летят снежинки»
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных
мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям
про зиму.
- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на
снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все
поднимают вату, и игра повторяется снова.
«Ладушки»
Цель игры: приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы.
Ход игры: Дети садятся в кружок на стулья. Воспитатель занимает такое положение, чтобы его видели все, и говорит: "Дети, сейчас мы поиграем в игру "Ладушки". Давайте похлопаем в ладоши! Хлоп! Хлоп! - хлопают в ладошки".
Слова:
Ладушки, ладушки!
Где были? - У бабушки!
- Что ели? - Кашку!
- Что пили? - Простаквашку!
Кашка масленька,
Простокваша сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу-у-у- полетели!
На головку сели
Сели, посидели,
Прочь улетели!
Движения:
Воспитатель и дети тихонько хлопают в ладоши в такт словам потешки.
Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. На слова "Прочь улетели" разводят руки в стороны и опускают на колени.
«Надуваем воздушный шарик»
Цель: формировать речевое дыхание у детей как базу для развития правильного звукопроизношения.
Описание игры: вот как шарик надуваем!
И рукою проверяем.
(Делаем вдох)
Шарик лопнул – выдыхаем.
Наши мышцы расслабляем!
Дышим легко…ровно…глубоко…
Каждый ребенок – это личность, в которой заложен свой уникальный путь развития. Не стоит торопить малыша. Лучшее, что можно сделать для развития речи ребенка – это обеспечить маленького человека безопасным пространством с развивающим материалом и помочь организовать в нем деятельность. Только ваше доверие ребенку поможет ему развиваться легко и гармонично.
Репортаж подготовила: Бельских Ирина Анатольевна, воспитатель.